Виды одарённости у учащихся и подходы в их обучении
статья по английскому языку по теме

Ралько Елена Александровна

 

В современной педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой интерес.

Кого считать одаренными детьми?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ У УЧАЩИХСЯ И ПОДХОДЫ В ИХ ОБУЧЕНИИ

Ралько Е. А.

МБОУ гимназия № 10 ЛИК г. Невинномысск

В современной педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой интерес.

Кого считать одаренными детьми?

Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: 

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

Известный специалист по конструированию тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию.

Показатели интеллектуальной одаренности.

IQ (показатель)

Уровень интеллектуального развития

%

1

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

2

120-129

Высокий интеллект

6,7

3

110-119

Хорошая норма

16,1

4

90-109

Средний уровень

50,0

5

80-89

Сниженная норма

16,1

6

70-79

Пограничный уровень

6,7

7

69 и ниже

Умственный дефект

2,2

До середины ХХ века одарённость определяли исключительно по  тестам IQ, но это вызывало много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Как показали многолетние исследования, высокий показатель тестов в детстве не является гарантией того, что ребёнок станет выдающимся деятелем. Все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим. А для достижения успехов требуется  умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем, т.е. быть творческим человеком.

  • дети с высокой креативностью  (способностью к творчеству); 

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое. Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Он  говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Тест  Торранса может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, им должны помочь  подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать мысли ребенка.

  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики) – их называют талантливыми;

Но сюда же можно отнести и так называемую академическую одарённость детей, которые  хорошо обучаются в школе.

  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность);

Основой академической одаренности является ярко выраженная познавательная мотивация. На первый план здесь выходят особые способности именно к обучению, люди этого типа легко усваивают новый материал и получают удовольствие от этого процесса. Молодые люди с академической одарённостью обладают глубокими знаниями, отличаются ярко выраженными интересами, целеустремленностью, сами находят и читают специальную литературу, глубоко анализируют усвоенные знания, склонны к их осмыслению.

Часто академическая одаренность сочетается с высокой избирательностью интересов, игнорированию тех сфер жизни, которые мало связаны с основным увлечением. При этом интеллектуально одаренные учащиеся не всегда отличаются блестящей успеваемостью, о чём следует помнить при организации работы с талантливыми детьми.

Первый шаг, который должен сделать педагог навстречу одарённому ребёнку - это распознать его одарённость.

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов.

Второй шаг навстречу одарённой личности- построение процесса обучения.

Традиционная система образования не способствует поддержке и развитию одарённости. Следует искать новые формы обучения с особой системой по работе с одарёнными детьми.

 Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.

 Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

 Индивидуализация- одно из положений ФГОС .В этом документе отмечается: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей …, могут разрабатываться … индивидуальные учебные планы». Трудность заключается в том, что  при составлении таких планов нет единого мнения как по структуре, так и по  содержанию.

В настоящее время существует два подхода к построению образовательных программ для одарённых детей: первый заключается в ускорении процесса обучения. Дети, с высокими способностями, учатся по обычным школьным программам, но им даётся возможность двигаться в собственном темпе.

Ускорение имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получает адекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скуки медленного продвижения по материалу. С дугой стороны, большие нагрузки и не соответствующая возрасту социальная ситуация иногда оказывается слишком трудными для рано развившегося ребенка.

Второй подход –изменение содержания обучения (его обогащение).Этот подход связан с углубленным или расширенным изучением отдельных тем, предметов, проблем. Он  чаще всего принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках, секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисования и т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (или кружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме, которая не соответствует особенностям его интеллекта.

Более систематический и теоретически обоснованный метод обогащения разработан известным специалистом в области психологии одаренности Дж. Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первый уровень включает занятия по общему ознакомлению с широкими, порой мировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы. Задача работы в рамках первого уровня, охватывающей всех, а не только особо одаренных детей, заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую их область занятий. Второй уровень направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов. Особенностью метода Резнули является попытка совместить когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основе занятий первого уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходе этих занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенно одаренным в каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболее высокому в системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого третьего уровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в той области, которая представляет для него наибольший интерес, тем самым ребенок получает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленного людьми знания, но производства своего продукта. Система Резнули включает, таким образом, не просто методы интеллектуального обогащения учеников, но и методы выявления наиболее одаренных из них на основании самого учебного процесса, а не психологических тестов. Тем самым обеспечивается определенная «демократичность» работы, подчеркиваемая и тем обстоятельством, что два из трех ее уровней предоставляются всем ученикам, а не только избранным. Кроме того, три уровня позволяют включить перед самостоятельной работой очень важный момент формирования интересов.

 Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста.

Современное общество предъявляет высокие требования к успешной личности, которая должна сочетать в себе несколько значимых качеств, таких как высокий уровень интеллекта, творческий подход к решению проблем и др. Учитель, при правильном подходе к одарённому ребёнку, помогает  ему обнаружить и развить свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении

Различные виды контроля знаний при дифференцированном подходе в обучении на уроках информатики (данный материал может быть применим и к другим предметным областям). 2003 год....

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению  на семинаре...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости

 Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно у...