ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку по теме
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
В.А. Наумова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsurikova_e.v._st.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Цурикова Екатерина Васильевна, учитель английского языка,
МКОУ Манушкинская СОШ Чеховского муниципального района Московской области
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
В.А. Наумова
Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Но, к сожалению, здоровье школьников (как собственно и педагогов) в последние годы оставляет желать лучшего. В школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Ученые утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% – гигиена, 10% – программы и учебники, 10% – медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% – организация образовательного процесса. Остальные 50% – это воздействие учителя.
В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.
В педагогической науке исследованы определенные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
– идеи и принципы здоровьесберагающего образования (А.Г.Асмолов, М.М. Безруких, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.К. Смирнов, Л.Т. Татарникова и др.);
– адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Л.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др.);
– профилактика наркозависимости у школьников (А.В. Иванов, С.В. Иванова, А. Данилин, В.В. Колбанов и др.);
– модели здоровьесберегающих технологий (Г.Е. Гун, Н.К. Смирнов, И.В. Чупаха и др.).
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для любого учителя, и учителя иностранного языка в том числе. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Среди главных компонентов сохранения здоровья школьников мною, как учителем иностранного языка уже 6 лет работающем в школе, используется следующее:
- Создание комфортных, отвечающих гигиеническим и санитарным нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий, ежедневная уборка помещения и кабинета, соблюдение режима проветривания.
- Правильная, соответствующая нормам организация урока.
- Продуманное сочетание видов учебной деятельности, обеспечивающее комфортный для здоровья режим и темп работы, без переутомления.
- Физкультминутки и паузы для отдыха глаз.
- Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
- Дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей)
- Забота об осанке школьников при посадке, возможности смены позы.
- Чередование способов и методов преподавания.
- Мотивация учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья.
- Применение нетрадиционных учебных ситуаций и игр.
- Игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
- Оптимальный темп ведения урока для каждого отдельно взятого класса.
- подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы).
- Нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе.
- Чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей.
- Учет времени при проведении контрольных работ (нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания).
- Разумное использование ТСО и компьютерных технологий.
- Музыкальное сопровождение.
- Предусматривание возможности разных оздоровительных моментов на уроке.
- Психологически комфортная рабочая обстановка на уроке, создание ситуации поддержки и успеха.
- Эмоциональные элементы внутри урока, позволяющие ученикам чувствовать доброжелательное к ним отношение, взаимодействие без принуждения.
- Система классных часов и отдельных уроков народной мудрости и высказываний о здоровье на иностранном языке, мини-уроков-проектов, рассказывающих о заботе о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни в разных странах мира, в странах изучаемого языка.
- Happiness is nothing more than good health and a bad memory.
Счастье это всего лишь хорошее здоровье и плохая память. Альберт Швейцер
- There's lots of people in this world who spend so much time watching their health that they haven't the time to enjoy it.
В этом мире много людей, которые тратят так много времени на свое здоровье, что не имеют времени получать от него удовольствие. Джош Биллингс
- Good health is above wealth. Хорошее здоровье дороже денег. Пословица
- Health and cheerfulness mutually beget each other.
Здоровье и жизнерадостность рука об руку идут. Джозеф Аддисон
- Health is not valued till sickness comes. Thomas Fuller
Здоровье не ценится, пока болезнь не придет.
- Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise
Рано ложиться, рано вставать – значит, здоровье, богатство и ум наживать.
- Wealth is nothing without health. Богатство ничто без здоровья.
- Time is the great healer. Время - лучший лекарь.
- Проведение отдельных уроков (по сезонам годам, играм на свежем отдыхе…) с выходом на природу.
- Пропаганда закаливания, занятий физкультурой и спортом. Рассказы о том, как заботятся о своем здоровье выдающиеся спортсмены в странах изучаемого языка.
- Работа с родителями с пропагандой правильной организации выполнения домашних заданий (без переутомления, без напряжения глаз) по иностранному языку.
- Беседы и встречи с медицинским работником школы с целью выяснения состояния здоровья школьников в конкретных классах и возможной помощи в их здоровом обучении.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Очень большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей бесстрессовой среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. В данном направлении особое значение имеет умение учителя на уроке иностранного языка, который сложен для очень многих, преодолеть страх у детей перед неудачами, расположить к себе, создать атмосферу взаимопонимания и настроя на долгую кропотливую, но интересную работу по изучению предмета.
Здоровьесбережение реализуется также через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Интересны и эффективны методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, может измениться микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Медитативно - релаксационные упражнения. (упражнения описаны по методике Холовой А.М.)
1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую», ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения. 2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается. 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, похвала ученика, учет его личных особенностей.
На уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Чтобы не перегрузить ученика дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Двигательная активность учеников на уроке иностранного языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Необходимость педагогически грамотно думать и заботиться о состоянии здоровья школьников, обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет состояние и продолжительность жизни взрослого человека. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и сами дети, и родители, и учителя, и врачи, и, безусловно, всем вместе нужно приложить максимум усилий для его сохранения и укрепления. Ведь, «Health is better than wealth».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....
Игровые педагогические технологии на уроках иностранного языка.
Статья + презентация...
Использование информационных технологий на уроках иностранного языка
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, вид...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....
Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. Здоровье человека — достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, а в XXI веке он...
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....