Статья Игра - средство обучения иностранному языку
статья по английскому языку по теме

Тагина Лилия Николаевна

в статье рассматриваются различные классификации игр и даются рекомендации для их проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_sredstvo_obucheniya.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка

Тагина Л.Н

 лицей №378

Кировского района

г. Санкт-Петербурга

Статья «Игра-  как средство обучения иностранному языку»

В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения.

Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Термин «дидактическая игра», под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Постепенно дидактические игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении.

 В России только в 1960-е годы – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения быстро иссяк. Идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов– Ш. Амонашвили,С. Лысенковой.  С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов на уроках иностранного языка господствовал грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться читать и понимать тексты на иностранном языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически воспроизводящие. Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Манулейко считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности.

Игровые методы обучения используют различные способы мотивации:

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися(мотивы общения).

2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности(моральные мотивы).

3. Каждая игра имеет близкий результат(окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе)и осознанию пути достижения цели.

В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

 В игре есть таинство– неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа(познавательные мотивы).

Играть с учащимися можно и при закреплении нового материала, и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем, и на повторительно-обобщающих уроках, и даже во внеурочное время. Особенно эффективны игровые технологии при обучении иностранному языку учащихся младшего школьного возраста, так как для них игра — это наиболее естественный способ общения, выражения своего внутреннего мира.

 С детьми следует играть как можно больше, превращая любое задание в игру, позволяющую заинтересовать их, справиться с любыми трудностями, возникающими на пути обучения языку. «Если учебное время позволяет, то рекомендуется на каждом занятии уделять десять-пятнадцать минут проведению игры, выбранной с учётом уровня подготовки и потребностей данного этапа обучения.

Следует чередовать лексические игры с играми, направленными на развитие навыков устной речи. В любом случае цель игры, её практическое значение и своевременность на данном этапе должна быть очевидна как самому преподавателю, так и учащимся»
            В младшем школьном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Благодаря игре личность школьника совершенствуется. Развивается мотивационно- потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для него, чем личные (происходит соподчинение мотивов). Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ученик, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Учащемуся необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, школьник стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, он подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает учащемуся младшего школьного возраста постигать и учитывать нормы и правила поведения. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются его способности и творческие возможности.
         С точки зрения Д.Б.Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе»
          В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ученика заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает школьника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.
Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны учителя имеет большое позитивное значение для развития личности учащегося младшего школьного возраста. Осуждение игры, стремление преподавателя сразу переключить ученика на учебную деятельность, порождает у школьника внутриличностный конфликт. У учащегося возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.
Игры удобны тем, что их можно использовать в тех случаях, когда учителю необходимо поработать индивидуально с отдельным учеником, а остальных учащихся следует чем-то занять. А так как такая необходимость возникает почти на каждом уроке, то играть с пользой для дела тоже можно на каждом уроке. Только в играх многократное проговаривание не вызывает усталости. На каждом уроке учитель должен осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся: поработать над произношением, развитием диалогической речи или выслушать монологическое высказывание ученика о себе, своей семье, домашних животных и т. п. Пока учитель работает с одним или несколькими учащимся, остальные имеют возможность с пользой поиграть. На данном этапе урока особенно эффективны
игры с использованием карточек. Учащимся младших классов несомненно нравится тот материал, который можно подержать в руках. Естественно, что ученики должны быть «приучены» к игре. Для этого преподавателю всего лишь нужно не пожалеть время в начале учебного года, поиграть всем классом, чтобы ребята «вошли во вкус», научились играть. И потом, когда у них появятся любимые игры, постоянное присутствие учителя на данном этапе урока будет необязательным, учащиеся лучше педагога отследят ход игры, а его обязанность будет сводиться к тому, чтобы раздать материал ученикам.
Однако прежде, чем предложить игру, учитель должен спросить сам себя:
зачем нужна эта игра, что она даёт. Игра ради игры — это потерянное время. Преподаватель всегда должен чётко ставить перед собой дидактическую цель, которую не обязательно сообщать учащимся. Игра, конечно, имеет и свою чисто игровую цель, именно её и необходимо поставить перед учащимися. Кроме того, нельзя пытаться одной игрой решить две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новую лексику. Удовольствие от такой игры ученики, может быть, и получат, а вот пользы она никакой не принесёт. Перед проведением игры учитель должен чётко определить главную, но всего лишь одну цель, которую он должен решить в процессе игровых действий учащихся. Если необходимо отработать с учениками новый грамматический материал, то лексика должна быть хорошо знакома. Если же задачей педагога в данной игре является запоминание лексического материала, то делать это необходимо на хорошо усвоенном грамматическом материале.
           Таким образом, можно сделать вывод, что игра является доминирующим методом в обучении учащихся младшего школьного возраста иностранному языку; а учитель — умелым руководителем, обеспечивающим создание наиболее оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников в образовательном процессе на уроке иностранного языка.

