Из опыта работы в гимназии
статья по английскому языку по теме
Предлагаемая работа является определенным обобщением опыта работы в гимназии на протяжении 14 лет. Это систематизация опыта работы в младшем, среднем и старшем звене. Большое внимание уделено аспекту чтения аутентичных текстов на старшей ступени обучения. Также, внимание уделено использования такого подхода в обучении, как ролевая игра. Материал интересен для широкого круга пользователей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_nazarovoy_g.v.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя английского языка
Назаровой Гули Вадимовны.
Как известно, в настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. В наши дни образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые означают способность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
В своей работе при обучении иностранному языку я, в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования, занимаюсь формированием следующих ключевых компетентностей:
- технологической компетентности
- готовности к разрешению проблем
- использования информационных ресурсов
- готовности к самообразованию
- готовность к работе в команде, то есть социальному взаимодействию
- коммуникативной компетентности
Так в среднем звене, использование правильного алгоритма деятельности и соблюдение технологии деятельности при изучении ряда тем, например, “Будь детективом”, “Звучит здорово”, “Я в этом мире”, “Будь на связи” в седьмом классе или при прохождении ряда тем, например, “Наш хрупкий мир”, “Что такое сенсация?” “Учись учиться”, “Путешествие” в девятом классе, ведут к формированию технологической компетентности.
На старшем этапе обучения готовность к разрешению проблем и использованию информационных ресурсов достигается через анализ нестандартных ситуаций общения. Например, при изучении темы “Молодежные субкультуры” в десятом классе, учащиеся обсуждают проблему принадлежности к той или иной молодежной субкультуре, проблему общения между представителями разных субкультур, проблему выхода из молодежной группировки, заполняют таблицы существующих и существовавших ранее молодежных группировок, начиная с “хиппи”, “панки” и заканчивая “готами”, “эмо”; составляют опорные схемы “За” и “Против” принадлежности к определенным группировкам, и, как итог, пишут эссе по изученной теме.
При прохождении любой темы, например, “Программы обмена студентами” в 10 классе, учащиеся планируют результат своей деятельности и разрабатывают алгоритм своей деятельности. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении темы, выполняют целый ряд упражнений, помогающих, с одной стороны, сформировать лексические и грамматические навыки, с другой стороны, навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Учащиеся делают выводы, принимают осознанное решение на каждом этапе обсуждения темы на основе критически осмысленной информации. Ниже я привожу алгоритм работы над отдельно взятой темой:
1-й этап – предварительная беседа на тему (вопросно-ответная работа),
2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,
3-й этап – активизация и систематизация новой лексики в устной речи. Проводится фронтальная работа. Парная работа проводится ввиде диалогов. Индивидуальная работа проводится с использованием карточек.
4-й этап – работа над аудиотекстом. Проводится аудирование на общее понимание (вопросно-ответная работа).
5-й этап – работа над аудиотекстом. Проводится аудирование на детальное понимание (выбор ответов «да», «нет», «нет информации»)
6-й этап – работа над аудиотекстом. Проводится аудирование на глубокое понимание (необходимо выбрать правильный вариант из предложенных по содержанию текста)
7-й этап – чтение предложенного аутентичного текста на нахождение общей информации
8-й этап – чтение предложенного аутентичного текста на нахождение конкретной информации
9-й этап – повторение правил написания письма - запроса или аргументированного эссе
10-й этап – написание своего письма – запроса или эссе как части “языкового портфолио” (Portfolio Career Passport).
Задания творческого характера (сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации из различных источников (используются любые носители: англоязычные сайты интернета, адаптированная или оригинальная литература на английском языке), систематизацию и анализ выбранной информации и использование проанализированной информации для решения определенных коммуникативных задач, что в конечном итоге, отображает готовность учащихся к самообразованию.
Начиная с пятого класса, при изучении темы “Мои интересы” учащиеся учатся представлять свою точку зрения и отстаивать её, принимая участие в дебатах, диалогах, в публичных выступлениях и ролевых играх, которые помогают ученикам преодолеть психологический барьер вести разговор на иностранном языке, раскрыться, показать себя. Такие формы работы, а также использование коммуникативного подхода оказываются эффективны в обучении. Используя эти технологии, учащиеся подготавливаются к социальному взаимодействию. А главное, что у них формируется коммуникативная компетентность.
Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма.
Исходя из собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видо-временных форма глаголов, а также вопросительных предложений, учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление, что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.
Некоторые методисты предлагают использовать схемы для профилактики и устранения подобных ошибок, но зачастую схемы слишком громоздки, содержат много информации, соответственно они слишком трудны для восприятия и усвоения. В своей работе уже много лет я использую схему, которая проста для понимания и помогает учащимся быстро справляться с задачей построения вопроса, так как изображается в цвете . Ниже я привожу эту схему и пояснение к ней:
_____ - подлежащее (красный)
==== - сказуемое (оранжевый)
. . . – второстепенные члены предложения (желтый)
Без знаков пишу: специальное вопросительное слово ( при постоянном повторении учащиеся запоминают быстрее) (зеленый)
Без знаков пишу: вспомогательный глагол (или глагол-связка) (голубой)
На доске ( или в презентации) рисую таблицу построения вопросов, например специальных, по грамматической теме «Настоящее простое время»:
Специальное слово + вспомогательный глагол + ___ + ==== ( V1) + . . . ?
