ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал по английскому языку по теме

Горбатова Александра Петровна

Тема: «Использование краеведческого материала на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_gorbatova.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Горбатова Александра Петровна

2.

Должность

Учитель английского языка

3.

Стаж педагогической работы

31 год

4.

Квалификационная категория

Высшая, 2009 г.

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Республики Мордовия

Тема инновационного педагогического опыта

 «Использование краеведческого материала на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся»

Актуальность и перспективность опыта

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять ими реальное общение на иностранном языке, у учащихся является одной из доминант развития современной системы образования в России. В настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру, посещать разные страны с деловыми и туристическими целями, знакомиться с национальными традициями, обычаями и бытом, а так же пропагандировать культуру и традиции своей страны.

Все это диктует поиск, разработку и активное внедрение в процесс преподавания иностранных языков новых методик и дидактических приемов, направленных на возрастающие требованиями к уровню овладения иностранным языком и межкультурной коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы; повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения иностранному языку.

А. А. Миролюбов указывает, что «при работе над социокультурным компонентом следует привлекать для сравнения элементы родной культуры, ибо в этом случае обучаемый осознает не только особенности восприятия мира индивидуумами, говорящими на изучаемом языке, но и специфику такого восприятия родным народом».

Концептуальность

В свете новой парадигмы образования складывается концепция государственных образовательных стандартов второго поколения, направленная на формирование универсальных (метапредметных) умений и системных компетенций у учащихся. Концепция развития универсальных учебных действий разрабатывалась на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова.

Данная концепция определяет новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, самостоятельную поисковую и проектную работу учащихся. В связи с этим встал ряд важных проблем, связанных изменением самого процесса обучения – усиление практической направленности обучения, особенно в контексте изучения иностранных языков.

Как утверждают лингводидакты (Н.В.Барышников, Р.Д.Гальскова и другие), чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит говорящий, о своей малой Родине. Таким образом, краеведение выступает в качестве реального и конкретного средства реализации принципов этнолингводидактики.

Опираясь на данные предпосылки, мной были обоснованны следующие ключевые аспекты индивидуальной педагогической деятельности, реализуемой в ходе проведения уроков английского языка:

1. необходим постоянный поиск инновационных подходов к преподаванию иностранного языка с учетом возрастной специфики обучающихся, степени их подготовленности и изначальной мотивированности к изучению предмета;

2. необходимо выстраивать процесс обучения, ориентированный на выявление и удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся;

3. необходимо оценивать деятельность ученика по личностным и поведенческим параметрам, детерминированным степенью погружения в предмет, активностью и возможностью учащегося к постоянной целенаправленной самостоятельной работе;

Исходя из вышесказанного, были определены следующие задачи:

1. внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт коллег по выбранной теме;

2. определить роль краеведения и сопоставительного изучения страноведческого материала в обучении и воспитании учащихся в средней общеобразовательной школе;

3. выявить принципы отбора и использования краеведческих материалов в обучении иностранному языку и подготовке учащихся;

4. разработать необходимый дидактический материал по краеведению;

5. составить серию методических разработок уроков с использованием краеведческого материала.

Достичь поставленных задач оказалось возможным с учетом систематизированной модели использования краеведческого материала как средства обучения ИЯ в средней школе, разработанными методистами ПГПУ из г. Пятигорска разработана. (Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.)

Использование этой модели на основе привлечения краеведческого материала основывается одновременном применении следующих принципов: принципа междисциплинарности, принципа тематичности, принципа учета возрастных особенностей школьников, принципа технологизации, принципа когнитивности, принципа компаративности и других.

При выборе краеведческого материала всегда необходимо учитывать следующие приемы:

  • Формирование заданий с учетом реалистичности и значимости материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
  • Создание условия для индивидуальной заинтересованности учащихся в изучаемом материале;
  • Выявление исходной недостаточности имеющейся информации о краеведческом материале и наличие стремления ее восполнить;
  • Соответствие  искомого материала к программной теме;
  • Формирование социализирующей ценности данного материала;
  • Инициирование тесного контакта с родителями учащихся в ходе выполнения заданий.

Теоретической базой педагогического опыта являются концепты таких отечественных авторов как, Н.В. Барышников, Е.М. Верещагин, А.А.Леонтьев, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, Г.Д. Томахин, С.Ф.Шатилов, А.В.Щепилова и другие.

Проблемы обучения в контексте диалога культур рассматриваются и в работах В.С. Библера, Е.И. Пассова и др.

