Использование современных обучающих технологий
статья по английскому языку по теме
В данной статье описывается опыт работы по использованию современных обучающих технологий на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pedagogicheskogo_opyta.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных обучающих технологий учителя английского языка
Пискуновой Татьяны Григорьевны
Высшая квалификационная категория
Гимназия № 15 г. Сочи
Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо, но я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд проектные и информационно-коммуникационные технологии.
Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.
Работу над проектом я провожу поэтапно:
1.Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.
2.Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.
3.Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.
Я работаю по учебникам SPOTLIGHT программа, которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие: The person I admire (7 кл.) Famous рeople ( 6-7 кл.) Sochi (7кл.) Animals in danger (8 кл.) My family (4 кл.) My day (4 кл) Themе parks (7 кл.) English-speaking countries (8-11кл), Customs and traditions (9-11 кл.), Film/ Book reviews(8-11кл.)
На протяжении 10 лет я использую проектную технологию. Результатом использования этой технологии явилось высокое качество знаний выпускников, только «хорошие» и « отличные» знания на краевых контрольных работах и экзаменах в 9-х и 11-х классах.
Ниже я привожу описание содержания и организации одного из проектов по теме «Экология». Нет необходимости говорить о том, на сколько актуальна экологическая проблема во всем мире. Этим проектом я старалась заинтересовать учащихся темой защиты окружающей среды, привить любовь и уважительное отношение к природе и животным.
В начале работы я организовала обсуждение темы проекта. Я объяснила, что выполнение проекта предполагает групповую работу. Все учащиеся были поделены на группы по 4-5 человек: первая группа была ответственна за организацию ролевой игры, вторая - за организацию обсуждения проблемы, третья- работала над постерами по теме « Экология», а четвертая – работала над проектом « Красная книга»
Содержательная сторона проекта включала в себя следующие вопросы:
Загрязнение воздуха и воды. Уничтожение лесов.
Защита окружающей среды и выработка мер по защите окружающей среды.
« Красная книга» Животные, занесенные в « Красную книгу».
Кавказский заповедник.
Учащиеся использовали очень интересные и действенные формы и приемы реализации проекта:
- подбор песен, стихов, кроссвордов, вопросов к викторине, посвященных животным.
- изготовление карты « Исчезающие животные»
- постеры и рисунки на экологическую тему.
Очень порадовали меня интерес, творчество, вдохновение детей. Даже не очень «сильные» ученики активно участвовали в работе, в оформлении проекта.
Во время подготовки проекта я выступала в качестве консультанта и помощника в подборе материала, исправлении ошибок, давала советы.
Итогом работы было проведение «круглого стола» с ролевой игрой, защитой проектов, викториной и уборкой школьного двора т.е создание материального проекта. Все это заняло 2 часа.
Работа над проектом дала возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения АЯ, научила их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, позволила реализовать свои умения и знание АЯ как средства получения новой информации. Работа над проектом помогла сформировать у учащихся понимание, что такое экология, формированию у них чувства ответственности. Реальным продуктом, полученным в ходе выполнения проекта, стал школьный двор, очищенный от мусора.
В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.
Очень интересным было проведение открытого внеклассного мероприятия с использованием ИКТ «Круиз по Черному морю». Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало у учащихся толерантность через знакомство с культурами стран Причерноморья.
В рамках участия в профессиональном городском конкурсе «Современные образовательные технологии в учебной и воспитательной работе» разработка этого мероприятия заняла II место.
У меня имеется большая коллекция презентаций, выполненные учащимися с 4 по 11 класс, которые имеют познавательную и практическую значимость.
Мои учащиеся активно принимают участие в предметных неделях, конкурсах и научно-практических конференциях, на которых они защищают свои проекты. Результатом использования современных технологий являются призовые места учащихся в региональной научно-практической конференции «Возрождение».
Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам быстро получать недостающую информацию как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.
Имея аудио и видеотеку практически ко всем темам курса, по возможности стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Кассеты и диски к учебникам Spotlight (2-8 класс), Link( 8 класс) и Enterprise (10-11 классы ) дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, приобретённым в результате поездки в Англию дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте, музыке и о многом другом
В последнее время, когда у меня появилась интерактивная доска, я использую компьютерные обучающие программы, как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму и при отработке и проверке грамматического материала.
Многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет. Это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации. Учащиеся пользуются компьютером при выполнении проектных работ, а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый материал включить в содержание урока и для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.
Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Например, мною был проведен урок в 5 –м классе по теме: TV families c использованием
образовательных технологий: развитие критического мышления (мозговой штурм, синквейн, рефлексия), выполнение проектов. Учащиеся защищали презентации о своей семье. Мною был подготовлен материал о знаменитой семье Симсонов. В качестве домашнего задания был дан текст и задания к нему о другой знаменитой семье Флинстонов. Этот материал был взят из Интернета. Урок получился ярким и запоминающимся.
Мои материалы по использованию информационно- коммуникативных технологий размещены на сайтах фестиваля педагогических идей « Открытый урок» festival.1september.ru, www. pedsovet.ru, гимназии www.gs15 и персональном сайте http:// piskunova.my1.ru ; опубликованы в сборнике тезисов фестиваля педагогических идей Открытый урок и в сборнике тезисов по материалам краевой конференции « Актуальные проблемы преподавания ИЯ в школе.»
Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по следующим вопросам.
1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы? Все ребята дали положительный ответ.
2. Что дает применение ИКТ?
Самыми распространенными были ответы:
Способствует запоминанию
Дает дополнительную информацию
Делает урок более интересным
Привлекает внимание
Реализует возможности и развивает творчество.
Из этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания современного ученика.
В заключении хочется подчеркнуть, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Особенно это становится актуальным в преддверии подготовки к Олимпийским играм, которые пройдут в Сочи. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование современных обучающих технологий
Доклад для учителей иностранного языка представленный на МО ....
Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий.
Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязыва...
Отчет об использовании современных обучающих технологий учителя химии и биологии МОБУСОШ № 1 города Новокубанска Черновол Натальи Васильевны.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ори...
Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"
Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...
Использование современных обучающих технологии на уроках истории Древнего мира
Лично мне эта игрушка очень понравилась. Электронные пазлы: простейшее управление, историческая тематика картинок, яркое оформление. Добавляем рекламный баннер, содержащий простую историческую информа...
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...
Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся
В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...