Классификация игр.

В методике преподавания иностранных языков существует несколько видов классификации игр. Н.Д.Гальскова, например, разделяет все игры на две крупные группы.              Первую группу составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков, отсюда ее название «подготовительные игры».

Вторая группа называется «творческие игры».

 Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
М.Ф.Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, также выделяет два вида игр:
подготовительные игры, способствующие формированию речевых навыков; и творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
По виду деятельности игры делят на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные. психологические.
По характеру педагогического процесса выделяют обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические игры.
По характеру игровой методики игры можно разделить на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
 Н.А.Рыжак классифицирует игры, разделив их на следующие разделы :

Лексические игры;

  • игра слов: таинственные перевоплощения;
  • игры, направленные на развития устной речи;
  • задания с использованием картинок;
  • письменные игры и задания;
  • творческие задания;
  • игры для детей;
  • мимические игры;
  • задания с использованием стихотворений и текстов;
  • игры с пословицами;
  • считалочки;
  • скороговорки.

Как видно, в основе такого разделения лежит как функциональный (развитие навыков устной речи, расширение словарного запаса и т.п.), так и типологический принцип (задания с картинками, стихами, письменные виды работ и т.д.)» [Рыжак, 2010: 15].

Таким образом, в рамках одной категории могут оказаться задания различной направленности. Многие игры подходят для учащихся любого уровня; в зависимости от степени владения языком будет меняться качество речи учащихся. Но некоторые задания могут быть применены только на строго определённых этапах обучения.


С чего обычно начинается изучение родного языка? Конечно же - со слов. Ребёнок овладевает таким сложным механизмом, как речь, начиная повторять и усваивать отдельные слова. То же самое происходит и в изучении любого иностранного языка. Нельзя знать язык, не выучив определённый лексический минимум. Если представить язык в виде дома, то слова — это кирпичики, из которых он построен, а грамматика — цемент, который их скрепляет. Но каким бы прочным не был цемент, нельзя построить дом, если под рукой нет строительного материала в достаточном количестве. Чтобы обеспечить запоминание учащимися данного минимума, необходимо создать условия, максимально приближенные к реальной ситуации, и обеспечить многократное повторение слов. Неплохим подспорьем в этом могут стать лексические игры, предполагающие игру со словами. Многие из них подходят даже для первых занятий иностранным языком.

Лексические игры
Однако играть можно не только со словами, но и словами. Речь идёт о следующем разделе игр - «Игре слов: таинственных перевоплощениях». В данный раздел включены очень популярные ребусы, шарады, анаграммы и прочие игры, основанные на необычных и подчас удивительных эффектах, получаемых благодаря различным комбинациям букв, замене одной буквы на другую и т.п.; игры и задания, основанные на использовании различных лексических и фонетических свойств изучаемого языка.

