Make the most of the text
статья по английскому языку (9 класс) по теме
как подготовить учащихся к выполнению заданий раздела "Лексика и грамматика" ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
готовимся к ЕГЭ - легко и просто! | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Make the most of the text!
Как подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ в разделе «Лексика, грамматика»
Рязанцева Светлана Борисовна, учитель английского языка.
МОУ Дмитровская гимназия «Логос»
Задайте себе вопрос – какой экзамен вам проще всего было бы сдавать? Ответ лежит на поверхности – тот, который вы сами и составили. Почему? Тоже понятно – вы знаете логику составления заданий, их структуру, объем материала, который вы заложили для проверки, уровень сложности и, что самое главное, вы знаете правильный ответ!
Как помочь ученику сделать для себя ЕГЭ понятным, логичным? Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, если выполнять их механически, просто «натаскивают» на экзамен и остается лишь лелеять надежду, что на реальном экзамене попадется именно тот вариант словообразования, глагольной формы или идиомы, которые встретились в одном из тестов. Сборники тестов – прекрасный способ проверить свою готовность к сдаче ЕГЭ, но сам процесс подготовки должен начинаться намного раньше и носить характер личного вклада и причастности.
Итак, учим детей составлять тесты для ЕГЭ!
Начинаем с Кодификатора. Именно там заложены все языковые явления, которые выносятся на проверку и поскольку уровень включает в себя диапазон от Начального (Beginner) до Продвинутого (Upper-intermediate/Advanced), то знакомство со структурой ЕГЭ можно начинать со средней школы. Чтобы не перегружать детей и учителей выбором и дальнейшей обработкой текстов для составления экзаменационного материала, вполне можно воспользоваться тем материалом, который представлен в УМК, то есть использовать тексты для чтения, страноведческий материал и т.д.
Первое задание, предлагаемое на ЕГЭ в разделе «Лексика/грамматика» - текст с пропусками, куда нужно вставить личную форму глагола, неличную, местомения, числительные, степени сравнения прилагательных и наречий.
Видо-временные формы глаголы легко привязать к изучаемому материалу, то есть просто проанализировать текст в экзаменационном формате. Но этого недостаточно, потому что, когда выпускники придут сдавать экзамен, не будет никакой одной темы, а будет все и сразу. Поэтому продолжаем анализ текста с позиций других грамматических явлений. Это касается части 1 раздела «Лексика и Грамматика», которая также включает в себя местоимения, степени сравнения прилагательных и наречий, числительные. Ничто не должно ускользнуть от взгляда внимательного ученика-исследователя. Сколько найдет он таких примеров в уже знакомом тексте? Проведите соревнование, ограничьте время, сравните результаты, обсудите их. Здесь могут выясниться интересные вещи: для некоторых детей не так-то просто увидеть в тексте исследуемые явления или увидеть разницу между внешне похожими. Например, на уровне Elementary, а иногда и на более высоком, не так-то просто увидеть разницу между Present Participle Active (participle I) и Present Continuous tense, просто потому, что дети не помнят правила образование Present Continuous. Ещё труднее различить Passive Voice, Past Simple и Past Participle Passive (Participle II). Сравните: сut – was cut – cut (или любой правильный глагол) Для того, чтобы определить, что есть что, ученику в первом случае необходимо увидеть основу предложения и связь между подлежащим и сказуемым, выраженным глаголом cut, e.g. She cut her finger on a piece of broken glass. Во втором примере - структуру страдательного залога – вспомогательный глагол to be, e.g. The bacon was cut into thin slices. И, наконец, в последнем случае, необходимо увидеть грамматическую основу предложения и понять, что данное слово не является её частью, e.g. She saw some apples cut into halves. Подобный анализ должен проходить в голове автоматически, однако этого не произойдет, если у ребенка нет достаточно практики. На просьбу, например, найти в тексте все примеры Past Simple (Active), вы можете получить и примеры любого времени в Passive, и Participle II.
Что касается прилагательных, здесь можно обратить внимание на то, что некоторые дети воспринимают наиболее часто употребляемые формы степеней сравнений ( особенно исключения) как самостоятельную лексическую единицу, а не как грамматическую разновидность прилагательного или наречия, например, better, less, more, further, worse etc. То же самое может произойти и с порядковыми числительными – исключениями, такими как first, second, third. Что касается местоимений, здесь может произойти путаница, связанная с созвучностью некоторых местоимений с другими словами, например, there – they’re – their.
Проанализировать любой текст с точки зрения этих явлений – проникнуть в святая святых грамматической основы, грамматического «скелета» текста. Научить видеть в тексте скрытые взаимосвязи – один из ключей к успеху, способ сделать из любого незнакомого текста старого приятеля, с которым просто долго не виделись.
