Программа "Формирование творческой социально-активной личности"
проект на тему

Авторская Программа "Формирование творческой социально-активной личности" осуществляется несколько лет. Результаты деятельности как классного руководителя и руководителя кафедры "Воспитание" легли в основу системы воспитательной работы. Содержание Программы подкреплено мероприятиями гражданско-патриотической направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Формирование творческой социально-активной личности».

Концептуальные основы содержания и обоснования актуальности Программы

      Выдающиеся ученые и политические деятели, например наш великий соотечественник В.И.Вернадский, считали, что эпоха стихийного развития общества заканчивается и начинается другая. Главной целью нового развития является прогресс каждого индивида, рост «запаса устойчивости» его жизнедеятельности. В свете такого подхода необходимо построение социоэволюционного общества, основывающегося на общечеловеческих нравственных ценностях, обеспечивающих все более высокий рост качества человека.

     В социоэволюционном обществе должен утверждаться человек с новой моралью, социально-активный, которому не нужно будет все, а лишь то, что наиболее отвечает его способностям и наклонностям.

     Решение этой задачи требует от школы не только того, чтобы она учила школьников знаниям, навыкам и умениям в области наук, но и изменяла их отношение к миру, формируя активное мировоззрение и высокие нормы общечеловеческой нравственности. Отсюда вытекает сверхзадача школы – формировать людей, способных строить и жить в социоэволюционном обществе.

     Развитие личности в школьном коллективе предполагает формирование ее гражданской позиции, а также ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству в целом. Поэтому необходимо создать такую развивающую среду, которая содействует готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала. Среду, где царит дух взаимного уважения, творческой поддержки, понимания личностных проблем. Программа призвана содействовать созданию подобной среды.

Цель Программы

 Осуществление систематической и целенаправленной деятельности по формированию творческой социально значимой личности, уважающей себя, осознающей свою ценность, признающей ценность другой личности, способной быть самостоятельной в принятии решений, несущей ответственность перед собой и обществом.

Задачи Программы

- повышение социальной активности подростков в совместной деятельности

-снятие агрессивности и приобретение навыков бесконфликтного общения

-развитие позитивных личностных качеств каждого в классном коллективе

-создание, сохранение и передача традиций в процессе развития коллектива

-разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию социально активной личности подростка

Принципы Программы

     Механизм реализации данной Программы предполагает использование известных основ развивающей системы Л.В.Занкова.

  1. Принцип коллективной деятельности при планировании и осуществлении совместных творческих дел.
  2. Принцип последовательности, планомерности и системности в осуществлении воспитательной работы.
  3. Принцип осуществления разумного контроля.
  4. Принцип сотрудничества и партнерства педагога и подростка.
  5. Принцип приоритетности интересов подростка и ориентация на деятельное начало его личности.
  6. Принцип целесообразности воздействия воспитательных мер на индивидуальную личность подростка.
  7. Принцип взаимосвязи воспитания с реальной жизнью, опоры на сложившиеся традиции.
  8. Создание ситуации успеха.

Содержание и структура Программы

     Содержание Программы основывается на принципах КТД (коллективное творческое дело). По признаку включенности в реальные социально значимые отношения КТД имеют три направления:

  1. Социально-значимые дела – это те дела, при которых достигается определенный результат, полезный как для самих участников, так и для окружающих (акции «Милосердия», «Ветеран», конкурсы газет, плакатов).
  2. Школа формирования личности – это то, что способствует формированию личностно значимых качеств (беседы, деловые игры, диагностики).
  3. Досуговые дела – это то, что способствует раскрытию творческих способностей каждого члена подросткового коллектива (праздники, развлекательные игры, классные часы)