Вопрос о важности лингвострановедческого и социокультурного наполнения содержания обучения иностранным языкам представлен в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, П.В. Сысоева, Г.Д. Томахина и др. Использование иностранного языка в приложении к родной культуре в ходе межкультурного общения исследуется в работах В.В. Кабакчи.

Представляет большой интерес и региональный опыт, накопленный методистами и практикующими педагогами средней и высшей школы Республики Мордовия, позволяющих выявить специфику этнокультурного образования в условиях билингвизма.

Практическую значимость представляют статьи и методические разработки журнала «Иностранные языки в школе». Такие, как:

  1. Сороковых Г.В. Давыдова О.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку.//Иностранные языки в школе. -2007.-№1.
  2. Прадед З.В. Региональный компонент на уроках немецкого языка в 10-11 классах. // Иностранные языки в школе.-2008.-№2.
  3. Иванова Н.Н. Чудилова А. И. Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов. // Иностранные языки в школе. -2006.-№4.
  4. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2006. - №7.
  5. Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.
  6. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение»// Иностранные языки в школе, 1996, №5.

Однако проблема систематического использования краеведческих материалов в качестве уникального методического средства в преподавании иностранных языков и культур в средней общеобразовательной школе в контексте реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей не нашла должного освещения и системного анализа в специальной литературе. В связи этим у учителя возникает необходимость во многом самостоятельно подбирать и разрабатывать методический и дидактический материал о специфике региона, в данном случае финно-угорской тематики.

Ведущая педагогическая идея  моего опыта

Ведущей идеей моей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной проблемной теме, т.е. определение методов и подходов, благоприятно влияющих на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, а стремление вызвать у учащихся желание постоянно пополнять свои знания языкового материала, поддерживать интерес к изучению страноведческого и краеведческого материала, формировать потребность и компетенцию свободного применения знаний в практике иноязычной коммуникации.

Оптимальность и эффективность средств, используемых в моей педагогической деятельности, определяется следующими установками:

  • формировать теоретические знания по иностранному языку путем активизации познавательного интереса учащихся к предмету посредством использования разнообразных методик проведения урока;
  • создать в процессе обучения условия самостоятельного поиска информации и работы с ней;
  • создать условия для активной апробации учащимися полученных знаний на практике, путем участия в школьных, городских, республиканских конференциях, конкурсах, семинарах, проводимых не только в традиционной форме, но и он-лайн; налаживания личных контактов с англоязычными сверстниками.

С целью активизации познавательной деятельности во время самостоятельной индивидуальной и групповой работы, а также во время уроков, мной используются следующие средства:

  1. Атмосфера заинтересованности работой на уроке.
  2. Постоянный диалог с учащимися, создание таких условий, при которых ребята должны:
  • аргументировано защищать свое мнение, используя приобретенные знания;
  • задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять трудности, углубляться с их помощью в процесс познания; 
  • оценивать ответы товарищей,  вносить коррективы, давать советы;
  • делиться своими знаниями с другими;
  • помогать при затруднениях, объяснять непонятное;
  1. Побуждение учащихся к поиску альтернативных решений поставленных учебно-познавательных задач.
  2. Смена форм деятельности в ходе урока (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы).
  3. Подбор инновационных форм проведения урока (урок-исследование, урок-лекция, урок-диспут, урок-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок).
  4. Высокий темп урока - план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).
  5. Нестандартные формы использования  краеведческого материала на уроке: дидактическая игра, сообщение, реферат, устный журнал, телемост, выпуск газеты, подготовка коллажа, постера, переводческая деятельность, экскурсии в музеи, по родному городу и краю, проектная работа, инсценировка, составление кроссвордов, мультимедийных презентаций.

При использовании данных средств, учителю необходимо уделять большое внимание соответствию краеведческого материала программе. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов по таким темам, как:

- название региона, его основных центров, национальность и язык коренного населения, границы и приграничные области, названия и протяженность главных водных магистралей, основные климатические особенности, главные природные богатства, ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства края, транспорт;

- природные памятники, заповедники, экологические проблемы местности, названия наиболее распространенных в крае животных, дикорастущих растений, культивируемых овощей, фруктов;

- крупные исторические события, выдающиеся личности, жившие или посетившие местность, названия исторических мест, памятников культуры;

- имена писателей, поэтов, журналистов, художников, артистов, музыкантов, жизнь и творчество которых связано с краем;

- названия наиболее известных в регионе театров, кинотеатров, выставок, конкурсов; народные промыслы и предметы их производства; традиционных праздников, обрядов, обычаев и др. (см. Приложение 1).