Отрабатывая вопросы в устной форме, я обращаю внимание учащихся на данную схему, которая очень проста и удобна в использовании. Достаточно подсказать цвет и учащиеся, которые пропускают вспомогательный глагол, понимают, что допустили ошибку, определяют тип ошибки и тут же ее самостоятельно исправляют.
При обучении учащихся младшего звена грамматическому времени Present Simple (настоящее простое время) очень хорошо помогают зрительные образы животных. Например, использование окончания -s или -es у глагола, который употребляется в 3 лице, единственном числе.И я говорю им, что когда мы говорим о лице, о человеке, о ней или о нем (3 л., ед.ч.), то окончание приносит «жираф», у которого шея длинная. Если ученик делает ошибку, я показываю на схему, находящуюся на стенде. Зрительные образы, так называемый зрительный прием, также помогают в работе при отработке грамматического материала, учитывая факт, что ученики младшего звена в основном визуалы, поэтому и необходимо сопровождать учебный процесс визуальными опорами, схемами, картинками, таблицами, подсказками.
Очень часто преподаватель заимствует какие-либо приемы, материалы у своих коллег, которые делятся своим опытом, например при проведении «Недели иностранных языков», применяет готовые учебные задания из различных пособий, учебно-методической литературы. Тем не менее, подобное заимствование не всегда может оказаться эффективным при его использовании в конкретной школьной ситуации и часто требует адаптации, изменения. Так, например, в ходе изучения, пожалуй, одного из самых “проблемных” времен (Present Simple) может помочь игра про “Джимми”, которую я позаимствовала у авторов учебника “HOTSPOT” и адаптировала к своей учебной ситуации. Цель этой игры заключается в отработке глаголов 3л. ед. ч. в утвердительных и отрицательных предложениях. В эту игру можно играть не только на уроке, но и на перемене. Игра начинается с того, что я показываю картинку мальчика и говорю, что его зовут Джим, но он любит, чтобы его звали Джимми. А затем учащимся предлагается найти закономерность и ответить, что же любит и не любит Джимми. На основе следующих предложений:
He likes coffee, but he doesn’t like tea.
He likes sheep, but he doesn’t like cows.
He likes his school, but he doesn’t like the kindergarten.
Учащиеся делают вывод, что Джимми любит все, что содержит удвоенные буквы в словах (ff, ee, oo и т.д.) и не любит все остальное. Позднее дети уже сами пытаются придумать продолжение к приведенному списку, например:
He likes cheese, but he doesn’t like milk и т.д. Такие игровые упражнения позволяют ненавязчиво усвоить сложный материал и при этом прививают интерес к иностранному языку. Более того, учащиеся повторяют пройденную лексику и овладевают новой.
Для старшей возрастной группы в качестве формирования готовности к самообразованию как одной из ключевых компетентностей результативным оказывается критическое чтение литературы или аутентичных текстов через индивидуальное чтение, когда отдельно взятый ученик получает литературное произведение (адаптированное или оригинальное, в зависимости от уровня учащегося), которое он или она дома самостоятельно изучает. В разделе «Литература» к учебнику «Звездный английский» предложены упражнения для работы по текстам, взятых из произведений английских или американских писателей. Учащиеся сами выбирают произведение известного автора и самостоятельно работают по тестам по плану. Сразу отметим, что в этой работе участвуют учащиеся из двух параллельных групп. Работа по произведению строится следующим образом:
- 1-й этап – Pre-reading. Учащиеся отвечают на “дотекстовые вопросы”, когда они думают над заглавием текста, их возможным содержанием. Вопросы составляют сами или они предлагаются учениками из параллельной группы.
- 2-й этап – Reading. Учащиеся читают текст, отвечают (письменно) на вопросы по содержанию текста. Вопросы также составлены другими учениками.
- 3-й этап – After – reading. Учащиеся отвечают на вопросы на глубокое понимание текста или пишут основную идею в 6–10 предложениях и выражают свое отношение к данному произведению.
Далее учащиеся сдают все написанное на проверку и получают отметку. Проверка написанного в процессе индивидуального чтения является одним из видов контроля приобретенных знаний, умений и навыков. Как известно, контроль является важным условием процесса обучения. Контроль ЗУН осуществляется систематически.
