Программа "Формирование творческой социально-активной личности"
проект на тему
Авторская Программа "Формирование творческой социально-активной личности" осуществляется несколько лет. Результаты деятельности как классного руководителя и руководителя кафедры "Воспитание" легли в основу системы воспитательной работы. Содержание Программы подкреплено мероприятиями гражданско-патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirvanie_tvorcheskoy_socialno-aktivnoy_lichnosti.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Формирование творческой социально-активной личности».
Концептуальные основы содержания и обоснования актуальности Программы
Выдающиеся ученые и политические деятели, например наш великий соотечественник В.И.Вернадский, считали, что эпоха стихийного развития общества заканчивается и начинается другая. Главной целью нового развития является прогресс каждого индивида, рост «запаса устойчивости» его жизнедеятельности. В свете такого подхода необходимо построение социоэволюционного общества, основывающегося на общечеловеческих нравственных ценностях, обеспечивающих все более высокий рост качества человека.
В социоэволюционном обществе должен утверждаться человек с новой моралью, социально-активный, которому не нужно будет все, а лишь то, что наиболее отвечает его способностям и наклонностям.
Решение этой задачи требует от школы не только того, чтобы она учила школьников знаниям, навыкам и умениям в области наук, но и изменяла их отношение к миру, формируя активное мировоззрение и высокие нормы общечеловеческой нравственности. Отсюда вытекает сверхзадача школы – формировать людей, способных строить и жить в социоэволюционном обществе.
Развитие личности в школьном коллективе предполагает формирование ее гражданской позиции, а также ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству в целом. Поэтому необходимо создать такую развивающую среду, которая содействует готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала. Среду, где царит дух взаимного уважения, творческой поддержки, понимания личностных проблем. Программа призвана содействовать созданию подобной среды.
Цель Программы
Осуществление систематической и целенаправленной деятельности по формированию творческой социально значимой личности, уважающей себя, осознающей свою ценность, признающей ценность другой личности, способной быть самостоятельной в принятии решений, несущей ответственность перед собой и обществом.
Задачи Программы
- повышение социальной активности подростков в совместной деятельности
-снятие агрессивности и приобретение навыков бесконфликтного общения
-развитие позитивных личностных качеств каждого в классном коллективе
-создание, сохранение и передача традиций в процессе развития коллектива
-разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию социально активной личности подростка
Принципы Программы
Механизм реализации данной Программы предполагает использование известных основ развивающей системы Л.В.Занкова.
- Принцип коллективной деятельности при планировании и осуществлении совместных творческих дел.
- Принцип последовательности, планомерности и системности в осуществлении воспитательной работы.
- Принцип осуществления разумного контроля.
- Принцип сотрудничества и партнерства педагога и подростка.
- Принцип приоритетности интересов подростка и ориентация на деятельное начало его личности.
- Принцип целесообразности воздействия воспитательных мер на индивидуальную личность подростка.
- Принцип взаимосвязи воспитания с реальной жизнью, опоры на сложившиеся традиции.
- Создание ситуации успеха.
Содержание и структура Программы
Содержание Программы основывается на принципах КТД (коллективное творческое дело). По признаку включенности в реальные социально значимые отношения КТД имеют три направления:
- Социально-значимые дела – это те дела, при которых достигается определенный результат, полезный как для самих участников, так и для окружающих (акции «Милосердия», «Ветеран», конкурсы газет, плакатов).
- Школа формирования личности – это то, что способствует формированию личностно значимых качеств (беседы, деловые игры, диагностики).
- Досуговые дела – это то, что способствует раскрытию творческих способностей каждого члена подросткового коллектива (праздники, развлекательные игры, классные часы)
Средства реализации Программы
- Изучение условий, в которых происходит развитие личности.
- Выявление личностных психологических трудностей подростков.
- Проведение различного типа и назначения диагностических методик.
- Индивидуально-психологическое консультирование и психологические игры для подростков и родителей.
