Интеграция на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку по теме

Данилова Анна Леонидовна

   Одним из ведущих методологических принципов обучения иноязычному общению младших школьников является принцип интегративности. Принцип интегративности соотносится с возрастными особенностями детей данного возраста, поскольку детям свойственно нерасчленённое восприятие мира. Введение данного принципа как базового делает процесс обучения оптимальным, поскольку интеграция ИЯ с другими предметами позволяет облегчить усвоение материала по ИЯ, а также даёт возможность параллельно приобрести знания по другим предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция на уроках английского языка в  начальной школе

        Согласно словарю лингвистических терминов «Интеграция» (лат.яз. «integratio»- это восстановление, восполнение) то есть объединение в целое каких-либо частей, элементов.

        Интеграция (Р.К.Миньяр-Белоручев) – это обучение, отрицающее разделение знаний по отдельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира.

При этом речь идёт не просто о межпредметных связях, а именно о слиянии нескольких дисциплин, о синтезе науки, искусства, национальной культуры. Для нас важен не только результат, но и процесс ведущий к этому результату (т.е. сам процесс, включающий воспитательный, познавательный, развивающий и учебный аспекты).

         Младший школьный возраст традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения вторым языком в силу ряда психологических особенностей ребёнка (интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое и лёгкое запоминание языковой информации (импринтинг), особая чуткость к явлениям языка, способность к имитации).

   Одним из ведущих методологических принципов обучения иноязычному общению младших школьников является принцип интегративности. Принцип интегративности соотносится с возрастными особенностями детей данного возраста, поскольку детям свойственно нерасчленённое восприятие мира. Введение данного принципа как базового делает процесс обучения оптимальным, поскольку интеграция ИЯ с другими предметами позволяет облегчить усвоение материала по ИЯ, а также даёт возможность параллельно приобрести знания по другим предметам.

         Интегрированные связи способствуют интенсификации обучения ИЯ, которая выражается в следующем:

- повышается интерес к изучению предмета (повышается коммуникативная мотивация);

- активизируется речемыслительная деятельность;

- совершенствуются речевые умения;

- формируется познавательная самостоятельность детей;

-расширяется кругозор обучаемых.

     Интегрированное обучение иноязычной культуре в связи с изобразительной       деятельностью

Важно отметить, что при интегрированном подходе к обучению ИЯ могут быть использованы все виды изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Однако нам представляется, что именно рисование, являясь ведущим ВД (изобразительной), может быть использовано в ходе интегрированного занятия по обучению ИЯ, не создавая дополнительных трудностей. Кроме того, в ходе графического изображения развиваются мелкие мышцы руки, с чем связано развитие мышления. Использование цвета, оформление сюжетной картинки помогают развитию воображения.

   В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся непременным условием творчества. Очевидно, на уроках ИЯ рисование может использоваться с учётом интересов и способностей учащихся.  

         При изучении цвета на уроках ИЯ выполняем такие работы как раскрашивание чёрно-белого рисунка, используя заданные цвета.

   При изучении английского алфавита дети работают и с пластилином и с цветной бумагой, например, новая буква W – чтобы запомнить её произношение, написание необходимо слепить эту букву и разместить её на листке, подобное задание выполняется и с цветной бумагой, вырезаем и клеим на лист бумаги, либо оформляем цветной настенный английский алфавит.

 Интегрированное обучение иноязычной культуре в связи с музыкальной деятельностью

    Использование песенного материала на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения ИЯ.  Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.

     Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть использован, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

        

  1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
  3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
  4. как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

    На основе песенных текстов можно проводить самую разнообразную работу по формированию и совершенствованию лексико-грамматических навыков говорения, которую целесообразно сочетать с традиционной методикой работы. Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активацию и закрепление лексического и грамматического материала.

Исполнение песен под фонограмму самым благоприятным образом сказывается на произношении учеников, развиваются навыки аудирования. К тому же песни являются неиссякаемым источником пассивной лексики, дают возможность ненавязчиво повторять грамматические явления изучаемого языка.

      Работа над песней проводится в несколько этапов:

- подготовка к работе с песней;

- прослушивание и пение;

- работа над лексическим и грамматическим материалом, содержащимся в данном песенном тексте;

- побуждение к творческой работе (интерпретация песни, игры, работа с дополнительным материалом).

  После прослушивания и исполнения песни уточняется перевод текста. Затем идут упражнения над лексическим и грамматическим материалом, словообразованием и т.д. Наконец переход к играм и сценкам на основе песни, к дополнительным текстам (можно сочинить новые строфы, видоизменить текст, пересказать, сочинить продолжение, сравнить содержание песни с жизненным опытом детей, интерпретация текста и дискуссии). Желательно строить работу так, чтобы от прослушивания и понимания песни можно было перейти к творческому процессу с языком

Интегрированное обучение иноязычной культуре в связи с игровой деятельностью

   Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности.

Е.И.Пассов отмечает, что «игра-это дело серьёзное».