Результативность опыта

Все вышесказанное позволяет обобщить имеющийся опыт и оценить его результативность. Использование краеведческого материала на уроках английского языка направлено на формирование продуктивных навыков иноязычной коммуникации, создание условия для самостоятельного поиска учащимися актуальной и значимой информации по изучаемому предмету, накопление лингвострановедческих знаний. 

По данной методической проблемной теме мною проведено моделирование урока «Достопримечательности Саранска» 18.11.2013 года в рамках долгосрочных курсов повышения квалификации учителей иностранного языка «Новые тенденции в лингвистическом образовании в рамках введения ФГОС ОО».

Результаты внедрения краеведческого материала:

  • повышение познавательного интереса учащихся к английскому языку, к истории и культуре родного края;
  • готовность учащихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности, выражающейся в поиске и подборе необходимого для урока материала;
  • овладение школьниками посредством применения проектного подхода способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Очевидна положительная динамика сформированности учебно-познавательных компетенций, что выражается в конкретных практических результатах, успехах и достижениях обучаемых. Проводимая работа позволяет реализовать творческий потенциал учащихся и усилить положительную динамику в изучении иностранного языка. Учащиеся успешно участвуют в городском фестивале патриотической песни на иностранных языках «С чего начинается Родина?», составляют и защищают проекты о своей малой родине и разместили часть проектов о своем городе в Интернет, выпускают постеры о знаменитых земляках на английском языке, организуют экскурсии по родному краю (см. Приложение 2).

Накопленный опыт неоднократно был представлен коллегам в виде открытых уроков, выступлений на семинарах и конференциях по профилю (см. Приложение 3).

Возможность тиражирования

Созданный методический, дидактический материал, наглядные материалы, свидетельствующие об опыте организации и проведения инновационных уроков, нашли свое отражение в многочисленных публикациях и были тиражированы на профильных интернет-сайтах:

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru: www.schoolrm.ru/schools/sc35sar/ (см. Приложение 4).

Дистанционный образовательный портал «Продленка»: http:www.prodlenka.org   (см. Приложение 4).     

Социальная сеть работников образования nsportal.ru : http://nsportal.ru/gorbatova-aleksandra-petrovna-gsaransk (см. Приложение 4).    

Имеющиеся системные разработки представлены с приложениях, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

Таким образом, необходимо отметить, что использование краеведческого материала на уроках стимулирует устойчивый интерес учащихся к изучению иностранного языка,  вызывает коммуникативную активность, формируют универсальные учебные компетенции.


Приложения

Приложения 1.

Схема тематической преемственности, показывающая пути использования краеведческого материала по уровням, которые соблюдаются при изучении той или иной темы на УМК М.З. Биболетовой, исходя из Примерной программы

Классы

Предметное содержание речи (примерные программы)

Информация о родном крае

1

Начальное общее образование


2-4

Знакомство. Моя семья и я (члены семьи их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом / квартира / комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья).

Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Моя школа / классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы.

Страна страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи, песни, сказки).

Моя квартира.

Праздники в Мордовии. Отдых в свободное время. Каникулы.

Особенности национального костюма

Мордовские имена и фамилии

Природа в Мордовии, времена года и погода.

Моя школа. Любимые учебные занятия.

Элементарные сведения о Мордовии (цвет флага, столица, крупные города, животные и растения, итд.)

Национальные герои сказок, стихов, песен; пословицы и поговорки, игры детей.

2

Основное общее образование


5-9

Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристика человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино / театра, дискотеки, кафе); молодежная мода; покупки, карманные деньги.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностранного языка. 
Родная страна и страна / страны изучаемого языка, их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни. 

Проблемы подростков в семье, досуг школьников. Музыкальные интересы подростков.

Покупки в семье. Карманные деньги и подросток.

Система школьного образования в республике. История моей школы (визитная карточка). В мире профессий. Учебные заведения в г. Саранск. Международные программы, в которых участвуют школьники. Популярные иностранные языки в Мордовии.

Республика Мордовия: государственная символика, географическое положение, реки, озера, флора и фауна, национальные парки; полезные ископаемые; экономика и культура. Саранск – столица Мордовии. Праздники. День города, день Знаний в городе.

Блюда национальной кухни. Кулинарные рецепты.

Культурные центры. Мордовские писатели. Композиторы. Художники. Скульпторы. Известные люди.

СМИ Мордовии, возможности Интернета 
Экологические проблемы и пути их решения..

3

Среднее (полное) образование

10-11

Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме / коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги.

Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.

Страна / страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.


Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблема выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессий в современном мире. 

Проблемы проживания в городе и селе. На даче. Транспорт в Мордовии.