 Игра слов: таинственные перевоплощения


Обучение иностранному языку — это, прежде всего, обучение говорению на данном языке. Однако организация беседы на занятии является куда более сложной задачей для преподавателя, чем это может показаться на первый взгляд. Сложности связаны, в первую очередь, с недостаточной лингвистической подготовкой учащегося младшего школьного возраста, который ещё не овладел объёмом знаний, достаточным для полноценного общения (а если речь идёт о первых занятиях языком, то обучаемый вообще не в состоянии пока выражать свои мысли на изучаемом языке). Это, однако, не значит, что он не хочет и не должен общаться. Практика устной речи должна осуществляться, начиная с самых первых уроков. Только тогда у учащегося не возникнет языкового барьера, он будет ощущать реальную пользу от занятий, поверит в перспективу овладения иностранным языком. Организация беседы на уроках иностранного языка непроста ещё и потому, что преподаватель должен находить темы, которые могли бы заинтересовать всех. В данной ситуации помогут

«Игры, направленные на развитие устной речи». В данный раздел входят игры, направленные на отработку правил построения простых предложений и умения задавать вопросы. Задания «Слишком много вопросов», «вопрос — ответ», «Бесконечная история», «Испорченный телефон», «Болтуны» могут быть использованы уже на первом этапе обучения иностранному языку, когда учащиеся умеют строить простое предложение, знакомы с порядком слов и принципами построения общих и специальных вопросов. Эти задания, несмотря на видимую простоту, оказываются весьма полезными в работе с учениками младшего школьного возраста, позволяя им сделать ощутимый шаг от теоретической информации к её практическому применению.

«Игры и задания с использованием картинок « очень полезны. Особенно при работе с детьми. Важно только находить интересные изображения со множеством деталей и предлагать упражнения, которые на данном этапе обучения ребёнок в состоянии выполнить. С несложным заданием по картинке справится даже начинающий. Можно предложить учащемуся младшего школьного возраста сказать, изображён ли тот или иной предмет на рисунке и где он находится, или ответить на самые простые вопросы: Какого цвета одежда? Кто изображён? Что держит в руках? и т.п. Игры, основанные на использовании иллюстраций, включают задания, направленные на развитие навыков устной речи и закрепление лексики. Некоторые задания из этого раздела способствуют тренировке навыков восприятия речи на слух.

«Письменные игры и задания» проводятся только в группе. Игроки располагаются за одним большим столом или за несколькими смежными столами так, чтобы им было удобно передавать друг другу листы бумаги, которыми им предстоит обмениваться (в соответствии с правилами большинства игр). Преподаватель тоже может принимать участие в игре, особенно если участников мало. В конце каждой игры преподаватель собирает все листы, изучает ошибки, а затем рассматривает их вместе с группой (лучше не называть имён учащихся, которые допустили ошибки). Можно прочитать вслух неправильно составленную фразу, попросить учащихся самостоятельно найти и исправить ошибку. Если сделать этого им не удаётся, необходимо напомнить соответствующее правило. Некоторые задания данного раздела направлены на развитие у учащихся младшего школьного возраста навыков построения предложений и вопросов различных типов (например, игра «С точностью до наоборот»). Здесь представлены также лексические задания («Длинная цепь», «Разделить слова») и игры, при выполнении которых учащимся предстоит проявить творческие способности: они должны будут сочинить историю или стихотворение («Буриме», «Что? Где? Когда?», «Сочиним историю»).

 В последнее время широкое распространение в методике преподавания иностранных языков получили так называемые «Творческие задания». Современные методисты выделяют несколько основных типов творческих заданий: Задания, требующие сбора материала, его анализа и презентации результатов всей группе. Это может быть, например, проведение статистического опроса среди учащихся школы, интервью с учениками и преподавателями на определённую тему, а также индивидуальная или коллективная подготовка стенгазеты, поздравительной открытки, классного или семейного фотоальбома на изучаемом языке.

