Общение - как фактор воспитания школьников
статья по английскому языку по теме

             Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). 

            С  точки  зрения   социально-психологической   правильное   воспитание представляет  собой  научно-обоснованное  общение  людей,  рассчитанное   на развитие каждого из них как личности.  Воспитательное  воздействие  человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг  друга  людьми, которые вовлечены в этот процесс.

            Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения  и  его  роль  в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что  с  рождения  ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой  потребностью,  которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей  с целью  саморазвития.  Знания  о  себе  и  о  людях  тесно  переплетаются   с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.  Оценка  со стороны другого человека позволяет  выяснить,  как  он  воспринимает  данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном  счете,  образа «Я».

            Содержанием общения, которое  служит  воспитательным  целям,  является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой  люди могут формироваться и развиваться  как  личности.  Эта  информация  включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления,  идеалы,  цели  и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в  общении  с  другими  людьми зависит  от  отношения  людей   друг   к   другу,   определяемых   эталонами межличностного восприятия.
            Целенаправленное формирование личности школьника осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которые он ходит. Формирование личности в школьном возрасте определяется тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо школьник реализует свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются доминирующими для его возраста. На основании анализа реальной жизни детей школьного возраста можно выделить в качестве доминирующих следующие сферы жизнедеятельности: деятельности (в которой происходит реализация активности, направленной на познание и преобразование окружающего мира), игры (в которой реализуется гедонистическая активность), общения (в которой активность направлена на познание людей и взаимодействие с ними).
            Таким образом, цель данной статьи заключается в выявлении важности общения между учителем – учеником, как важный фактор формирования школьника, его ценностей и приоритетов в дальнейшей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общение28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). 

        С  точки  зрения   социально-психологической   правильное   воспитание представляет  собой  научно-обоснованное  общение  людей,  рассчитанное   на развитие каждого из них как личности.  Воспитательное  воздействие  человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг  друга  людьми, которые вовлечены в этот процесс.

        Психолог М.И. Лисина изучала процесс развития общения  и  его  роль  в воспитании детей раннего возраста. Она установила, что  с  рождения  ребенка его общение с окружающими людьми направляется особой  потребностью,  которая состоит в стремлении человека к самопознанию, к познанию окружающих людей  с целью  саморазвития.  Знания  о  себе  и  о  людях  тесно  переплетаются   с отношением к другим людям, со стремлением к оценке и самооценке.  Оценка  со стороны другого человека позволяет  выяснить,  как  он  воспринимает  данную личность, способствует формированию самооценки и, в конечном  счете,  образа «Я».

        Содержанием общения, которое  служит  воспитательным  целям,  является передача от человека к человеку полезной информации, на основе которой  люди могут формироваться и развиваться  как  личности.  Эта  информация  включает ценности, нормы и формы поведения, оценки и представления,  идеалы,  цели  и смысл жизни. Мера их принятия одним человеком в  общении  с  другими  людьми зависит  от  отношения  людей   друг   к   другу,   определяемых   эталонами межличностного восприятия.

        Целенаправленное формирование личности школьника осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях и организациях, в которые он ходит. Формирование личности в школьном возрасте определяется тем, в какой мере, насколько успешно и социально приемлемо школьник реализует свою активность в тех сферах жизнедеятельности, которые являются доминирующими для его возраста.
На основании анализа реальной жизни детей школьного возраста можно выделить в качестве доминирующих следующие сферы жизнедеятельности: деятельности (в которой происходит реализация активности, направленной на познание и преобразование окружающего мира), игры (в которой реализуется гедонистическая активность), общения (в которой активность направлена на познание людей и взаимодействие с ними).

        Таким образом, цель данной статьи заключается в выявлении важности общения между учителем – учеником, как важный фактор формирования школьника, его ценностей и приоритетов в дальнейшей жизни.

Общение – как фактор воспитания школьников

        Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте с взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.

        Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. КовалевА. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего, это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

        Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе [Коджаспирова Г. М.].

        Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [Сластенин В. А.]. 

        Условия эффективности педагогического общения в общем виде сформулировал А. А. Бодалёв:

  • Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
  • Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
  • Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
  1. Можно классифицировать виды общения по признаку: 
    функционально-ролевой (результатом такого типа общения является объединение усилий общающихся носителей социальных ролей);
  2. личностный (сопереживание, эмоциональный контакт, понимание - результат общения в этом случае);
  3. информационный (обмен информацией составляет главную цель и результат общения) (В. Г. Антонян). 

        Однако общение учителя с учениками практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик – это носители социальных ролей, их отношения имеют личностный характер, основным компонентом содержания их общения является обмен информацией. То есть это общение в одинаковой мере относится к любому из этих трех типов. Причем любая ситуация педагогического общения характеризуется функционально-ролевыми отношениями, имеет личностный и информационный характер. 