На первом занятии, в начале учебного года учащиеся выполняют диагностический тест (Placement test), который позволяет выявить слабые стороны, увидеть какие трудности испытывают ученики. В ходе обучения постоянно проводится текущее тестирование, которое выявляет степень усвоения теоретических вопросов, уровень сформированности практических умений и навыков. Завершает курс обучения итоговый тест, включающий задания по аудированию, чтению, говорению, лексико-грамматические задания. Начиная с девятого класса тесты выполняются в формате ГИА, в 10 – 11 классах в формате ЕГЭ.
Типичное обучение состоит из трех частей:
- упражнения, направленные на формирование навыков идентификации и анализа лингвистических явлений
- упражнения, направленные на формирование профессиональных навыков обучения лексики
- материал для осуществления самооценки своей собственной деятельности
Кроме того, следует отметить, что обучающие тексты сопровождаются словарем пассивной лексики в данном контексте, рекомендациями по работе над лингвистическим материалом, дополнительной информацией по теме.
Формирование ключевых компетентностей достигается за счет использования определенных форм, методов, приемов, типовых заданий: метод наблюдения, разработка и презентация творческих проектов, ролевая игра, драматизация, дебаты, аналитическое чтение художественной литературы, просмотр фрагментов кинофильмов или мультфильмов на английском языке, саморефлексии и самооценки, продуктивных, дифференцированных технологий диагностики, взаимодействия и коррекции. В курсе обучения иностранному языку я использую такие подходы, как: деятельностный, коммуникативный, проблемный, рефлексивный, личностно – ориентированный. Применение проектного метода, коммуникативных игр, приемов рефлексии, драматизации, разнообразных упражнений, форм работы способствует качественному усвоению учебного материала, значительно увеличивает эффективность урока, мотивирует учащихся.
В качестве приоритета при формировании коммуникативной компетентности учащихся и их готовности к социальному взаимодействию, я выбрала ролевую игру, так как именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор в обучении делается на личность учащихся, на их личный жизненный опыт.
Как показывает опыт работы, многие учащиеся испытывают страх и любопытство, когда сталкиваются с чем-то новым, неизвестным.Желание попробовать, пусть даже из любопытства, учителю всегда необходимо поддерживать, подогревать, используя в учебном процессе интересные формы работы, эффективную систему оценивания учебных результатов.
Когда ученики начинают изучать иностранный язык, перед ними в ходе решения любой коммуникативной задачи стоят две основные задачи: 1) что сказать и 2) как сказать, причем проблема “accuracy” (точность, правильность ответа) для учеников оказывается важнее, чем “fluency” (беглость, свобода высказывания). Этому есть объяснение – в основном снижается оценка за выполнение устного задания из-за лексико-грамматических ошибок. При этом учитель достаточно редко обращает внимание на форму и содержание, оформление речи: структура речи, темп, интонация, взаимодействие партнеров в ролевой игре, использование коммуникативных клише, стремление ребенка обогащать свой лексический багаж, использовать новые слова, новые грамматические конструкции, стремление говорить, общаться. Поэтому цель моей работы заключается, прежде всего, в повышении уровня владения навыков говорения учащихся через ролевую игру.
Задачи любой ролевой игры заключаются в том, чтобы научить учеников начать, поддерживать и заканчивать беседу в ситуациях общения, приближенных к реальности, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.
Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи. Я думаю, что ролевая игра превосходит возможности любой парной и групповой деятельности в тренировке учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке неподготовленной спонтанной речи, тем не менее, к ролевой игре учащихся необходимо заранее готовить, при этом необходимо учитывать следующие принципы построения ролевой игры:
- от простого к сложному
- от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности
- принцип тематического отбора
Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу PPP: Presentation > Practice > Production (Представление> Практика> Продукт). Так, в 3 - 5 классах при изучении тем “Знакомство” и “Семья” при подготовке ролевой игры учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами и речевыми конструкциями. Затем в мини-группах по три человека эти речевые клише закрепляются в виде небольших полилогов. Следующим этапом являются мини-ситуации, например, “в гостях” или “в школе” и т.д. Финалом служит урок-обобщение в виде ролевой игры, где “проигранные” мини-ситуации объединяются в одну и подчиняются одной общей цели.
Перечисленные формы работы были апробированы мною на практике и доказали свою эффективность тем, что учебные показатели (процент качества) улучшились в среднем на 12 %.
Можно сказать, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. И задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, создали яркие образы в художественном тексте. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков.
В своей работе на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании личности. Оно способствует выработке таких качеств, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Изучение иностранного языка расширяет кругозор человека, делает его более интересной личностью в общении для окружающих. И очень важно начинать добиваться этого с детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые возможности использования «Портфолио гимназиста» при переходе к работе по новым ФГОСТам» (из опыта работы учителя английского языка ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса Санкт-Петербурга Яковлевой Елены Эрландовны)
Наша гимназия, как и все другие школы, готовиться работать в средней школе по новым стандартам. Новые стандарты ставят перед нами задачу развия универсальных учебных действий – умения учиться, т.е. сп...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».
В статье представлена информация о работе методического объединения математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.
В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....
Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...