- Разработка, внедрение и обобщение аналитических материалов.
- Организация коллективных творческих дел (КТД), направленных на развитие личности и коллектива.
- Работа творческой лаборатории полезных дел в классе.
- Организация деятельности творческих малых групп по интересам.
- Развитие системы самоуправления подросткового коллектива на основе бригадного принципа.
- Участие в АКС (анализ конкретных ситуаций).
- Представление Панорамы творческих успехов каждого члена коллектива.
- Организация деловых и ролевых игр, направленных на разрешение конфликтных ситуаций.
- Деятельность Центра «Познай себя».
- Оценивание участия подростков в коллективной деятельности на основе принципов Л.В.Занкова:
О – отлично, Х – хорошо, С – старался, Н – нормально, Т – терпимо.
Прогнозируемый результат реализации Программы
Предполагается, что в созданной социально развивающей среде каждый участник совместной деятельности будет развиваться как личность в направлениях, которые можно охарактеризовать словами:
- Само – это совершенствование самого себя (самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самоуважение, самокритичность)
- Со – это готовность к сотрудничеству (соуправление, согласованность, сплоченность)
- Надо- это умение подчиняться закону (в том числе, уважение мнения другого)
Цель деятельности классного руководителя
Создание условий для саморазвития и самореализации личности подростка.
Задачи классного руководителя
- Развитие классного коллектива.
- Организация системной работы с обучающимися в классе.
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого подростка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
- Организация системы отношений подростков через разнообразные формы воспитывающей деятельности классного коллектива.
- Гуманизация отношений между обучающимися.
- Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров подростков.
Роль классного руководителя
Сколько бы мы не говорили о значимости гражданского воспитания, какие бы не ставили правильные задачи, без классного руководителя, его мастерства и профессионализма невозможно представить воспитательный процесс. Именно классный руководитель является организатором активной творческой жизнедеятельности ученического коллектива, координатором педагогического воздействия на каждого ученика. С чего начинается этот путь? Конечно, с постоянного педагогического поиска, совершенствования своих профессиональных умений, личностного роста, создания своего неповторимого образа. Личность учителя, классного руководителя в становлении личности ученика как Гражданина играет не последнюю, а подчас и определяющую роль. Ведь учитель несет школьникам не только знания. Нередко взрослый становится для ученика эталоном в личностном плане. От взаимодействия личности ученика с личностью учителя во многом зависит его отношение к миру, окружающим людям, самому себе.
Что питает энергию учителя? Где найти вдохновение на поиск новых путей в педагогическом процессе? Действительно, отсутствие должного внимания со стороны государства, широкий круг обязанностей при низкой заработной плате, разочарования – все это не способствует эмоциональному горению! Тем не менее, это не столь важно в сравнении с признанием учеников, с их благодарными глазами и словами поддержки.
Несколько практических советов над формированием гражданской позиции классного руководителя:
- Создай свой собственный имидж активной личности. Нельзя требовать от других того, чем не обладаешь сам.
- Сделай свою внешность продолжением деловых качеств. Внешность является отражением наших достоинств.
- Стань профессионалом в преподавании своего предмета. Пусть это станет вашим главным достоинством.
- Организуй свое рабочее место в высшей степени рационально. Помни, оно тоже несет информацию о вас.
- Развивай в себе чувство юмора и оптимизм. Активной личности противопоказано уныние.
- Живи под девизом «Ни дня без дела!». Пусть даже это дело будет малозаметным.
- Постоянно работай над собой, это обязательно окупится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"
В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...
Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»
С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...
Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.
Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...
Юнармейское движение как средство формирования социально активной личности
статья в сборнике "Наследники победы рапортуют"...
Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"
Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...
Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.
Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО....
Формирование социально активной творческой личности в колледжах Москвы
Исследовательская работа по теме "Становление и развитие системы профессионального образования Москвы" .К великому сожалению, презентация категорически не помещается в рамки 3 МБ. Её р...