Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности,
статья по английскому языку на тему
В статье рассмотрен вопрос формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности, которые, безусловно, являются навыками будущего. Качественная работа современного учителя подразумевает использование инновационных подходов в процессе обучения. Одним из таких подходов является использование метода проектов, а информационные ресурсы и услуги сети Интернет предоставляют дополнительные возможности для организации проектной деятельности учеников. Внедрение проектной технологии в учебно-воспитательный процесс показывает высокую эффективность ее использования, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ibyatova_kiselevsk_litsey_1formirov_navyk.rar | 12.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности,
И. Р. Ибятова, учитель английского языка,
Лицей №1 г. Киселевска Кемеровской области
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности, которые, безусловно, являются навыками будущего. Качественная работа современного учителя подразумевает использование инновационных подходов в процессе обучения. Одним из таких подходов является использование метода проектов, а информационные ресурсы и услуги сети Интернет предоставляют дополнительные возможности для организации проектной деятельности учеников. Внедрение проектной технологии в учебно-воспитательный процесс показывает высокую эффективность ее использования, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Статья
Качественная работа современного учителя подразумевает использование инновационных подходов в процессе обучения. Одним из таких подходов является использование метода проектов, а информационные ресурсы и услуги сети Интернет предоставляют дополнительные возможности для организации проектной деятельности учеников. Внедрение проектной технологии в учебно-воспитательный процесс показывает высокую эффективность ее использования, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности, которые, безусловно, являются навыками будущего. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем именно такие, которые необходимы в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться. Используя проектную методику, мы, учителя, формируем у обучающихся потребность получения хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции. Обучающиеся повышают активность и самостоятельность, овладевают умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, осознают ценности совместного труда, повышают стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы. Работа над проектом приводит к развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков, формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества. Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах. Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности» Основной идеей организации и проведения интернет– конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению. Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию в коллективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности. К наиболее популярным видам интернет - проектов можно отнести:
- свободную переписку;
- информационный обмен;
- электронные встречи;
- обмен локальными решениями проблемы;
- проведение совместных наблюдений;
- изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;
- подготовку совместных публикаций;
- участие в игровом имитационном моделировании;
- выполнение уникальных совместных проектов;
- создание баз данных;
- социальные проекты.
- выпуск электронных газет;
- разработка виртуальных экскурсий и путешествий;
- организация виртуальных школьных музеев;
- организация деятельности Web-студий и др.
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Проект будет успешен, если современными информационными технологиями владеют как обучающиеся, так и учитель. А также существует:
- Возможность выхода в сеть Internet и умение пользоваться им.
- Наличие хороших пишущих компьютеров в школе.
- Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.
- Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)
- Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.
- Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).
- Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.
Интеграция электронных средств в учебный процесс способствует:
- активизации познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам;
- освоению компьютерных технологий педагогом и обучающимися. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а дополняет его, являясь эффективным помощником;
- овладению обучающимися языковыми, речевыми знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими формирование элементарной коммуникативной компетенции;
- повышению результатов качества образования и применению интересного, эффективного контроля усвоения изученного материала при интенсивном обучении.
Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое. Я уверена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если она связана с программным материалом, и значительно расширяет и углубляет знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке. Я, как учитель английского языка, занимаюсь формированием навыков проектной исследовательской работы на всех этапах обучения. Получив необходимый объем лексико-грамматических знаний, включив их в активную речь на этапе совершенствования ЗУН, ученики в соответствии с личными интересами расширяют и углубляют программный объем знаний в рамках изучаемой темы. Каждый выбирает свое направление в работе, составляет под руководством учителя план, подбирает видеоматериалы, продумывает компьютерный дизайн в соответствии с избранной темой и программой. Как показывает опыт, наиболее простой для использования на этом этапе создания проекта является программа Power Point, где ученическая работа, представляет из себя расширенный и иллюстрированный план ответа. Здесь у ученика формируется умение анализировать большой объем материала, выделять главное и формулировать его.
В отличие от традиционного проектного подхода, учащиеся работают не только в группах, но и индивидуально, так как достаточно высокий уровень освоения текущего учебного материала позволяет им самостоятельно создать творческий монопроект.
Примером такого проекта может послужить электронный учебник «Английский язык и компьютерная грамотность», созданный Сулимовым А., обучающимся 10 «В» класса нашего лицея. Выполнение этой работы продемонстрировало способность обучающегося применить полученные в ходе занятий умения и навыки в работе с аутентичными источниками информации (словарями, справочниками, журналами, сетью Интернет), обобщить полученную информацию, интерпретировать ее, а в области информационных технологий – умение применить необходимую технологию.
В результате работы над проектами учащиеся улучшают свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории, литературы и информатики. получают огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся.// ИЯШ 2003, № 3.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //ИЯШ 2000 , № 3
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. //ИЯШ 2001 , № 3
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.// ИЯШ 2003
- Новожилова Н.В. Использование Интернет -технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. 2003, № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ, НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮ-ЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характериз...
Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
Современная педагогическая технология - метод проекта на уроке. Условиями для проектной деятельности являются: выработка концепции, определен...
Формирование у учащихся социально-психологических качеств, навыков и умений, определяемых понятием "патриот", посредством поисковой и исследовательской деятельности
Творческий отчет по теме "Формирование у учащихся социально-психологических качеств, навыков и умений, определяемых понятием "патриот", посредством поисковой и исследовательской деятельности"...
Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.
Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...
Использование Интернет-ресурсов для формирования навыков различных видов речевой деятельности
В современном мире интернет является неотъемлимой частью жизни и обучения. Интернет-ресурсы помогают вовлечь учащихся в процесс обучения и развивать навыки различных видов речевой деятельности на урок...
Развитие одарённостей детей, творчества, воспитание патриотизма через организацию поисковой и исследовательской деятельности по краеведению
В данной статье рассказывается, как я, руководитель школьного музея, поэтапно работаю над развитием талантов, одарённостей детей, вовлекая их сначала в поисковую деятельность, при которой у детей откр...