Ролевые игры. Учащимся предлагается представить себя участником какой-  либо ситуации (например, стать иностранным туристом, приехавшим в Россию). В соответствии с некоторыми методиками преподаватели, распределяя роли между учащимися, сообщают не только имя, возраст и профессию предполагаемого персонажа, но и предлагают готовые фразы, которые будет произносить данный персонаж в ходе исполнения роли. Таким образом, задача учащегося — запомнить и воспроизвести определённое количество предложений. Этот вариант ролевой игры, прежде всего рекомендуется начинающим изучать иностранный язык. В других случаях даётся конкретное задание, например: «Ты должен зайти в магазин и купить подарки своим друзьям и родственникам». В таком случае учащиеся разыгрывают маленькие сценки экспромтом.  Общение на различные темы. Оно может быть организовано в форме игры (например, класс превращается в телевизионную студию, а присутствующие — в участников ток-шоу). Второй и третий виды ролевой игры уместно использовать на продолжающем этапе обучения иностранному языку.

Поэтические произведения можно использовать при работе с учащимися разных возрастов. Запоминание наизусть способствует развитию памяти и усвоению лексики. Главное, чтобы запоминание и воспроизведение текста не было механическим. В раздел «Задания с использованием стихотворений и текстов» включены упражнения, основанные на дополнении стихов недостающими словами; восстановлении текста; продолжении событий сказки и т.п. В данном разделе Н.А.Рыжак предлагает использовать различный литературный материал для организации различного рода игр и инсценировок (например, подготовка учащимися младшего школьного возраста костюмированного представления на иностранном языке; проведение конкурса чтецов, исполнителей песни на иностранном языке и т.д.) [Приложение 9. Задания с использование стихотворений и текстов]
Пословицы также являются уникальным учебным материалом. Знакомясь с ними, учащиеся обогащают словарный запас, получают пример построения ёмкого и выразительного предложения. Пословицы легко запоминаются, при необходимости их несложно вспомнить. Наконец, они отличаются очень простой структурой и доступны учащимся, ещё не очень хорошо знакомым с грамматикой изучаемого языка. Следует подчеркнуть, что учащиеся младшего школьного возраста с большим энтузиазмом воспринимают пословицы, которые имеют более или менее точные соответствия в родном языке. В разделе «Игры с пословицами» представлены упражнения, которые позволят преподавателю в игровой, доступной для учащихся форме познакомить их с различными пословицами на иностранном языке.
Нередко до начала игры необходимо назначить ведущего или распределить роли между её участниками. Лучше всего и этот этап урока провести в форме игры. В данном случае можно использовать считалочку на иностранном языке.

В разделе «Считалочки» представлены некоторые возможные считалочки на английском языке, которые понравятся не только преподавателю, но и его ученикам. Заучивание и последующее воспроизведение скороговорок и стихотворений, основанных на повторении одних и тех же звуков, рекомендуется для постановки правильного произношения. Произнесение скороговорок — это ещё и весёлая игра, которая непременно понравится учащимся младшего школьного возраста. Кроме того, можно также организовать конкурс на лучшего чтеца скороговорки.

Рассмотрев подробно классификацию игр, предложенную Н.А.Рыжак, можно сделать вывод, что существует большое количество игр, применяемых в обучении иностранному языку. Однако, при всём их многообразии нельзя допустить того, чтобы урок превратился в сплошную игру, его следует организовать таким образом, чтобы это было увлекательное обучение иностранному языку. Для этого необходимо помнить следующие правила:

 1) игры должны быть чётко спланированы учителем;

 2) игры должны соответствовать задачам урока;

 3) игры должны проводиться систематически;

 4) игры должны чередоваться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Статья "Возможности информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе"

В Статье рассказывается о возможностях использования информационных технологий как средства обучения иностранному языку в средней школе...

Статья "Методические приемы и средства обучения иностранному языку в школе"

В этой статье рассматриваются такие понятия как "метод" и "прием",их использования в процессе обучения....

Статья на тему: "Обучающая компьютерная программа как средство обучения иностранному языку".

В данной статье поднимается вопрос определения компьютерной программы как средства обучения иностранному языку, в частности английскому. Рассматриваются положительные составляющие введения такой прогр...

Статья "Игры в обучении иностранному языку"

Статья посвящена играм в обучении иностранному языку. В первой части объяснена важность игр для учащихся, влияние позитивных эмоций на обучение, отмечено, почему использование игры на уроке отвечает т...