Интерактивное обучение
учебно-методическое пособие по английскому языку по теме
В своей работе ориентируюсь на интерактивное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnoe_obuchenie_yuliya.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы
учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
Интерактивное обучение.
Процессы обновления в сфере обучения английскому языку в российской школе создают ситуацию, в которой нам, учителям предоставлена возможность выбора программ обучения языку, УМК и множества обучающих средств.
Из множества методических систем в новых условиях мы стараемся выбрать ту, которая в большей степени соответствует педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения английскому языку. В настоящее время цель образования – научить детей учиться. От нас требуется создание условий, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные знания на практике. Современная ориентация на содержательные аспекты обучения иностранному языку диктует необходимость принятия в качестве основного критерия, который должен быть положен в основу типологии упражнений, категорию «общение» и способы его организации в учебном процессе. В этом смысле, технология интерактивного обучения (обучения в сотрудничестве - cooperativelearning) школьников, в основе, которой лежит создание условий для развития речевой компетенции обучающихся в различных видах речевой деятельности, способствует их активному взаимодействию. Уточним, слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит взаимодействовать. Задача педагога – добиваться, чтобы его урок развивал познавательный интерес, побуждал обучающихся к активному участию в учебном процессе. Использование интерактивной технологии (обучение во взаимодействии) позволяет решить задачи творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения любых проблем. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Эта технология развивает коммуникативные умения и навыки. Она помогает установить эмоциональный контакт между обучающимися, приучает работать в команде, развивает умение слушать и слышать друг друга, формирует положительную мотивацию, обеспечивает рост познавательной активности. Технология интерактивного обучения предполагает организацию взаимодействия обучающихся в паре, группе, коллективе с целью совместного решения поставленной коммуникативной задачи. Применение интерактивных методов возможно на разных этапах обучения и в разных формах организации речевой деятельности – говорении, письме, аудировании и чтении.
Обучающиеся, вовлечённые в интерактивную деятельность проходят стадии от рецепции до построения собственных высказываний в устной и письменной речи и находятся постоянно в «коммуникативном режиме». Интерактивное обучение создаёт условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Школьники разные: одни быстро «схватывают» объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Эти ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классном коллективе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. В таких случаях можно объединить ребят в группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого участника группы в выполнении этого задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за общий результат всей группы. В ходе работы в группе «слабые» ученики стараются выяснить у «сильных» учеников все не понятые ими вопросы, а сильные обучающиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале и успешно справились с поставленной учебной задачей. Таким образом, совместными усилиями ребята пытаются ликвидировать пробелы – это и есть интерактивное обучение (обучение в сотрудничестве).
Важно иметь ввиду, что перспективными являются такие упражнения, которые бы обеспечивали максимальную повторяемость обязательного языкового материала и стимулировали его использование на всех этапах обучения. Интерактивный характер можно придать упражнениям на любом этапе работы над учебной темой. Каким образом осуществляется обучение в режиме интерактива? В данной методике разработаны специальные приёмы и упражнения для организации работы обучающихся индивидуально, в парах, группах, коллективно. Остановимся подробнее на следующих приёмах, которые можно использовать при обучении иностранному языку в начальной школе.
1. «Ажурная пила».
Возможности использования:
А) при работе с текстом.
Обучающиеся объединяются в пары или группы из 4-5 человек(в зависимости от размера и степени сложности предлагаемого текста) с равным соотношением сильных и слабых учеников. Текст делится на части. Каждый участник в группе получает задание для работы с определенной частью этого текста и становится экспертом по своей части. Ребята в каждой группе работают сообща: читают, переводят, выполняют упражнение, обмениваются информацией, советуются между собой, помогают друг другу при необходимости. Таким образом, ребята внутри каждой группы знакомятся с содержанием всего текста. На заключительном этапе данной работы все обучающиеся выполняют письменно задание с целью выявить уровень усвоения материала (тест, ответы на вопросы, верные/ неверные утверждения и т. п.). Эта работа оценивается по баллам.
Б) при изучении грамматического материала.
