Проектная методика
статья по английскому языку по теме

Степанова Наталия Геннадьева

Данная статья содержит материал по использованию проектной методики на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_metodika.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

Данная статья содержит материал по использованию проектной методики на уроках английского языка. На сегодняшний день известно достаточное количество методов и приемов для развития языковой личности, но метод проектов является современным и наиболее результативным методом, при использовании которого формируются творческие способности ученика, он дает учащимся возможность применять знания практически из любой области науки и культуры.

Проектная методика – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Практическое владение иностранными языками становится в наше время не просто признаком хорошего воспитания, а жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности, доступ к различной информации, широкое внедрение информационных технологий предполагают необходимость практического владения иностранным языком.

Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью поиска более совершенных методов и средств повышения мотивации изучения иностранных языков, формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения, повышения эффективности практического овладения иностранным языком.

Во-первых, личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения во все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы, технологии обучения и в организацию учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, обучение иностранному языку признается приоритетным направлением в обновлении образования. Процессы обновления в сфере обучения предоставляют педагогам право и возможность самостоятельного выбора  методов и приемов обучения.

Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является использование таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Основной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

Основными задачами являются:

  • Усилить мотивацию к изучению иностранных языков
  • Способствовать практическому владению речевой деятельностью
  • Увеличить активный языковой запас учащихся
  • Расширять общий кругозор школьников и учить их самостоятельно приобретать необходимые знания
  • Развивать творческие способности детей

Хорошо известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней задачи. А как же помочь развить такую личность?

Современный учитель в современной школе должен широко использовать новые педагогические технологии, не забывая традиционные формы обучения. На своих уроках английского языка для развития и совершенствования навыков и умений коммуникативного общения обучающихся я стараюсь применять современные образовательные технологии, в частности информационно-коммуникационную, а также традиционные: коммуникативного обучения иноязычной культуре, игровую, социокультурную.

Я считаю, что метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение. Методика проектной деятельности особенно актуальна при обучении иностранным языкам в силу специфики предмета. Иностранный язык развивает внимание, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации, контроле своей деятельности.

Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.

Исходя из опыта работы,  можно сказать, что метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Этот метод востребован на любом этапе обучения. Например, на старшем этапе обучения проектная деятельность является исследовательским методом с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. А на младшем и среднем этапах обучения он является игровым методом. Используя в своей работе проектный метод, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, этот метод очень эффективен.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу ученика. Очень важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность учеников. Таким образом, идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

На своих уроках, используя проектную технологию, главным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Опыт работы над методом проектов позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?»

Естественно, меня, как учителя иностранного языка интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся.

           По этим результатам можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами, у них значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по- новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.

           Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Отмечается более высокий уровень сформированности общеучебных  умений  и навыков.

 Таким образом, проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащихся, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивности образовательного процесса.

  Накопив определенный опыт использования проектов в учебном процессе, я хочу представить полученные результаты:

  В начальном звене учащимися выполняются творческие, практико-ориентированные, информационные проекты как личностные, так и групповые. При работе над проектами используются следующие виды деятельности: индивидуальная и коллективная работа в малых группах.

На второй ступени обучения процент выполнения практико-ориентированных монопроектов по-прежнему высок, но их структура усложняется. В связи с повышением уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим монопроектам. Появляется новый, более сложный тип проекта – информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Кроме того, изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.

На третьей ступени  личностно-ориентированное проектное обучение является важным по следующим причинам:

  • Учащиеся относятся к юношескому возрасту, который является мостом между детством и взрослостью;
  • В это время активизируется мыслительная деятельность учеников и повышение степени их самостоятельности;
  • На этом этапе у учащихся возникает необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Таким образом, проектная технология создает условия для развития творческих способностей учащихся, развивать умения и навыки работы в сотрудничестве.

Анализируя свою работу по проектной методике, можно сделать вывод, что проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Литература

1.Барменкова, О.И. О работе над проектом по учебнику «Happy-English» Иностранные языки в школе.1997. №3,С.25-27.

2.Байдурова Л.А.Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // Иностранные языки в школе.//2002.№1.С.5-11.

3.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе.//2001.№4.С.10-13.

4.Бим И.Л.Личностно-ориентированный подход-основная стратегия обновления школы.//Иностранные языки в школе.//2002. №2

1.Степанова Наталия Геннадьевна

2. МБОУ «Гимназия № 1» учитель английского языка

3. Высшая категория

4. г.Чебоксары,  ул. Энгельса 5-16, 8-927-665-68-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как фактор повышения качества образования в обучении иностранному языку

Проектная методика является альтернативным подходом в современ- ной системе образования, новой педагогической технологией, представляющей собой ди- дактическое средство активизации познавательной де...

Статья "Проектная методика как форма работы с одаренными детьми"

Перед педагогами сейчас встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде. Решение этой проблемы невозможно без ...

Проектная методика

В данной презентации представлена методика проектной работы. Проектная форма работы является одной из актуальной технологий, позволяющей учащимся применять накопленные знания по предмету. Учащиеся рас...

Применение проектных методик в обучении английскому языку

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы....

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...