Итак, что можно сделать с любым, абсолютно любым текстом из учебника, как и из любого другого источника? Можно сделать из него экзаменационное задание!
(Enterprise II. Elementary Unit 13 “The Kite Battles”)
Возьмем, к примеру, один из текстов УМК. (вернее, часть его) и отметим личные формы глагола, неличные формы, числительные и местоимения и степени сравнения, если они есть, конечно.
…When I arrived in Hamamatsu, a few days before the beginning of the festival, I was amazed at the preparations involved. Some people were making enormous kites, while others were busy decorating brightly-coloured floats. Everywhere I went I could smell cakes and sweets cooking, ready for the big festival. I couldn’t wait to try them!
On the first day of the festival, the sky was filled with huge, colourful kites. I was so excited that I couldn’t take my eyes off the sky. “The aim of the battle ,” explained an old man, “is not to win a prize, but for the teams to show off their skills by knocking the other teams’ kites out of the sky.” He also told me that each team was flying a kite for a family who had recently had their first child. I noticed that every team had different costumes, which were embroidered with elaborate designs to match the ones on their kites. They wore scarves around their heads and they had to wear gloves to protect their hands from the kite strings. The kite teams were mostly men, but hundreds of women and children had come to watch the event. The atmosphere was fantastic, and all around me people kept waving flags, banging drums, playing trumpets and blowing whistles. At the same time, the teams were furiously tugging their opponents’ kites to the ground. I couldn’t help admiring them for putting on such a stunning show. ...
Для отработки навыков грамматического анализа текста можно предложить учащимся выделить в тексте ( в зависимости от изучаемого в данный момент материала) сначала глаголы в Past Simple, затем в Past Continuous, Past Perfect etc. Это не составит труда, так как вся проблема здесь – в знании образования этих видо-временных форм. Главное – доказать правомочность употребления в данном предложении именно такой формы, увидеть «маркеры». Гораздо интереснее и сложнее следующий этап – найти и выделить неличные формы – инфинитивы, герундии, причастия. Поскольку в ЕГЭ это задание относится к базовому уровню, не стоит здесь останавливаться на сложных формах инфинитива или герундия. Здесь имеет смысл обратить внимание на функцию неличной формы в предложении и сопутствующие герундиям предлоги, например. Не стоит забывать и о таких «мелочах», как местоимения, потому что одно дело – увидеть в тексте, например, местоимение their, и совсем другое – не перепутать его с местоимением them при выполнении задания ЕГЭ. Что касается прилагательных/наречий, здесь следует обратить внимание на способ образование степени сравнения и на орфографию!
Следующий этап – составления самого экзаменационного задания. Поскольку текст досконально проанализирован, осталось только выбрать подходящие для проверки варианты. Пропусков может быть больше, чем в настоящем ЕГЭ, но их количество не должно мешать пониманию содержания текста. Вот что может получиться:
…When I arrived in Hamamatsu, a few days before the beginning of the
festival, I ___________at the preparations involved. Some people amaze
were making enormous kites, while others were busy ___________ decorate
brightly-coloured floats. Everywhere I went I could smell cakes and
sweets cooking, ready for the big festival. I couldn’t wait to try them!
On the ______ day of the festival, the sky was filled with huge, one
colourful kites.
I was so excited that I couldn’t take my eyes off the sky. “The aim of
the battle ,” explained an old man, “is not to win a prize, but for the
teams to show off _____ skills by knocking the other teams’ kites out of they
the sky.” He also told me that each team _________ a kite for a family who fly
had recently had their first child. I noticed that every team had different
costumes, which were embroidered with elaborate designs __________ match
the ones on their kites. They _______ scarves around their heads and they wear
had to wear gloves to protect their hands from the kite strings. The kite
teams were mostly men, but hundreds of women and children had come
to watch the event. The atmosphere was fantastic, and all around _______ I
people _______ waving flags, banging drums, playing trumpets and blowing keep
whistles. At the same time, the teams were furiously tugging their
opponents’ kites to the ground. I couldn’t help admiring ________ they
for putting on such a stunning show. ...
Это всего лишь один из вариантов, который мы можем составить из выделенных нами вариантов.
Итак, мы составили первое из заданий раздела «Лексика и Грамматика», в котором понимаем, что пропущено и почему.
Теперь начинаем анализировать текст с точки зрения словообразования, то есть готовиться к выполнению следующего задания этого же раздела. Предлагаем выделить в тексте все случаи приставочно-суффиксального словообразования. Мы не рассматриваем здесь такие способы, как сложение основ и конверсия. У детей может возникнуть сложность с определением, является ли данное слово производным или это его начальная форма, или является слово существительным (тогда можно рассматривать случай словообразования) или герундием ( в таком случае речь идет лишь о неличной форме глагола), например, building. Затем предлагаем найти начальную форму слова, что не всегда так уж легко, потому что в составе слова может быть несколько суффиксов и приставок, например, unfortunately – unfortunate – fortunate – fortune.
