Статья на тему: "Применение проектной технологии на уроках иностранного языка."
статья (английский язык) по теме
Применение проектной технологии на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proektnoy_tekhnologii_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение проектной технологии на уроках иностранного языка.
Семенченко Наталья Сергеевна
преподаватель иностранного языка
ОГАОУ СПО ЧАМТ
пос. Чернянка, Белгородская обл.
Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей.
В настоящее время на уроках иностранного языка широкое распространение получила проектная технология. Популярность данной технологии, как среди студентов, так и среди преподавателей объясняется тем, что, прежде всего, проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет студенту выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания из разных источников. Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть «ничейными», они органично присваиваются студентами, становятся процессом самостоятельного автономного овладения системой познавательной учебной деятельности.
Решив использовать проект при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, преподаватель должен разработать план проектной работы, соответствующий этапам проведения проекта (подготовительный, организация работы, учебные задачи для студентов, дать рекомендации по подбору материала; спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов). Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая необходима и может принимать различные формы.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
- Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация студентов.
- Студенты получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
- В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие студентов друг с другом, с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом.
- В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на студентах. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
- Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность студентов за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый студент, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Существуют следующие основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоритическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная(индивидуальная, парная групповая) деятельность студентов на уроке или во внеурочное время;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- обсуждение в движении гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов, корректировка, выводы (использование входе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отсчётов, зашиты проекта и т.п.)
Можно выделить следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:
- представление ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
- выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
- обсуждения методов проверки принятых гипотез в малых группах(в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждавших или опровергающих гипотезу;
- защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
- выявления новых проблем.
Поскольку в курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, отбор тематики проводится с учётом практической значимости для студентов. Главное - это сформулировать проблему, над которой студенты будут трудиться в процессе работы над темой программы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения иностранного языка:
- конструктивно-практические проекты (буклет, дневник наблюдений);
- игровые – ролевые проекты (ролевая игра, драматизация или сочинение собственной пьесы);
- информационные и исследовательские проекты (например, «Английский язык, как язык международного общения»);
- проекты конкретного социологического обследования;
- издательские проекты;
- сценарные проекты
- творческие работы (например, свободное литературное сочинение и литературный перевод произведения на родной язык).
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Студенты могут задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочниках и словарях. Если проект выполняется индивидуально, студенты могут работать над ним и дома.
При защите проекта важно учитывать следующие моменты:
- качество предоставленного материала: композиция, полнота предоставления работы, подходов, результатов, аргументированность;
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
- культура речи, использование наглядных средств;
- ответы на вопросы, полнота выступления, убежденность;
- инновационность.
Логическим завершением каждого этапа обучения является контроль. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет то, чему научили, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения. Система контроля устного неофициального общения студентов должна проверять их способность решать коммуникативные задачи, достигать коммуникативные цели, используя иностранный язык как средство общения в различных ситуациях.
При контроле выполнения проектов и оценки результатов данной деятельности все критерии согласуются совместно студентами и преподавателем. Критерии оценки определяются в начале работы над проектом, определяются ее творческим характером и включают такие параметры, как:
- Оценка собственного проекта (в зависимости от его типа по критериям дизайна, композиции, полноте содержания, информационным характеристикам, качеству решения выделенных проблем, аргументированности, убедительности и др.).
- Оценка качества текста (глубины содержания, раскрытия проблем, связанности, последовательности, языкового оформления, редакционной стороны и др.).
- Оценка качества презентаций (по содержательным параметрам и степени воздействия на аудиторию).
- Оценка вклада в работу над проектом каждого участника (включая оригинальность, степень творчества, качество выполнения задач и др.).
- Оценка умения взаимодействовать в группе (общение, сотрудничество, взаимоподдержка, деловые качества участников, работа команды и др.).
Обязательным этапом работы над проектом является подкрепление. Особенно важная роль преподавателя в проектной технологии на данном этапе «постпроектной работы». Эта работа направлена на закрепление и упрочение результатов овладения изучаемым языком и культурой, осуществление необходимой коррекции языковых навыков и речевых умений, поддержание потребности и интереса к самостоятельной творческой деятельности.
В ходе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития студентов средствами иностранного языка, так как дает возможность:
- включать студентов в исследовательскую, поисковую и реально практическую деятельность техникума и за его пределами, что способствует их социализации;
- индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим студентам право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
- использование современных технологий для сбора и обработки информации;
- интегрировать знания из различных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира.
Исходя из выше изложенного, следует, что использование метода проектов на уроках иностранного языка способствует формированию фонетических, грамматических и лексических навыков.
Литература.
- Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак ин.яз. высш. пед. учеб заведений./ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр " Академия", 2006
- Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997
- Современная методика обучения иностранным языкам Н.Д. Гальскова, издательство "Аркти", Москва 2004.
- Методика проектной работы на уроках английского языка В.В. Копылова, "Дрофа" Москва 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о значимости применения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.
План.1. Концепция здоровьесберегающего образования.2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.3. Культура здорового образа жизни личности.4. Оп...
Проектная технология на уроках иностранного языка
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
Игровая и проектная технологии на уроках иностранного языка.
В данной статье кратое теоретическое обоснование использования игровой и проектной методики на уроках английского языка и примеры использования на уроках из собственного опыта работы....
Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"
При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...
Статья на тему: "Применение современных информационных технологий на уроках математики"
Информационные технологии являются одним из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуал...
«Использование проектных технологий на уроках иностранного языка»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
Статья предназначена для учителей иностранных языков, для студентов педагогических университетов...