Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку по теме
Понятие коммуникативная компетенция.Упражнения, рекомендуемые для формирования коммуниктивной компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
БМОУ №22 с углубленным изучением иностранных языков
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Учитель: Абмаева М. Н
Г. Ульяновск
2012г.
Существование человека немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью (Кухаренко В.А.).
В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения) задан стратегический ориентир образования на развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности.
Современный социальный заказ на качественное образование состоит, прежде всего, в подготовке учащихся с развитой коммуникативной компетенцией.
Это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.
Коммуникативная компетенция включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Составляющими данной компетенции являются:
- Письменная коммуникация
- Публичное выступление
- Диалог
- Продуктивная групповая коммуникация
« Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!»
Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во-первых , она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к учению, но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
- Коммуникативный подход основан на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. Это делает процесс обучения не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМНЕТЕНЦИИ
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- все формы учебного диалога;
- доклады и сообщения;
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
- обсуждения, дискуссии, диспуты;
- упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях;
- выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
- выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.
- вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную компетенцию:
- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов;
- проекты, предполагающие составление текстов для размещения в Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
- подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.
Хочу привести ряд упражнений, которые я использую на уроках английского языка и страноведения для формирования коммуникативной компетенции у учащихся:
- заполнить простую анкету, формуляр с основными сведениями о себе;
- написать письмо, поздравительную открытку зарубежному сверстнику;
- передача информации от одного участника к другому возможна в заданиях типа «выполнение инструкций». Например, у одного из учащихся имеется незаполненная карта, а у другого – карта с подробными надписями. Задача ученика с подробной картой – дать своему партнеру такие инструкции на английском языке, чтобы он мог по своей карте сделать соответствующие надписи, не видя карты партнера на темы: «Дом, квартира», «путешествия», «Город» и т.д.
- picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя вопросов партнеров;
- text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного итого же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить);
- opinion gap (у учащихся имеются разные убеждения, а нужно выбрать единое мнение);
- сделать проблемной традиционную тему, например, «Моя семья» на разных стадиях овладения иностранным языком: «Ты можешь угадать профессии моих родителей?», «Что любят семьи в разных странах?», «Братья и сестры в семье», «Пожилые люди в семье»;
- составление ролевых диалогов на учебные темы;
- интервью. Задача учащихся опросить как можно больше присутствующих на уроке, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения на поставленные вопросы. Для этого школьники свободно перемещаются по классу и фиксируют свои ответы для дальнейшего обсуждения;
- текст делится на небольшие фрагменты. Каждый ученик получает один фрагмент, изучает его и начинает расспрашивать о содержании других фрагментов, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту.
С целью обучения детей результативному общению я создаю игровые ситуации на уроках, включаю учащихся в диалог, работу в группах, микрогруппах, парах. Задания носят уровневый характер, ученики выбирают их в зависимости от самооценки. В результате деятельности на уроках у детей возрос интерес к иностранному языку. Они охотно выполняют домашние задания, активны на уроках, привлекают дополнительные источники получения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.
Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья о том, как можно эффективно формировать коммуникативную компетентность учащихся за счет применения элементов интенсивного метода обучения на уроках иностранного языка в школе....
Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку
Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...
Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"
Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....