        В значительной мере это характерно и для многих других существующих классификаций общения: педагогическое общение трудно или даже невозможно отнести к какому-либо из выделенных в них типов. 
        В определенной мере недостаток приведенных выше классификаций относительно педагогического общения преодолевается в классификации М. С. Кагана. Он выделяет материально-практический, духовно-информационный и практически-духовный типы общения. Так называемые традиционные педагогические технологии в наибольшей степени соответствуют духовно-информационному типу общения. Однако общение учителя с учениками в условиях развивающего обучения, на основе личностного подхода опять-таки не укладывается в рамки этой классификации. 
        Чем же отличается педагогическое общение от других видов? Что ему присуще в большей мере, чем общению бытовому, например, или осуществляемому в производственных условиях? 
Прежде всего, педагогическое общение, организуемое учителем – даже в тех случаях, когда его инициатором является воспитатель 
и ведущая роль в нем принадлежит воспитателю, -осуществляется главным образом или даже исключительно ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника. Цель общения здесь - «не для себя», а «для другого»: не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у воспитанника. В отличие от других видов общения педагогическое общение, тем более профессиональное, осуществляется с целью оказать влияние на воспитанника - включить его в деятельность, способствующую формированию и развитию положительных личностных качеств, вызвать у него стремление к самоусовершенствованию. 
        Используя слово, тон голоса, мимику и др., воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношение, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности. 

        Таким образом, воспитатель воздействует на формирующиеся качества личности ее собственной деятельностью, направляя ее соответствующим образом и влияя тем самым на изменение тех или иных качеств, черт личности. Почти так же, как хирург направляет свой скальпель, который держит в руках, на изменение органов или частей тела оперируемого.         Следовательно, в педагогическом общении слово, жест, взгляд воспитателя - это, образно говоря, «руки», которые держат «скальпель» - деятельность воспитанника (его слова, чувствования, действия). Этот «скальпель» изменяет «части его духовного тела», формирует его духовное и физическое Я. 
        Ярким примером этого является общение матери с младенцем, 
в котором не столько смысл обращенных к ребенку слов, сколько их эмоциональная окраска и несловесное выражение любви к нему составляют воспитательную силу матери. 

        У воспитателя «скальпель» - деятельность воспитанника - не внешний, чужеродный по отношению к воспитуемому инструмент, а достояние самой формирующейся личности, его чувства, его действия, его отношения, им контролируемое средство воспитания. Тем более контролируемое, чем более осознанно воспринимает он окружающий мир. В этом основа субъект-субъектных отношений в воспитании вообще и в педагогическом общении в частности. В этом же и суть важнейшего отличия педагогического 
общения от всех других видов. 

        В значительной мере это качество присуще театральному общению. Но там оно неизбежно перерастает в демонстрацию профессионального мастерства артиста и имеет принципиально иное соотношение воздействующих средств на участников общения и 
соответственно результатов – как для артиста, так и для зрителя в сравнении с воспитателем и воспитанником. Артист показывает зрителям свое мастерство, учитель - знания, мастерство и воспитанность своих учеников. Кому? Прежде всего им самим. 

        Другой особенностью педагогического общения является его воспитательный характер, оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач. Достижение цели воспитания, продвижение к ней целиком фактически зависит от общения как самостоятельного вида деятельности и как части игры, учения, труда. Сами по себе труд, игра, учение в сугубо воспитательном плане, как справедливо указал А.С. Макаренко, - процессы нейтральные. Они могут воспитывать как в положительном, так и в отрицательном направлении. Лишь их включенность в систему определенных человеческих отношений придает им воспитательную направленность и силу. А включаются они в эти отношения через общение. В этом одно из проявлений единства воспитания, обучения и развития и одновременно требование вовлеченности в процесс общения всей личности учителя, воспитателя. К учителю предъявляются особые требования как к личности и участнику профессионального общения: он не может быть хорошим профессионалом, не обладая высокими морально-волевыми качествами, способностью эстетического восприятия явлений действительности. Очевидно, ни в одном из других видов общения к его участникам подобного уровня требований не предъявляется. 
        Общение бывает непосредственным и опосредованным, т.е. в форме прямых контактов общающихся и через кого-то (другого человека, группу людей) или что-то (игрушку, компьютер и др.). 

        Опосредованность в педагогическом общении проявляется в двух отношениях. Во-первых, в отношении контактов между самими участниками общения: воспитатель может прямо обратиться к воспитаннику с просьбой, советом, требованием, вместе с ним выполнять какую-либо работу и т.п. или передать воспитаннику через кого-либо свое мнение, совет, организовать его деятельность, используя инструкцию, знания и умения другого воспитанника и т.п. Воспитатель организует деятельность воспитанников через актив. Его воспитательная и организаторская позиция в этом случае становится скрытой (так называемый принцип параллельного действия, по А.С.Макаренко). 
Во-вторых, Опосредованность проявляется в том, что воспитатель направляет свои воздействия не на воспитанника даже в случае прямых контактов с ним, а на те знания, которые воспитанник должен усвоить, на качества личности, которые он должен формировать, на ценности, в которых он должен определенным образом ориентироваться.

         В субъект-субъектном взаимодействии объектом деятельности воспитателя (и воспитанника) становятся усваиваемые знания, формируемые качества личности и отношения, по поводу которых осуществляется педагогическое общение. 