Домашние обязанности подростков.

Взаимоотношения между членами семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Физкультура и спорт в Мордовии.

Медицинские услуги в городе и селе.

Современное направление молодежной субкультуры в городе и на селе.

Виды досуга.

Туризм. Достопримечательности.

Научно-технический прогресс и проблемы окружающей среды в Мордовии.

Проблема выбора профессии. Востребованные профессии в городе и деревне. Проблема занятости. Вузы. Возможности обучения за рубежом. Иностранные языки и современные профессии.


Приложение 2.

Результаты выполнения групповых и индивидуальных заданий по созданию презентаций по краеведческой тематике:

1. Презентация на тему: «Saransk»      

2. Презентация на тему: «Мы – часть великой России»

3. Презентация на тему: «My Republic»

4. Презентация на тему: «Welcome to Saransk»      


Приложение 3.

Перечень открытых уроков, выступлений и участие на семинарах, конференциях по профилю

1. Открытый урок в 7 классе по теме «Контрастирование видовременных форм английского глагола» в рамках городского семинара – практикума на тему «Использование ИКТ в учебной деятельности» в 2009 – 2010 учебном году.

2. Выступление на городском семинаре–практикуме учителей иностранного языка в 2011–2012 учебном году на тему «Проблемы обучения лексике на ранней ступени обучения иностранным языкам».

3. Выступление на городской секции учителей иностранного языка в августе 2010 – 2011 учебном году с сообщением «Роль иностранного языка в современной жизни».

4. Проведение моделирования урока по теме «Достопримечательности Саранска» 18.11.2013 года в рамках долгосрочных курсов повышения квалификации учителей иностранного языка «Новые тенденции в лингвистическом образовании в рамках введения ФГОС ОО».

5. Осуществление методической помощи в организации и проведении курсов повышения квалификации учителей иностранного языка «Новые тенденции в лингвистическом образовании в рамках введения ФГОС ОО», проходивших в период с 11.11 по 30.11.2013 года.

6. Выступление на заседаниях МО «Лингвист» английского языка  и на педсоветах школы № 35.

7. Участие в городском новогоднем празднике на иностранных языках «Рождество» (ежегодно).

8. Участие в городском фестивале патриотической песни на иностранных языках «С чего начинается Родина?»

9. Участие в качестве школьного организатора конкурса «British Bulldog».

10. Сертификат  участника в рамках Всероссийского вебинара М.Ю. Кауфман, автора курса “Happy English. ru”, Master of Arts in Sociolinguistics,  для учителей английского языка по теме:  «Формирование социокультурной компетенции как способ достижения планируемых результатов ФГОС в курсе “Happy English.ru”»  5 декабря 2013 года.

11.Сертификат участника в рамках Всероссийского вебинара А.В.Конобеева, к.пед.н., для учителей английского языка по теме:  «Развивающее обучение на уроках английского языка (на примерах федеральных курсов “Enjoy English”, “Happy English.ru”, “Millie-New Millennium English”)»  12 декабря 2013 года.

12. Участие в семинаре–практикуме в МГУ им. Огарева с участием профессора из Оксфорда Сары Виллирс, 2012 год  (сертификат участника).

13.Сертификат участника в рамках Всероссийского вебинара А.В.Конобеева, к.пед.н., члена жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по г. Москве, для учителей английского языка по теме: «Подготовка школьников к Всероссийской олимпиаде по английскому языку (устная часть): приемы и особенности», 28.01.2014 год.


Приложение 4.

Перечень публикаций, наглядно иллюстрирующих основные формы и средства работы с учащимися

Российский уровень:

1. Презентация на тему «Особенности употребления Present Perfect и Past Simple», .Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 2014г .,  http:www.prodlenka.org  

2. Презентация на тему «Дружба. Выход из проблемных ситуаций», Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 2014 г.,  http:www.prodlenka.org  

3. Презентация на тему «Спорт», Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 2014 г.,  http:www.prodlenka.org  

4. План – конспект урока «Семейное счастье. Какое оно?» 10 класс  Дистанционный Образовательный Портал «Продленка», 2014 г.,  http:www.prodlenka.org  

5. План – конспект урока по английскому языку за 11 класс на тему: «Кино. Актеры и актрисы» по УМК В.П. Кузовлева, 2014 г., http:www.prodlenka.org  

Интернет – публикации:

6. «Тесты», 2014 г.

7. Презентация - «Методические разработки», 2014 г.

8. Презентация – «Творческие работы учащихся», 2014 г.

(сайт:http://nsportal.ru/gorbatova-aleksandra-petrovna-gsaransk)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...