Использование проектов при обучению иностранному языку
учебно-методический материал по английскому языку по теме

методики и технологии использования проектного обучения иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Использование проектов

при обучении иностранному языку

                                                                                            Автор составитель:

                                                                                               Серебренников В.В.

                                                                                       учитель английского языка

г. Лабытнанги

2013г.


    При описании методики использования проектного обучения иностранному языку необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики учебного предмета.
    Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку, и как, являются:
  1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы исследования истории возникновения различных праздников; организация путешествий в разные страны; проблемы: семьи, свободного времени у молодежи, отношений между поколениями и т.п.;
  2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства парка; планировка и обустройство квартиры и тд.);
  3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности): выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.); способов формирования результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и тд.); сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
    Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа:
подготовительный, основной и  заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.
    Деятельность преподавателя на разных, этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления этой идеи, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает
регулятивно-организационная функция. На II этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого

эксперта. Контрольно-оценочная функция педагога заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

       Оформление - и выполнение проекта предполагает: 
 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы, полнота присутствия обучаемых на занятиях, где обсуждались творческие задания.
 З. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений, внимательность учащихся на занятиях, выполнение ими установленных требований.
 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
 5. Качество записи: оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; полнота рецензий.
        Основные компоненты процесса защиты проекта следующие: 
-  качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность;
- объем и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;
- педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера выступления, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории;
-  ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы;
- деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность;

 - уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы). Уровень обучаемости, восприимчивости;
- качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.
    Коллективная экспертная оценка проектов и творческих заданий позволяет снять субъективность, однако она еще не дает полного педагогического эффекта от проектной деятельности.  Для этого необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.).
   Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап
применения

результатов проектирования:  учащиеся делают заключения о возможности заключения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходя к формулированию новых проблем.
   Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом.
  При использовании той или иной технологии проектной методики при обучении иностранному языку в школе, необходимо отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить как и в обычном классе в виде самостоятельной и индивидуальной групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, таки с использованием современных средств информационных технологий, компьютерных телекоммуникаций.

     Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, педагогу нужно четко осознавать цели и задачи намеченного. Поэтому, приступал к работё над проектом, важно определить его типологию.
   Выделим основные типы проектов:
  -
исследовательские: они требуют хорошо продуманной структуры проекта и поставленных перед его выполнением целей;                                                 - творческие  проекты не имеют в деталях проработанной структуры.  Однако прежде ем начать разработку проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты и т.д.;
-  
ролевые, игровые: в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания работы,
участники которой принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая;
-  
ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты направлены на сбор информации о коком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры - цель работы, способы обработки информации, результат информационного поиска;
-  практико-ориентированные такой тип проектов отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников работы.

Результат проектов обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Результатом могут быть газет документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Данный проект требует хорошо продуман структуры, даже сценария всей деятельности его участников, определяющего функции каждого, четкие выводы и участие учеников в обработке и оформлении иноязычной информации.

    По признаку предметно-содержательной области можно выделить:

- монопроекты, которые, как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе иностранного языка это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой). Такие проекты требуют структуризации, лучше с поурочным планированием, с конкретным обозначением не только целей и задач работы, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время
- межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить те или иные достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д.

     По характеру координации проекты могут быть: с открытой, явной координацией,  где координатор-педагог участвует; со скрытой координацией, где учитель не вмешивается в процесс разработки проекта, но через дневники учеников, беседы с членами группы, их отчеты внимательно наблюдает, ненавязчиво советуя, координирует выполнение работы.
   Что касается характера контактов,  то проекты могут выступать:  
внутренними или региональными (в пределах одной страны);  международными (участниками проекта являются представители разных стран).

    По количеству участников проектов,  можно выделить проекты:  личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах,  регионах, странах);  парные (между парами участников);  групповые (между группами участников).

    И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более

крупной проблемы); средней продолжительности (от недели до  месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).  В реальной  практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих работ, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая той или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерныё особенности каждого из них.
   Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работу над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал, от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла.  

    Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроке иностранного языка: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»

«Проектная методика с использованием ИКТ в обучении иностранному языку»...

Использование ИКТ в обучении иностранному языку

Современную школу невозможно представить без использования ИКТ. Автор статьи делится опытом работы с применением  данной технологии....

Эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку

В данной статье указаны важные факторы в обучении аудированию, а также ценность учебных аутентичных аудиотекстов и изложена эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку...

Эффективность использования аудирования при обучении иностранному языку

В данной статье  подчёркивается важность использования аудирования на уроках английского языка, а также указаны  важные факторы в обучении данному  виду деятельности....

Использование видеоматериалов при обучении иностранному языку

Видеоматериалы повышают эффективность обучения ИЯ...

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

Использование мультимедийных проектов в обучении иностранному языку

Расширение деловых и культурных связей с зарубежными странами предъявляет новые требования к языковому образованию. Возрастает значимость владения иностранным языком как средством общения в рамках изб...