В данном случае предлагается аналогичная схема работы. Например, изучая тему « PresentSimpleTense» (настоящее простое время) можно предложить заполнить таблицу с графами: случаи употребления, утвердительные предложения, отрицательные предложения, вопросительные предложения в настоящем простом времени.(приложение 1). Класс делится на группы из 4 человек. Каждая группа заполняет данную таблицу, при этом графы распределены между участниками, которые являются экспертами по своей части работы. В результате взаимодействия ребята систематизируют знания по изученной теме. После такой работы ребята выполняют тест или упражнение. Результаты оцениваются.
В) при работе с лексикой.
Например, прочитав текст, построенный на знакомом языковом материале, предложить обучающимся выписать: 1) прилагательные 2) глаголы 3) существительные. Для этого распределить ребят по группам из 3 человек. В свою очередь каждый в группе работает с определённой частью речи: прилагательными, глаголами или существительными. Выписав слова, участники в каждой группе совместно составляют словосочетания (предложения) на английском языке.Таким образом. Ребята повторяют лексический материал. В конце работы обучающиеся выполняют лексический тест или упражнение, которое оценивается.
2. «Learning together»- «Учимся вместе». Во главе данного приёма лежит принцип – легче научиться, обучая других.
Возможности использования:
А) при работе с новой лексикой.
Сначала учитель знакомит ребят с графическим изображением и произношением слов. Затем начинается работа в парах. Обучающиеся поучают задание – перевести слова, выявить тип слога или правила чтения буквосочетаний в словах и т. п. Ученики выполняют задание в парах, затем пары объединяются в группы из 4 человек и тренируются в правописании данных слов. Лидер группы диктует слова, остальные пишут, в результате осуществляется самоконтроль или взаимоконтроль. В заключение все выполняют одно лексическое упражнение письменно ( по цепочке или индивидуально) по усмотрению учителя.
Б) при изучении грамматического материала.
Учитель знакомит с темой, вкратце представляет основные положения. Затем работа начинается в группах. Так, в 4 классе при изучении темы «Степени сравнения прилагательных» ученики объединяются в группы по 4 человека и получают задание каждому заполнить таблицу данными прилагательными и объяснить правило преобразования каждого из них:
Lazy,cold, hot, nice.
Прилагательное | ||
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
Сначала каждый тщательно изучает одно из данных прилагательных по учебнику, затем ребята обмениваются полученной информацией и заполняют свои таблицы. Затем организуется коллективное обсуждение полученных результатов с целью выявления недочётов. В конце предлагается письменное задание для всех. Оно выполняется с комментированием.
3. «Кластер» (в переводе с английского «пучок, созвездие»).
Это графическое изображение учебного материала в форме структуры содержания отдельной темы или понятия. Ключевое слово записывается в центре, а от него проводятся лучи в разные стороны. На концах лучей записываются слова, раскрывающие содержание ключевого слова (понятия). Эти слова, в свою очередь можно «распаковывать» в виде новых кластеров.«Кластер» может стать продуктом одного ученика, одной пары или группы.
Возможности использования:
А) при работе с лексическим материалом.
Например, при изучении темы « Дом» можно коллективно создать кластер, в центре которого записывается слово «Home» (дом). От него проводятся лучи к 2 ключевым словам « House» (дом – здание), «Flat» (квартира). В свою очередь, эти слова «распаковываются» с помощью новых слов.
home
Б) при изучени и грамматического материала …
4. «Даймонд». Это метод сравнения и характеристики двух противоположных понятий или идей. Важным моментом в заданиях этого типа является столкновение двух противоположных понятий. Этот приём используется для развития навыков иноязычного общения школьников. Он способствует приобретению ими иноязычного речевого опыта, уверенности выполнения речевых действий обучающихся.
Например, при изучении темы «Жизнь в городе/ селе» предлагается обсудить, где жизнь и природа лучше: в городе или селе? Ребята делятся на 2 группы «За город» и «За село» и находят в тексте предложения – доказательства своей позиции. Сначала группы работают самостоятельно: ищут информацию, строят свои предложения. В результате строится устный диалог –обсуждение между группами (ребята выступают со своими высказываниями) и либо он заканчивается победой одной из групп, либо вничью.
