Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения
статья по информатике и икт на тему
В статьеподнимается вопрос об актуальности интеграции учебных предметов, о пробемах и путях организации процесса интеграции в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения
Важнейшая цель образования – «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России»[1]
Процесс информатизации общества в наши дни приобрел глобальный характер и обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Одной из целей образования сегодня становится формирование в обществе достаточно высокого уровня информационной культуры, ИКТ-грамотности, ИКТ-компетенции, социальной компетенции.
Федеральные государственные требования выдвигают интегрированный подход как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса, а современным средством и рабочей средой обучения и воспитания всесторонне развитой личности - современные информационные технологии. Это позволяет:
- делать обучение более эффективным;
-создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
-реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.
Следовательно, от учителя информатики и ИКТ требуется хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий в обучении, а также способность вовлечь учащихся в создание новой среды обучения. Учителя информатики могут оказать существенную помощь в решении этой задачи, если обучение строить на основе интегрированного подхода к изучению предметов, изучаемых в образовательном учреждении. Интегрированное обучение дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся - возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Интеграция в учебном процессе является естественным отражением стремительно развивающейся интеграции научных методов исследования. При этом, как в научных исследованиях, так и в методах преподавания, информатика играет все возрастающую роль и как средство, и как методология преподавания[2]. . .Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью, средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на позитивное отношение к природе, к людям, к жизни. А курс информатики - средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Преподавание информатики как основы интеграции учебных предметов, то есть реализация прикладного назначения предмета «Информатика и ИКТ» -это основное направление моей педагогической деятельности. Мой педагогический стаж более 30 лет, из низ 23 года связаны с деятельностью в средней общеобразовательной школе № 99 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Преподаю информатику и ИТК с 5 по 11 класс. Преподаю факультативный курс по использованию информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности. Работаю по Государственным стандартам первого поколения (6-11 классы). В текущем году (и предыдущие 3 года) в мою педагогическую нагрузку входит также курс пропедевтики информатики в 5–х классах, с сентября 2015 года в 5 классах работаю по Государственным стандартам второго поколения. Ежегодно руковожу преддипломной педагогической практикой студентов факультета математики НГПУ специальности «математика-информатика» (Приложение: Благ письмо НГПУ)
Проблемы организации итегрированного обучения
Анализ школьного образовательного процесса показывает, что часто усилия учителей традиционно направлены на усвоение знаний. А для развития умственных способностей учащихся, вовлечения их в активную деятельность необходимо новое качество образования, которое невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Традиционный путь обучения в изолированном виде не обеспечивает обучающимся успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Именно информатика напрямую связана с формированием информационной компетентности, которая обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний. Введение интеграции в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция в образовательном процессе требует методической подготовки педагогов, их готовности к реализации такого интегративного курса, и умения:
- проводить анализ учебной темы в контексте реализации внутри- и
межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;
- формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное
восприятие учащимися методологической значимости курса информатики
и универсальности средств информационных технологий;
- вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации
интегративного характера курса;
- формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в
сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности,
технологические компетенции, компетенции в сфере социальной
деятельности.
В связи с этим возникают следующие проблемы:
- Усиление мотивации к обучению информатике и ИКТ.
Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности.
- Совершенствование межпредметных связей. Без этих связей ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не сможет применить имеющиеся у него знания не только в реальной жизни, но и в других предметах. Опираясь на Федеральный закон об образовании в РФ современный образовательной системе, необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в других областях знаний, в реальных жизненных ситуациях.[3]
- Проблема готовности ОУ к организации процесса интеграции.
Для создания условий реализации проекта в школе необходимы:
- достаточная обеспеченность методически и дидактически;
- тематическое согласования программ по предметам по времени их изучения;
- поиск возможностей проведения интегрированных уроков, совместно с учителями других предметов, осложненный статичностью расписания в школе.
- Организационная проблема. Для успешной реализации проекта необходимы:
- организация компьютеризации изучения различных предметов школьной
программы,
- организация проведения интегрированные уроки;
- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
в урочное и внеурочное время как факторов успешной социализации
и самореализации учащихся.
5.Проблема динамичности интеграции, то есть:
- локальное и поэтапное обновление практико-ориентированной
компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных
дисциплин;
- систематизированная практика применения созданных учащимися
программных продуктов, формирования единого информационного
пространства школы. .