Таким образом, игра - это:

  • деятельность (в нашем случае – речевая);
  • мотивированность, отсутствие принуждения;
  • индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский);
  • развитие психических функций и способностей;
  • «учение с увлечением»;

 Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации.

В каких же целях следует использовать игры на уроках ИЯ? Основных целей шесть:

      1)  формирование определённых навыков;

      2)  развитие определённых речевых умений;

      3)  обучение умению общаться;

      4)  развитие необходимых способностей и психических функций;

      5)  познание (в сфере становления собственно языка);

      6)  запоминание речевого материала.

«Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается»

    Формы игр чрезвычайно разнообразны: используется весь их арсенал, накопленный опытом людей. К обучению приспособлены и лото, и карты, и домино, и шарады, и загадки, и конкурсы, и детские игры «Сломанный телефон», и лингвистические игры, и всевозможные жизненные ситуации - сборы в путешествие, а также разыгрывание действий всяческих профессий и поведения типов людей (оптимист, капризный, весёлый, недоверчивый…).

На уроках АЯ также широко используются ролевые игры, игры-соревнования (эстафеты), лингвистические игры - кроссворды, ребусы по темам, игры «Снежный ком», игры на внимательность и тренировки памяти, задачки и загадки по темам, домино и лото по темам, настольные игры по различным темам…

          По мере того как учащиеся накапливают учебный материал - игры усложняются. Если при изучении алфавита учащиеся играют в игры «Кто быстрее, лучше» напишет все гласные (согласные) английского алфавита, соберёт из данных букв словосочетание «Hello» и т.д. или расставит данные буквы в алфавитном порядке – то в дальнейшем это игры: змейки из слов без пробелов, кроссворды…

       Наблюдения показывают: учащиеся охотно играют и с удовольствием выполняют все задания.

    Таким образом, уроки с применением игровых приёмов проходят живо, эмоционально, с большей активностью, в положительной психологической атмосфере, что тоже играет не меньшую роль при обучении ИЯ.

     Интегрированное обучение  иноязычной культуре в связи с литературной деятельностью

    На ранней ступени обучения приоритетным является развивающий аспект, поскольку на первом году обучения закладываются основы многих важнейших способностей, и осуществляется их начальное развитие.

     Сказка является прекрасным материалом для решения развивающих задач.

           На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы, касающиеся как теории вопроса, так и практических результатов исследования игрового, изобразительного, музыкального, литературного аспектов.

  1. Интегрированное обучение ИЯ – «обучение, отрицающее разделение знаний по отдельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира». (Миньяр- Белоручев Р.К.)

 2. Интегрированные курсы служат интенсификации процесса обучения ИЯ, способствуют мотивации, разностороннему и целостному развитию детей за счёт обьединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов, ведут к формированию интересов детей, их склонностей и способностей к различным ВД.

3. Один из ведущих методологических принципов обучения ИЯ на ранней ступени обучения – принцип интегративности, соотносящийся с возрастными особенностями детей данного возраста. 4. Интеграция ИЯ с другими предметами позволяет облегчить усвоение материала по ИЯ, а также даёт возможность параллельно приобретать знания по другим предметам.

5. Обучение иноязычной речевой деятельности эффективно в интеграции с другими ВД, как с ведущими (игра и общение), так и со значимыми (изобразительная, музыкальная, литературная деятельность).

6. Методика обучения ИЯ детей младшего школьного возраста базируется на 4-х видах работы: игре, движении, музыке и наглядности.

7. «Игра – это дело серьёзное» (Пассов Е.И.). Игра – инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным.

8. Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой стороны – носителем культурологической информации.

9. Сказка – содержательная основа обучения на ранней ступени у детей младшего школьного возраста.

10.    Знания, полученные в результате интеграции ИЯ с другими предметами, носят не только более фундаментальный, но и развивающий характер, что делает интегративное обучение ценным на ранней ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы интеграции на уроках английского языка в средней школе

Интегрированные уроки формируют у учащихся умения устанавливать связи между знаниями из различных предметов, развивать логику, мышление, память, внимание, речь и воображение, повышают познавательный и...

Обучение фонетическому аспекту языка на уроках английского языка в начальной школе

Работа над произносительной стороной речи остается одним из приоритетов при обучении английскому языку в начальной школе. Живая фонетика. "А что еще это такое ?" - удивитесь вы. Данная работа ответит ...

Обучение фонетическому аспекту языка на уроках английского языка в начальной школе

Работа над произносительной речи остается одним из приоритетов приобучении английскому языку младших школьников. Живая фонетика. "А что это еще такое?"- спросите вы. Данная работа, в которой содержатс...

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока

Технологическая карта урока английского языка в начальной школе (2 класс) на тему «New Year is coming/Новый год к нам мчится» и самоанализ представленного урока...

Использование элементов интеграции на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Цель работы - доказать целесообразность применения элементов интеграции при обучении английскому языку в начальной школе....

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....

Урок посвящённый праздникам Рождество и Новый Год на уроке английского языка в начальной школе

Данная разработка создана для проведения уроков, посвящённых праздникам Рождества и Нового года на уроке английского языка для учеников начальных классов. На уроке используется как новый мат...