Активные методы обучения
статья по английскому языку по теме

Верхотурцева Галина Александровна

В предлагаемой работе дается определение и классификация активных методов, а также приводится множество примеров активных методов обучения, которых успешно приеняются мною на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya_metod._seminar.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Активные методы обучения»

      В связи с современными потребностями общества в настоящее время происходит модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять общение с носителями языка. Развитие каждого ученика через развитие его интереса к предмету – считаю  в этом заключается залог успеха обучения. Но обучая иностранному языку, мы сталкиваемся с проблемой – ученикам не всегда легко дается овладение новым языком. Что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса учащихся к учению.  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Работая над этой проблемой, заметила, что дети постепенно теряют интерес к предмету. С целью определения уровня познавательной  активности  учащихся совместно с психологом в конце 2010 г.среди учащихся 4-х классов было проведено анкетирование. В результате анкетирования выяснилось, что у детей достаточно высокий уровень тревожности на уроках англ. языка. Именно такие результаты подтолкнули меня к поиску  качественно новых методов и приемов, которые позволили бы мне сделать процесс обучения более результативным, увлекательным и личностно-ориентированным.

Свой выбор я остановила на АМО.

Дак что же такое «Активные методы обучения» - новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

АМО – это система методов, которые не только дают учащимся знания, но и обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

      Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Наиболее важными, на мой взгляд являются:

- принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.

- принцип «негативного опыта».  Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся учатся избегать ошибок, анализируя изучаемый материал, убеждаясь в необходимости более глубокого изучения материала.

- принцип «от простого к сложному». Преподаватель организует занятие с учётом нарастающей сложности материала и применяемых методов.

- принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.

- принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.

- принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности.

Как показывает, практика особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. АМО позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. С этой целью я стараюсь использовать различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации.

         Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

         Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся на уроке, создать рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО. Что я и делаю.

 На этапе приветствия и знакомства активно использую прием «Кто ты?»
Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку.
Каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает его с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. И так далее по очереди каждый должен сказать о себе.

 

         Для деления учащихся на команды, я использую такой метод как  «Летающие поговорки». Я выдаю учащимся поговорки. Одним начало поговорки, другим - окончание. Учащиеся должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.

        На этапе  вхождения в тему наиболее удачными на мой взгляд являются такие приемы как «Угадай тему»,  «Дерево ожиданий» и «Погода в доме».

«Угадай тему»,  
Учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой - туча, у третьей - дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».

        При изучении нового материала прием «Следопыты» научит работать с различными источниками информации.
Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например «Окружающий мир». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой. Причем каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске.

             При организации самостоятельной работы над новой темой важно чтоб обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Например, прием «Светофор» я использую для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы.

Прием «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал…".

Помогают снять утомляемости и переключиться на другой вид речевой деятельности, такие игры как «МИМ» или «Отдохни с пользой».

Игра «МИМ»
Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.

«Отдохни с пользой»
Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный - сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.

В конце урока при подведение итогов с целью рефлексии провожу такие приемы как  «Анкета», «ХИМС», или «Ваш новый компьютер»,
     В игре «
ХИМС», учащиеся по цепочке отвечают: "Хорошо...", "Интересно...", "Мешало...", "Возьму с собой с данного урока...", или «Ваш новый компьютер», где всем учащимся выдаются по четыре клеющихся бумажки разных цветов и они пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор – что нового увидел, на клавиатуру – чему научился, на процессор – что понял, на мышку – что почувствовал.

       

На своих уроках активно использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие игры.

 Интерес вызывают и так-называемое  «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности. Например такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

Я считаю, что все выше перечисленные приёмы помогают прививать интерес к предмету.

Благодаря использованию АМО результаты анкетирования, проводимого среди учащихся 4-х классов значительно изменились. Такие критерии как: боюсь что спросят, скучно и неинтересно к 7 классу заметно снизились. Конечно, еще все так идеально, как хотелось бы. Поэтому работу по применению АМО на уроках англ. яз. планирую продолжать  и далее.

       Доказательством успешности применения активных методов обучения на своих уроках также можно считать достаточно высокие показатели качественной успеваемости по английскому языку, а также - активное и продуктивное участие в различных  предметных конкурсах и олимпиадах, в том числе дистанционных, по английскому языку;

Считаю, что увеличение кол-ва участников в конкурсах и олимпиадах произошло также благодаря применению АМО. Ученики чувствуют уверенность в себе и не боятся пробовать свои силы.

Огромное значение в моей педагогической деятельности имеет взаимодействие с коллегами. С 2009 года являюсь руководителем школьного МО учителей иностранного языка. Принимаю активное участие в работе педагогических советов, семинаров, провожу открытые уроки, активно занимаюсь самообразованием и распространяю педагогический опыт. Такая работа дает мне возможность не только поделиться собственным опытом, но и пополнить его с помощью интересных находок моих коллег.  

Я считаю, что работа педагога – это кропотливый труд прежде всего над собой. Я уверена, что если учитель каждую минуту стремиться к совершенству, то блеск в его глазах вдохновит его учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...