…When I arrived in Hamamatsu, a few days before the beginning of the festival, I was amazed at the preparations involved. Some people were making enormous kites, while others were busy decorating brightly-coloured floats. Everywhere I went I could smell cakes and sweets cooking, ready for the big festival. I couldn’t wait to try them!
On the first day of the festival, the sky was filled with huge, colourful kites. I was so excited that I couldn’t take my eyes off the sky. “The aim of the battle ,” explained an old man, “is not to win a prize, but for the teams to show off their skills by knocking the other teams’ kites out of the sky.” He also told me that each team was flying a kite for a family who had recently had their first child. I noticed that every team had different costumes, which were embroidered with elaborate designs to match the ones on their kites. They wore scarves around their heads and they had to wear gloves to protect their hands from the kite strings. The kite teams were mostly men, but hundreds of women and children had come to watch the event. The atmosphere was fantastic, and all around me people kept waving flags, banging drums, playing trumpets and blowing whistles. At the same time, the teams were furiously tugging their opponents’ kites to the ground. I couldn’t help admiring them for putting on such a stunning show. ...
Затем так же, как в первой части предлагаем составить экзаменационный тест, причем в таком тесте можно употребить все случаи словообразования, которые встретились в тексте.
И, наконец, последняя, самая сложная часть данного раздела – выполнить задание на множественный выбор. В данном разделе проверяется знание фразовых глаголов, устойчивых словосочетаний (например, с make/do), знание близких синонимов, сочетаний слов с предлогами (например, blame sb for/accuse sb of) и т.д. Составление подобного задания позволяет ученикам более пристально взглянуть на анализируемые явления, обратить внимание на предлоги, вспомнить отличие похожих слов, повторить фразовые глаголы и т.д.
…When I arrived\reach in Hamamatsu, a few\some days before the beginning of the festival\party, I was amazed\surprised at the preparations involved. Some people were making\doing enormous kites, while others were busy decorating brightly-coloured floats. Everywhere I went I could smell\taste\sniff cakes and sweets cooking, ready for the big festival. I couldn’t wait to try them!
On the first day of the festival, the sky was filled\full with huge, colourful\coloured kites. I was so excited\anxious that I couldn’t take my eyes off the sky. “The aim of the battle ,” explained an old man, “is not to win a prize, but for the teams to show\see off their skills by knocking the other teams’ kites out of the sky.” He also told me that each\all team was flying a kite for a family who had recently had their first child. I noticed\watched that every team had different\various costumes, which were embroidered with elaborate designs to match\fit\suit the ones on their kites.
В старших классах увеличивается количество вариантов для выбора, усложняется лексика, появляется больше синонимичных выражений, фразовых глаголов, идиом, коллокаций. Здесь можно предложить “smart students” самим попробовать составить подобный экзаменационный тест. Главное в подобной работе – умение в тексте, в любом тексте увидеть «слабые места», которые могут подвергнуться проверке.
Может показаться, что подобный вид работы на уроке займет очень много времени, однако это не так! Много времени уходит на знакомство принципов такого анализа текста, а затем ученики понимают, чего от них ждут, с полуслова. Кроме явной учебной ценности подобной работы – понимание структуры и логики экзаменационного материала, у учеников развиваются навыки анализа и усиливается мотивация к пониманию и изучению структуры такого глобального, бесконечного, захватывающего явления, как иностранный язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
The most favourite pets. Part 1.
Презентация создана для повышения мотивации учащихся четвертого года обучения к изучению английского языка - наглядная опора для работы над аудированием. УМК по английскому языку авторов В...
Сценарий урока английского языка 10 класса по теме "Visual Arts/The Most Famous Portrait"
Сценарий урока разработан к УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой "English X" Unit I "Man - the Creator"....
Paralympic Games: sports for the bravest and most courageous
Исследовательская работа по теме "Паралимпийские игры", включающий информацию об истории создания и основателе игр, их влиянии на инвалидов и государство в целом, игры как способ межкультурной коммуни...
The most plesant month.
Внеклассное мероприятие по английскому языку. Задачи: познакомить с происхождением месяца Апреля, с описанием состояния природы в этом месяце, народных примет, пословиц и стихов...
Make your choice, Make your life 9 класс
Make your choice, Make your lifeвыбор профессии 9 класс биболетоваАвтор: Морозова Д. И....
презентация "Make Your Choice,Make Your Life"
Презентация по теме"Make Your Choice,Make Your Life" , разработанная на основе интегральной методики...
презентация по английскому языку "what makes you make a choice"
презентация по английскому языку "what makes you make a choice"7 класс кузовлев...