Технология интерактивного обучения, включающая разные приёмы моделирования ситуации общения, способствует активизации навыков устной речи (монолога и диалога).Непосредственно сами приёмы обучения говорению носят интерактивный характер. В этом случае большую роль играет мастерство и творчество самого учителя. Рассмотрим некоторые из множества интерактивных приёмов обучения устной речи:
- при работе с текстом.
Так, при чтении текста «EightFriends» в 3 классе по УМК «EnjoyEnglish»
авторов Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н. можно предложить задание составить рассказ – описание об одном из предложенных героев сказки по образцу. Обучающиеся объединяются в пары,каждая из них выбирает себе героя и ребята получают карточки – таблицы, чтобы заполнить их информацией о герое. Эти карточки впоследствии послужат опорой для составления устного рассказа.
Cat`s name | |
Colour | |
Can | |
Can`t | |
Likes |
Каждый участник в паре заполняет карточку, но при этом собеседники обмениваются информацией, советуются, выявляют пробелы. Результатом работы становятся выборочные выступления обучающихся, так как в силу лимита учебного времени не всегда удаётся выслушать всех, поэтому подготовка устного пересказа о герое вполне может стать домашним заданием.
Практика показывает, что в младших классах обучающиеся работая в парах или группах, выполняют задание ответственно, оказывают доброжелательность, доверие, помощь друг другу, проявляют готовность к сотрудничеству. Практически всегда младшие школьники организованно подходят к выступлению с результатами деятельности своей пары или группы: оговаривают и распределяют свои роли, позволяют каждому выступить, при этом сильный ученик поддерживает слабого ученика, а последний чувствует себя увереннее и комфортнее, чувствуя эту поддержку.
- при моделировании ситуации общения.
Например, при работе с лексическим материалом «Еда. Угощение гостей»в 3 классе по УМК «EnjoyEnglish» авторов Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н.
Предварительно изучаютсяи отрабатываются в упражнениях специальные речевые выражения – клише по данной теме:
Wouldyoulike …? – Не хотите ли …?
Have you got …? – Увасесть…?
May I have some…please? – Можномне …?
Here you are.– Угощайтесь.
Thank you.– Спасибо.
You are welcome.– Вот, пожалуйста.
Предлагается задание разыграть с одноклассником вежливый разговор за столом, используя данные выражения, которые в виде опорных карточек раздаются участникам диалога.
Обучающиеся объединяются в пары и составляют диалог, пользуясь выражениями на карточках. Роль учителя – в ходе работы консультировать каждого в правильном произношении и смысловом порядке самих фраз. Затем ребята объединяются в группу из 2 пар и перераспределив роли, вновь тренируются. В конце работы желающие могут выступить с импровизацией диалога перед коллективом. В начальных классах этот этап проходит весьма успешно – младшие школьники очень непосредственны.
На современном уровне вовлечение школьников в интерактивную деятельность применяется в комплексе с ИКТ (мультимедиа приложения, презентации, ресурсы Интернета, интерактивные доски). На своих уроках я применяю данную методику с использованием интерактивной доски, которая позволяет разнообразить работу на уроках Учителю необходимо разработать определенную систему своей работы по организации интерактивной деятельности и использованию ИКТ. Так, моя система предполагает:
- выявление учебного материала;
- подбор интерактивных методов, приёмов и упражнений для работы с этим материалом;
- подбор или создание сопровождающего данный материал информационного продукта (средства ИКТ);
- проведение учебного занятия;
- анализ эффективности использованной технологии;
- изучение динамики успеваемости и качества знаний.
Применение интерактивной доски позволяет эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала. Интерактивное обучение в комплексе с ИКТ позволяет разнообразить формы деятельности обучающихся на уроке, предоставить ребёнку возможность самостоятельно постигать новое, а учителю – осуществлять компетентный подход в процессе обучения иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении
О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся
Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе даётся основная характеристика "интерактива", ...
Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции
Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...
Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе
Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ СПО (НПО)...