Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку по теме

Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

БМОУ №22 с углубленным изучением иностранных языков

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Учитель:  Абмаева  М. Н

Г. Ульяновск

2012г.

     Существование человека немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.).

          В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения) задан стратегический ориентир образования на развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности.  

Современный социальный заказ на качественное образование состоит, прежде всего, в подготовке учащихся  с развитой коммуникативной компетенцией.

        Это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в  коллективе.

   Составляющими данной компетенции являются:

  • Письменная коммуникация
  • Публичное выступление
  • Диалог
  • Продуктивная групповая коммуникация

    « Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!»

       Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

        Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?

Во-первых , она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.  Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.   

            Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к учению, но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

           В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

  • Коммуникативный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Это делает процесс обучения не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.           

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМНЕТЕНЦИИ

        Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в  конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.
  • вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную компетенцию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов;
  • проекты, предполагающие составление текстов для размещения в Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а  также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.

Хочу привести ряд упражнений, которые я использую на уроках английского языка и страноведения для формирования коммуникативной компетенции у учащихся:

  • заполнить простую анкету, формуляр с основными сведениями о себе;
  • написать письмо, поздравительную открытку зарубежному сверстнику;
  • передача информации от одного участника к другому возможна в заданиях типа «выполнение инструкций». Например, у одного из учащихся имеется незаполненная карта, а у другого – карта с подробными надписями. Задача ученика с подробной картой – дать своему партнеру такие инструкции на английском языке, чтобы он мог по своей карте сделать соответствующие надписи, не видя карты партнера на темы: «Дом, квартира», «путешествия», «Город» и т.д.
  • picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя вопросов партнеров;
  • text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного итого же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить);
  • opinion gap (у учащихся имеются разные убеждения, а нужно выбрать единое мнение);
  • сделать проблемной традиционную тему, например, «Моя семья» на разных стадиях овладения иностранным языком: «Ты можешь угадать профессии моих родителей?», «Что любят семьи в разных странах?», «Братья и сестры в семье», «Пожилые люди в семье»;
  • составление ролевых диалогов на учебные темы;
  • интервью. Задача учащихся опросить как можно больше присутствующих на уроке, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения на поставленные вопросы. Для этого школьники свободно перемещаются по классу и фиксируют свои ответы для дальнейшего обсуждения;
  • текст делится на небольшие фрагменты. Каждый ученик получает один фрагмент, изучает его и начинает расспрашивать о содержании других фрагментов, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту.

    С целью обучения детей результативному общению я создаю игровые ситуации на уроках, включаю учащихся в диалог, работу в группах, микрогруппах, парах. Задания носят уровневый характер, ученики выбирают их в зависимости от самооценки. В результате деятельности на уроках у детей возрос интерес к иностранному языку. Они охотно выполняют домашние задания, активны на уроках, привлекают дополнительные источники получения информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"

Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....