Структура лексических значений и ее части
презентация к уроку по английскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Соотношение лексического значения и понятия В сознании представлены два раздельных концептуальных уровня: Уровень значений – его структура индивидуальна в каждом языке и связана с особенностями его строя. Уровень понятий – одинаков у всех людей и независим от конкретного языка. Речевое мышление сопровождается внутренним переводом с уровня понятий на уровень значений и наоборот.
Наличие универсального понятийного уровня Это: Возможность перевода с одного языка на другой. Возможность людям, говорящих на разных языках с разными системами значений, понимать друг друга.
Лексическое значение – это совокупность семантических признаков. Семантический признак – это признак, представленный в значении словесного знака.
Интенсионал и импликационал - две составные в структуре лексического значения.
Интенсионал – содержательное ядро лексического значения. Импликационал – периферия семантических признаков, окружающих это ядро.
Интенсионал – то же, что содержание понятия о классе в логике. Именно интенсионалы лежат в основе мыслительных и речевых операций по классификации и именованию денотатов. Семантические признаки в интенсионале распадаются на две части, связанные родо-видовым отношением.
Гиперсема – это родовая часть интенсионала. Гипосема – это видовая часть интенсионала.
Интенсионал слова девочка – ребенок женского пола , где Гиперсема – понятие ребенка , а Гипосема – понятие о женском поле .
Импликация признаков может быт Жесткой – обязательной Высоковероятной Эти признаки близки к интенсиональному ядру, составляя почти непременную часть лексического значения. Часто попадают в толковый словарь. Слабой –свободной Отрицательной
Зима Интенсионал – время года с декабря по февраль. Импликационал – самое холодное время года, выпадает снег, воды покрываются льдом, солнце стоит низко над горизонтом и слабо греет, люди тепло одеваются и т. п.
Девочка Интенсионал - ребенок женского пола. Импликационал – Сильный – признаки внешности, одежды, поведения и т. п. Слабый – рослая - невысокая, румяная – бледная, веселая – спокойная – тихая и т. п. Отрицательный – поднимающая вес в 100 кг.
Отрицательный импликационал Это импликация ложных или сомнительных признаков или негимпликационал . Твои зубы смелы , Как усмешка ножа , И гудят , как шмели, золотые глаза . А. Вознесенский
Оксюморон - интенсионал одного слова с несвойственным ему импликационалом . Женатый холостяк Холостяк, ведущий себя, как если бы он был женат. Женатый мужчина, ведущий себя, как если бы он был холостяк.
Операциональные модусы значений – норма и прототип. Операциональные модусы возникают в целях – отражать мир таким, каков он есть в его связях, и систематизировать сущности мира по распределению признаков среди них Они группируются вокруг представлений о норме и полюсах класса. Содержание операционального модуса формируется добавлением к интенсиональным признакам признаков сильного импликационала в среднем интервале их положительных значений.
Зима – время года с декабря по февраль. Зима - норма Низкая температура Высокая температура. Вот зима так зима! Нынешняя зима никакая не зима. Зима как зима.
Структура лексического значения образуется предметно логическими связями, отраженными в его интенсиональном ядре, и захватывающими в периферию его содержания импликациональные признаки.
Литература: В.М.Никитин Курс лингвистической семантики Санкт-Петербург Научный центр проблем диалога 1997
Павлова Людмила Владимировна Учитель английского языка гимназия № 295, Фрунзенский район, С-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)
Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...
Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"
Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Кроссворд "Лексическое значение слова (кто?)"
Кроссворд предназначен для промежуточной проверочной работы по теме "Лексическое значение слова"...
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...
Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....