Актуальность профессионального проекта
Обучение информатики и ИТК в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем отечественного образования. Согласно новому содержанию образования оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования невозможны без интегрированного обучения. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными дисциплинами становится жизненной необходимостью, расширения возможности школьного образования, повышения качества обучения. Интегративная направленность курса информатики дает возможность решить выявленные в ходе педагогической деятельности проблемы в рамках Государственных образовательных стандартов первого поколения, с позиций компетентностного и деятельностного подходов, то есть строить процесс обучения, в котором большая роль отводится созданию информационного пространства школы, использованию прикладного значения предмета, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В основу обучения в школе № 99 заложен личностно-ориентированный подход, который предполагает обучение через интерес, самореализацию, самостоятельную творческую деятельность ребенка под руководством учителя .
Особенность преподавания информатики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, где гуманитарный цикл занимает важное место, а интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла снижен, диктует необходимость построить образовательный процесс изучения информатики (предмета технической направленности, но эффективного инструмента познавательной деятельности учеников в любой области знаний) так, чтобы её прикладное назначение было необходимым, информатика занимала достойное место в образовательном процессе, а значит вовлекать учащихся в процесс изучения инструментария, способов, возможностей (программных и технических) практического применения своих знаний и навыков, то есть для информатизации процесса обучения по всем предметам, для создание учениками школы совместно с учителем информатики и учителями – предметниками по принципам педагогики сотрудничества информационно-учебного комплекса по различным предметам. А значит вовлекать учащихся в процесс исследовательской работы и, как результат, в создание программной продукции (презентации, видеоуроки, методические пособия, библио- и медиатеки образовательных ресурсов школы), помогающей ребенку усилить мотивацию к обучению, самореализаваться, применять и развивать свои творческие способности, осмыслить, закрепить теоретический материал. Поэтому информатику считаю основой интеграции учебных дисциплин, а интеграцию обучения - одним из актуальных направлений создания условий формирования информационной культуры школьников. Для самореализации и социального развития ученика, формирования ИКТ-компетенций, социальных компетенций важны навыки исследовательской деятельности, они приобретаются в основном в среднем и старшем звене и являются следствием растущего интереса к информационным технологиям и их возможностям. В этом возрасте значимым становится профессиональное и жизненное самоопределение. Поэтому основными методами обучения становятся проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов, а ведущими формами деятельности – индивидуальная и личностно-ролевая (групповая).
Основные пути решения профессиональной проблемы:
1. Выбор системы обучения информатике и ИКТ: учебно-методического комплекса, форм уроков, дидактических приемов и методов и др, ориентированных на интеграцию учебных предметов с использованием информационных технологий.
2. Использование образовательных ресурсов, имеющуюся техническую базу школы, с целью научить своих учеников культуре общения с компьютером, использовать компьютер как инструмент в познавательном процессе окружающего мира, показать всю широту возможностей своего предмета c учетом специфики школы, глубину его проникновения в другие предметные области, гуманитарные в том числе.
3. Организация исследовательской деятельности - поиска информации, анализа этой информации с использованием современных информационных и коммуникационных технологий .
4. Организация проектной деятельности - системы разработки содержания, создания и оформления творческих работ и проектов в тесном сотрудничестве с педагогами, позволяющей учащимся углубить и расширить свои знания не только в области информатики, но и других школьных предметах. формировать у своих учеников умения, составляющие ИКТ–компетентность, то есть комплекс общеучебных умений, которые должны формироваться на протяжении всего обучения в школе, а также социальную компетентность как готовность и способность ученика, обладающего социальной адаптированностью и мобильностью, к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.
[1] Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский).
[2] Существенный вклад в определение содержания и структуры информационных технологий обучения и воспитания вносят работы отечественных исследователей: H.H. Верцинской, В.И. Гриценко, СП. Грушевского, академика А.П. Ершова.
[3] ФЗ №273 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-13701-1541701022.jpg)
Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.
Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28999.jpg)
Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики как средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения
Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи - эпохи информац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-131382-1608052697.jpg)
Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...
Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»
Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-249234-1538831769.jpg)
Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1121020-1551029731.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры
Описание педагогического опыта Поповой Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...