Средства реализации Программы

  1. Изучение условий, в которых происходит развитие личности.
  2. Выявление личностных психологических трудностей подростков.
  3. Проведение различного типа и назначения диагностических методик.
  4. Индивидуально-психологическое консультирование и психологические игры для подростков и родителей.
  5. Разработка, внедрение и обобщение аналитических материалов.
  6.  Организация коллективных творческих дел (КТД), направленных на развитие личности и коллектива.
  7. Работа творческой лаборатории полезных дел в классе.
  8. Организация деятельности творческих малых групп по интересам.
  9. Развитие системы самоуправления подросткового коллектива на основе бригадного принципа.
  10. Участие в АКС (анализ конкретных ситуаций).
  11. Представление Панорамы творческих успехов каждого члена коллектива.
  12. Организация деловых и ролевых игр, направленных на разрешение конфликтных ситуаций.
  13. Деятельность Центра «Познай себя».
  14. Оценивание участия подростков в коллективной деятельности на основе принципов Л.В.Занкова:

О – отлично, Х – хорошо, С – старался, Н – нормально, Т – терпимо.

Прогнозируемый результат реализации Программы

     Предполагается, что в созданной социально развивающей среде каждый участник совместной деятельности будет развиваться как личность в направлениях, которые можно охарактеризовать словами:

- Само – это совершенствование самого себя (самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самоуважение, самокритичность)

- Со – это готовность к сотрудничеству (соуправление, согласованность, сплоченность)

- Надо- это умение подчиняться закону (в том числе, уважение мнения другого)

Цель деятельности классного руководителя

Создание условий для саморазвития и самореализации личности подростка.

Задачи классного руководителя

  1. Развитие классного коллектива.
  1. Организация системной работы с обучающимися в классе.
  2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого подростка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
  3. Организация системы отношений подростков через разнообразные формы воспитывающей деятельности классного коллектива.
  4. Гуманизация отношений между обучающимися.
  5. Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров подростков.

Роль классного руководителя

       Сколько бы мы не говорили о значимости гражданского воспитания, какие бы не ставили правильные задачи, без классного руководителя, его мастерства и профессионализма невозможно представить воспитательный процесс. Именно классный руководитель является организатором активной творческой жизнедеятельности ученического коллектива, координатором педагогического воздействия на каждого ученика. С чего начинается этот путь? Конечно, с постоянного педагогического поиска, совершенствования своих профессиональных умений, личностного роста, создания своего неповторимого образа. Личность учителя, классного руководителя в становлении личности ученика как Гражданина играет не последнюю, а подчас и определяющую роль. Ведь учитель несет школьникам не только знания. Нередко взрослый становится для ученика эталоном в личностном плане. От взаимодействия личности ученика с личностью учителя во многом зависит его отношение к миру, окружающим людям, самому себе.

       Что питает энергию учителя? Где найти вдохновение на поиск новых путей в педагогическом процессе? Действительно, отсутствие должного внимания со стороны государства, широкий круг обязанностей при низкой заработной плате, разочарования – все это не способствует эмоциональному горению! Тем не менее, это не столь важно в сравнении с признанием учеников, с их благодарными глазами и словами поддержки.

       Несколько практических советов над формированием гражданской позиции классного руководителя:

  1. Создай свой собственный имидж активной личности. Нельзя требовать от других того, чем не обладаешь сам.
  2. Сделай свою внешность продолжением деловых качеств. Внешность является отражением  наших достоинств.
  3. Стань профессионалом в преподавании своего предмета. Пусть это станет вашим главным достоинством.
  4. Организуй свое рабочее место в высшей степени рационально. Помни, оно тоже несет информацию о вас.
  5. Развивай в себе чувство юмора и оптимизм. Активной личности противопоказано уныние.
  6. Живи под девизом «Ни дня без дела!». Пусть даже это дело будет малозаметным.
  7. Постоянно работай над собой, это обязательно окупится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Развитие творчески одаренной и социально-активной личности подростка посредством реализации программ воспитательного пространства «Клуб общения», «Пресс-центр», «ПоЛаР»

С целью организации постоянного и действенного органа по развитию самоуправления в гимназии была предпринята попытка выявить круг интересов подростков в сфере воспитания и досуга. Для решения поставле...

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО....

Формирование социально активной творческой личности в колледжах Москвы

Исследовательская работа по теме "Становление и развитие системы профессионального образования Москвы" .К великому сожалению, презентация категорически не помещается в рамки 3 МБ. Её р...