Статья-размышление
статья по английскому языку по теме

Воронина Анна Борисовна

Статья -размышление о современной проблеме учащихся,

которые стали мало посещать музеи, интересоваться искусством и историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_voronina_a.b.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Никогда не бывает больших дел

 без больших трудностей

Вольтер

     «Почему современные дети стали меньше посещать музеи  и интересоваться искусством?»  Я думаю, что этот вопрос задавали   многие  учителя и родители. Такого рода проблема возникла и в моей педагогической деятельности, поскольку я являюсь учителем английского языка,  и в курсе обучения мы обсуждаем тему «Искусство» и проводим уроки по истории Санкт-Петербурга. Столкнувшись с тем, что дети не очень интересуются искусством и историей, не часто посещают музеи, я вынуждена была попытаться восполнять данные пробелы и попробовать ответить на их  вопрос: «А зачем это надо?»

     Мне, как человеку,  родившемуся и живущему в городе-музее,  и гордящемуся шедеврами архитектуры, историческими памятниками и богатейшими коллекциями музеев, стало так неподдельно обидно за современное молодое поколение, которому не смогли или может даже не пытались (здесь основная вина лежит,  прежде всего, на родителях) привить любовь к искусству, «раскрыть глаза» на окружающий их мир уникального города, что я решила хоть малую толику усилий приложить в решении задачи взаимодействия  музея и школа.

    Многие знают, что проблемы эти возникли не сегодня, их пытаются решить не одно столетие и не в одной стране, наработан опыт и есть уникальные интересные разработки, применявшиеся или используемые в современном мире. Вопрос в другом – почему решение данных проблем то вспыхивает, то угасает!?

     В середине 80-х сотрудничество музея и школы получило новый виток и бурно развивалось, имело положительные результаты. Но постепенно огонек энтузиазма стал гаснуть, появились трения и взаимные претензии; политические и экономические перемены в стране и их последствия так же повлияли на ход совместного сотрудничества музейного и школьного образования. Но, согласитесь, в истории развития чего-либо всегда так: периоды подъема и спада, смена жизненных приоритетов и интересов. Безусловно, это отображается на подрастающих поколениях, и мы имеем то, что имеем в силу субъективных и объективных причин. А ведь дети по сути одни и те же, только  окружающий  мир накладывает на них свой отпечаток.

    Вот и получается, что современному школьнику куда более увлекательно посмотреть кино, чем почитать книгу; посидеть в чатах, чем пообщаться с друзьями или пойти в поход; познакомиться с виртуальным музеем, чем окунуться в пространство реального. Но не все так печально, сейчас школьника тоже можно «затронуть за живое», заинтересовать  природой и искусством, книгой и театром, только надо правильно подобрать «ключик».

     Мне знакомо немало педагогов, которые плодотворно работают на благо взаимодействия школы и музея и имеют неплохие результаты. А отзывы детей о музеях говорят о том, что сотрудники многих из них стараются привлечь и заинтересовать современных юных посетителей.  Но проблема  остается актуальной! Почему? На мой взгляд, учителя в основной своей массе не хотят заниматься «лишней» работой, тратить свое время, придумывать и изобретать новые пути решения в преподавании своего предмета, значительно проще провести урок в аудитории, чем ехать куда-то в музей (столько лишних хлопот!) А  творческих учителей сами музейные работники отвергли, запретив им проводить свои собственные уроки в музее. (Лично мне тайно пришлось давать урок в Эрмитаже со своей группой английского языка).

    В Милане, например, в музее науки и техники  Леонардо да Винчи существуют целые классы-аудитории для проведения уроков физики, химии, естествознания. Сотрудниками музея разработаны специальные брошюры с уроками по  использованию музейных экспонатов, которые предлагаются в помощь учителю-предметнику.  Там есть специальные мастерские, где дети своими руками, например, могут сделать модели по чертежам самого Леонардо! Получается, что музей готов предоставить помещения, экспозиции для изучения, разработать уроки и все это – в помощь учителю. Не удивительно, что учителя видят свое законное место в этой логической цепочке взаимодействия школы и музея. Ведь именно педагог лучше знает своих детей, их способности и как лучше преподать детям необходимую информацию во внеаудиторном пространстве. Вот и получается, что уроки в музее для миланских школьников привычное дело, их в непринужденной обстановке знакомят с экспонатами, они участвуют в процессе исследования и экспериментирования, а ведь любопытство и заинтересованность – главный механизм в изучении предмета.

Но что еще меня шокировало: нам иностранным туристам  была дана анкета с вопросами, а для ребенка творческие задания. Мы сами (без экскурсовода)  ходили по музею, рассматривали выставки и пытались ответить на поставленные задачи, ребенок изучал и рисовал. А самое главное – это было так увлекательно, что три часа пролетели незаметно!

     Наши музеи, безусловно,  могут похвастаться экскурсиями-путешествиями или экскурсиями-исследованиями;  дети с энтузиазмом участвуют в процессе познания, а потом с восторгом вспоминают время пребывания в музее, но главное  - выносят в душе и в голове нужную информацию, умело и ненавязчиво, получив ее. Надо не только увеличивать неординарные и увлекательные  образовательные программы, но музеям  лучше себя рекламировать, улучшить механизм информирования школ.

     Беседуя со своими учениками-старшеклассниками, я пришла к выводу, что они готовы без принуждения посещать музеи, только им хочется быть непосредственными участниками процесса, а не просто слушателями. Они хотят сами анализировать экспонаты, делать свои выводы, дискутировать, «потрогать» предметы, что-то сотворить своими руками. И экскурсовод при этом должен быть координатором и «источником» вопросов и заданий, а лишь затем «главным знатоком» информации, делающим верные замечания и выводы. Мне кажется, именно такого рода экскурсии заставят детей «развернуть лицо» в сторону музеев, именно неординарного подхода ждет школа от музейных работников и музейных педагогов. Учителя, со своей стороны, должны в аудиториях  «подготовить почву» перед посещением экспозиций: преподнести необходимую информацию, задать вопросы для размышления, на которые окончательно можно ответить, только находясь в музее, сделать небольшие проектные работы, направленные на поисковую деятельность учащегося.

     Я считаю, что педагогический потенциал наших петербургских музеев огромен и именно музею отведена особая роль в образовательном пространстве, именно музей способен систематизировать знания об окружающем нас мире. И в данной проблеме нет  правых и виноватых, и музей и школа  по-своему несут ответственность за угасание взаимоотношений. Как музейные работники, так и педагоги должны идти в ногу со временем, учиться понимать и заинтересовывать современного школьника, ведь не достигнуть больших результатов, не решая большие трудности!

     Воронина А.Б. (учитель английского языка,  школа  №368, СПб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»

Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в  данной статье....

Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии

Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....

статья "Размышление учителя истории"

В статье помещено рассуждение учителя о роли современного урока истории в школе...

Статья "Размышления о профессии учителя"

В жизни каждого человека есть такие люди, которыми я бы назвала "Зрячими посохами" (термин В.П.Астафьева). В данной статье я размышляю о професси учителя, делюсь своими наблюдениями и впечатлениями о ...

Статья-размышление по книге Ж..Ж..Руссо «Эмиль или о Воспитании»

Статья-размышление по книге Ж..Ж..Руссо «Эмиль или о Воспитании»...

Статья. Размышления по «Интегральному гуманизму» Жака Маритена

В этой работе я размышляю о вопросах внутренней свободы каждого ребенка, что, по мнению Жака Маритена, является высшей ценностью образования....

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...