        Таким образом, опосредующим звеном, на которое направлены эмоции воспитателя, учителя, его оценочные суждения, отношения являются процессы, предметы, свойства и качества, достоинства и недостатки. Как бы через них устанавливает воспитатель контакт с воспитанником. Как в театре артисты устанавливают контакт со зрителями, обращаясь не прямо к ним, а к своим партнерам по сцене, выражая им, а не зрителям свою любовь, страдание, ненависть, так и опытный воспитатель обращается к воспитаннику косвенно. Только его «партнерами по сцене» являются не артисты или вообще другие люди, а знания, добродетели и пороки, положительные и отрицательные человеческие качества. 
В этом заключается одна из особенностей педагогического общения, которое не всегда, но по большей части осуществляется не в форме прямого воздействия, а опосредованно, особенно при выражении отрицательных оценок и суждений, при решении задач развития самостоятельности и активности воспитанников. 

        Кроме разделения общения на прямое и опосредованное его можно разделить еще и на общение воспитателей с воспитанниками и общение между воспитанниками, причем как в первом, так и во втором случае рассматриваются разновидности общения в зависимости от возраста воспитанников (общение с дошкольниками –  здесь возможно и необходимо специальное рассмотрение общения с младенцами, с детьми полутора – трех лет, младшими школьниками, подростками, старшими школьниками).         А.В.Мудрик в книге «Общение как фактор воспитания школьников» рассматривает четыре возрастных типа общения школьников: детский (I-IV классы), подростковый (IV-VII классы), переходный (VII-IX классы), юношеский (X-XI классы). Для каждого из этих типов характерно разделение на свободное общение (осуществляемое исключительно по желанию, для удовлетворения потребности в нем) и ролевое (общение в каких-либо сферах жизнедеятельности, где роль учащегося, воспитанника заранее определена: ребенок в семье, ученик в школе, член определенной группы кружка, секции) –тс конкретными правами и обязанностями.  Есть немало других классификаций разновидностей общения, в том числе и в зависимости от характера отношений между его участниками: в педагогическом общении - между учителем и учениками. В этом случае говорят о стилях общения: авторитарный стиль (учитель единолично принимает решения); демократический стиль (воспитанник в общении – равноправный партнер, воспитатель побуждает воспитанника к активности, используя совет, просьбу и др.); либеральный стиль (учитель уходит от принятия решений, предоставляя инициативу ученику). Их элементы или даже вполне сформировавшиеся отношения можно обнаружить и в общении воспитанников между собой. Все эти и другие классификации представляют интерес для учителей в том отношении, что они раскрывают многообразие сторон сложного процесса общения, помогают понять, что в воспитании важно учитывать и использовать в качестве средства воспитания как общение между воспитателем и воспитанниками, так и между самими воспитанниками, а кроме того, и между воспитанниками и другими людьми

Вывод

        Рассмотренные теоретические основы по проблеме общения и его роли в формировании личности школьника, позволяют сделать вывод о том, что процесс общения может быть управляем со стороны педагогов и психологов, родителей и самих детей. Но всё же, большую роль здесь играет именно педагогическое воздействие. Знания о возрастных типах общения школьников расширяют знания педагогов о специфике жизнедеятельности школьников разных возрастов и позволяют учитывать особенности социальных явлений и процессов, свойственных тому или иному возрасту, при определении содержания, форм и методов воспитательной работы.
        Целенаправленная организация общения школьников в системе учебно-воспитательной работы способствует более быстрому сплочению ученических коллективов, приводит к тому, что содержание жизнедеятельности коллектива становится основой содержания общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношении в коллективе и повышению воспитательного воздействия коллектива на личность школьника.

        Помощь педагогов и психологов способствуют благоприятной позиции учащегося в процессе общения, обеспечивают участие школьников в содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему этому повышают эффективность процесса становления личности. 
Таким образом, становится понятно, что общение помогает формированию общественно ценных социальных установок, вооружает школьников умениями, позволяющими эффективно реализовывать эти установки, т. е. конкретизирует решение проблемы подготовки учащихся к жизни, формирования у них активной жизненной позиции.
Нерешенность многих проблемных вопросов по части общения детей в школьном или ином другом коллективе говорит о том, что рассматриваемая тема еще долго будет оставаться открытой для обсуждения и проведения новых исследований.

Список литературы

  1. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
  2. Якиманская И.С. Общение. - М.,1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВАЯ ЖИЗНЬ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье описывается воспитательная ценность полезных предметов изготовляемых в школьной мастерской. Общественную ценность имеют изделия которые служат украшением при оформлении школьных помеще...

Итоговая работа по программе "Актуальные проблемы экологического воспитания школьников" Основные факторы загрязнения гидросферы и меры по эффективной защите и сохранению водных ресурсов

Гидросфера – совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова. Вода -  самое распространенное неорга...

Историческое образование как основополагающий фактор духовного становления и патриотического воспитания школьников

Формирование патриотизма обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Субъектное педагогическое общение – важный фактор саморазвития личности школьника" (№ 7-8, 2022)

В статье рассматриваются вопросы воспитания в современной школе и роль классного руководителя в создании позитивной педагогической среды и положительного психолого-педагогического климата в классе на ...