Использование ИКТ на уроках географии как средство формирования информационной компетентности учащихся
методическая разработка по географии
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya.pptx | 211.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятия компетентность Компетентность обладание компетенцией обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо
Информационная компетентность комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Компетентность - это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
Современные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по географии Умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа Умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Информационные технологии Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями. У учащихся происходит формирование навыков работать с информацией. Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Проблема Поток новой информации Реклама Телевидение Игровые приставки Электронные игрушки Компьютер
необходимо научить осваивать преобразовывать использовать Инфомацию
Актуальность применения интерактивных технологий на уроке Мы получаем и обрабатываем информацию:
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом: Мы запоминаем: 10% того, что читаем 20% того, что слышим 30% того, что видим 50% того, что видим и слышим 80% того, что говорим 90% того, что говорим и делаем.
Цели: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразованию, потребности в самосовершенствовании развить ИКТ - компетентности.
Задачи: 1. Обеспечение качества усвоения знаний по географии. 2. Развитие общеучебных умений и навыков. 3. Содействие развитию ИКТ-компетентности. 4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности
Решение традиционные технологии информационные технологии
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет: Сделать урок современным т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени; приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит; использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению; установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Преимущества внедрения интерактивных технологий: Знакомство с географическими открытиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий Широко использовать показ территориальное разнообразие жизни и особенностям взаимодействия человека и природы. Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы) 4. «Оживлять карты» 5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
Возможности: компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах
У учащихся, работающих с компьютером, формируется: более высокий уровень самообразовательных навыков умение ориентироваться в огромном потоке информации умение анализировать умение сравнивать умение аргументировать умение обобщать умение делать выводы мотивация успеха
Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. (китайская поговорка) Модели обучения пассивная активная интерактивная ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках географии
1 . Мультимедийные презентации с помощью программы ( PowerPoint ) Преимущества использования презентаций: I. Преподаватель сам конструирует урок; II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.); III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране; IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким!
2 . Использование тестов-тренажеров Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков Корректировать процесс обучения Обеспечивает оценочную деятельность Работа над ошибками в самих тренажерах Подготовка к ГИА и ЕГЭ
3 . Использование метода проектов через презентации Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом «+» метода проектов Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами Формируются коммуникативные навыки культуры общения Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния Развитие ключевых компетенций Расширение кругозора Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся
Интерактивные технологии незаменимы: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Использование информационных технологий Повышает мотивацию обучения детей к предмету Обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения
Информационные технологии: психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению истории и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Вывод: Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся
Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg http://pedsovet.su/ www . schoo l - collection . ru http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ http://rome.webzone.ru/ http://www.kemet.ru/ http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm www . consultant . ru .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
Использование ИКТ на уроках географии линии «Сфера» как средство формирования информационной компетентности учащихся
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделирова...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся...
Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения школьниками систематизированных знаний по истории и обществознанию через формирование познавательных интересов сформировать способности к самообразов...
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....
Презентация к педагогическому проекту «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся»
Материал предназначен для учителей истории и обществознания....