ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по английскому языку по теме

Богачева Екатерина Васильевна

 Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. 

                                                                                                                                                      В.А. Наумова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsurikova_e.v._st.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Цурикова Екатерина Васильевна, учитель английского языка,

МКОУ Манушкинская СОШ Чеховского муниципального района Московской области

      Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. 

                                                                                                                                                      В.А. Наумова

        Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

    Но, к сожалению, здоровье школьников (как собственно и педагогов) в последние годы оставляет желать лучшего. В школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. Ученые утверждают, что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы: 10% – гигиена, 10% – программы и учебники, 10% – медицинское сопровождение образовательного процесса, 20% – организация образовательного процесса. Остальные 50% – это воздействие учителя.

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды обучения.

       В педагогической науке исследованы определенные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

– идеи и принципы здоровьесберагающего образования (А.Г.Асмолов, М.М. Безруких, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, Н.К. Смирнов, Л.Т. Татарникова и др.);

– адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Л.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др.);

– профилактика наркозависимости у школьников (А.В. Иванов, С.В. Иванова, А. Данилин, В.В. Колбанов и др.);

– модели здоровьесберегающих технологий (Г.Е. Гун, Н.К. Смирнов, И.В. Чупаха и др.).

       Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для любого учителя, и учителя иностранного языка в том числе. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

       Среди главных компонентов сохранения здоровья школьников мною, как учителем иностранного языка уже 6 лет работающем в школе, используется следующее:

  1. Создание комфортных, отвечающих гигиеническим и санитарным нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий, ежедневная уборка помещения и кабинета, соблюдение режима проветривания.
  2. Правильная, соответствующая нормам организация урока.
  3. Продуманное сочетание видов учебной деятельности, обеспечивающее комфортный для здоровья режим и темп работы, без переутомления.
  4. Физкультминутки и паузы для отдыха глаз.
  5. Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
  6. Дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей) 
  7. Забота об осанке школьников при посадке, возможности смены позы.
  8. Чередование способов и методов преподавания.
  9. Мотивация учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья.
  10. Применение нетрадиционных учебных ситуаций и игр.
  11. Игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать).
  12. Оптимальный темп ведения урока для каждого отдельно взятого класса.
  13.  подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы). 
  14. Нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе. 
  15. Чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей. 
  16. Учет времени при проведении контрольных работ (нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания).
  17. Разумное использование ТСО и компьютерных технологий.
  18. Музыкальное сопровождение.
  19. Предусматривание  возможности разных оздоровительных моментов на уроке.
  20. Психологически  комфортная рабочая обстановка на уроке, создание ситуации поддержки и успеха.
  21. Эмоциональные элементы внутри урока, позволяющие ученикам чувствовать доброжелательное к ним отношение, взаимодействие без принуждения.
  22. Система классных часов и отдельных уроков народной мудрости и высказываний о здоровье на иностранном языке, мини-уроков-проектов, рассказывающих о заботе о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни в разных странах мира, в странах изучаемого языка.
  • Happiness is nothing more than good health and a bad memory.

Счастье это всего лишь хорошее здоровье и плохая память.   Альберт Швейцер

  • There's lots of people in this world who spend so much time watching their health that they haven't the time to enjoy it.

В этом мире много людей, которые тратят так много времени на свое здоровье, что не имеют времени получать от него удовольствие. Джош Биллингс

  • Good health is above wealth.     Хорошее здоровье дороже денег. Пословица
  • Health and cheerfulness mutually beget each other.

Здоровье и жизнерадостность рука об руку идут. Джозеф Аддисон

  • Health is not valued till sickness comes.   Thomas Fuller    

Здоровье не ценится, пока болезнь не придет.

  • Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise

Рано ложиться, рано вставать – значит, здоровье, богатство и ум наживать.

  • Wealth is nothing without health.  Богатство ничто без здоровья.
  • Time is the great healer.   Время - лучший лекарь.
  1. Проведение отдельных уроков (по сезонам годам, играм на свежем отдыхе…) с выходом на природу.
  2. Пропаганда закаливания, занятий физкультурой и спортом. Рассказы о том, как заботятся о своем здоровье выдающиеся спортсмены в странах изучаемого языка.
  3. Работа с родителями с пропагандой правильной организации выполнения домашних заданий (без переутомления, без напряжения глаз) по иностранному языку.
  4. Беседы и встречи с медицинским работником школы с целью выяснения состояния здоровья школьников в конкретных классах и возможной помощи в их здоровом обучении.

   

    Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Очень большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным исследований психологов  уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей бесстрессовой среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. В данном направлении особое значение имеет умение учителя на уроке иностранного языка, который сложен для очень многих, преодолеть страх у детей перед неудачами, расположить к себе, создать атмосферу взаимопонимания и настроя на долгую кропотливую, но интересную работу по изучению предмета.

     Здоровьесбережение реализуется также  через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Интересны и эффективны методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.          
      В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, может измениться микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
     
Медитативно - релаксационные упражнения. (упражнения описаны по методике Холовой А.М.)

1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую», ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.  2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается. 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, похвала ученика, учет его личных особенностей.

      На  уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Чтобы не перегрузить ученика дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика.  Двигательная активность учеников на уроке иностранного  языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.  Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

      Необходимость педагогически грамотно думать и заботиться о состоянии здоровья школьников, обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет состояние и продолжительность жизни взрослого человека. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и сами дети,  и родители, и учителя, и врачи, и,  безусловно, всем вместе нужно приложить максимум усилий для его сохранения и укрепления. Ведь,  «Health is better than wealth».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование информационных технологий на уроках иностранного языка

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, вид...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются разные способы применения данной технологии на уроках иностранного языка....

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.    Здоровье человека —  достаточно актуаль­ная тема для разговора  для всех времен и народов, а в XXI веке он...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....