методический портфель
учебно-методический материал по английскому языку по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значимость умения учиться «Дети должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». К.Д.Ушинский
«Чем больше школьники овладевают навыками умственного труда, тем меньше выражает они нежелание учиться». В.А.Сухомлинский Значимость умения учиться
«В подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для учащихся потому, что они не умеют учиться». В.А.Сухомлинский Значимость умения учиться
За частными неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности школьников. З.И.Калмыкова, А.К.Маркова, Н.Ф. Талызина и др. Значимость умения учиться
Причина 1. Невозможность перенесения учебных умений, сформированных на других дисциплинах, на уроки ИЯ без соответствующей коррекции. Особая значимость УУ для овладения ИЯ
Причина 2 . При обучении ИЯ в трудных условиях: отсутствие естественной языковой среды неделенные классы или группы с большой наполняемостью ограниченное количество времени на языковую практику (одна - две минуты говорения на ученика за весь урок) гетерогенный состав учеников и др. рассчитывать на успех можно только в том случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома. Особая значимость УУ для овладения ИЯ
Причина 3. В средней школе закладываются только основы практического владения ИЯ. Школа должна подготовить учеников к дальнейшему овладению ИЯ в автономном режиме. Особая значимость УУ для овладения ИЯ
Факторы возрастания актуальности развития УУ на уроках ИЯ. Фактор 1 Изменение статуса ИЯ: превращение из «довеска» интеллигентности в реально востребованное средство в жизни личности, общества и государства.
Факторы возрастания актуальности развития УУ на уроках ИЯ. Фактор 2 Появление новых возможностей для самостоятельной работы над языком (ИКТ, Интернет-ресурсы, ЭОР, мультимедийные (электронные) приложения к УМК).
Фактор 3 Возможность замещения отсутствия естественной языковой среды созданием и адекватным использованием электронной иноязычной образовательной среды. Факторы возрастания актуальности развития УУ на уроках ИЯ.
Фактор 4 Новые требования ФГОС 2, предписывающие каждому предмету внести свой вклад в развитие УУ и УУД Переход: от определения цели обучения как усвоение ЗУНов к цели обучения как формирование умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации. Факторы возрастания актуальности развития УУ на уроках ИЯ.
1. УУ формируются стихийно и возникают как бы «по умолчанию». Недостатки в развитии УУ
2. Не разработана научная основа для: выявления минимально-достаточной номенклатуры УУ (общих и специальных); определения состава и структуры УУ; распределения УУ по ступеням обучения (а внутри ступеней – по классам). Недостатки в развитии УУ
3. Отсутствует научно-обоснованная программа пошагового развития УУ и УУД. Недостатки в развитии УУ
4. Не разработана система специальных средств для целенаправленного развития УУ. Недостатки в развитии УУ
Умение учиться (УЧ) Учебное умение (УУ) Специальные учебные умения (СУУ) Общие учебные умения (ОУУ) Обобщенные учебные умения (ОУУ) Учебная самостоятельность Учебная автономия Универсальные учебные умения (УУД) Универсальные учебные действия (УУУ) Индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД) Learning skills Study skills Learning to learn skills Learner autonomy Autonomous self-directed learning Learning competence (educational competence ) Терминосистема
Умение учиться – способность ученика самостоятельно управлять своей учебной деятельностью в условиях решения учебных задач. Умение учиться – это способность уметь себя учить. Терминосистема
Умение учиться Учебные умения Learning to learn skills Общие учебные умения General learning to learn skills Специальные учебные умения Specific learning to learn skills Обобщенные учебные умения Терминосистема
Учебное умение – способность субъекта рациональным для себя способом достигать определенную учебную цель в постоянно меняющихся условиях. Терминосистема
Общие учебные умения – умения общие для всех учебных дисциплин или для определенного цикла дисциплин. Терминосистема
Специальные учебные умения – умения, значимые для овладения конкретным учебным предметом. Терминосистема
При определенных условиях и при использовании соответствующей методики общие учебные умения поднимаются до уровня обобщенных. Важной характеристикой обобщенного учебного умения является свойство широкого переноса. Будучи сформированным на конкретном материале какого-либо предмета (например, физики) оно может быть использовано при изучении других предметов. А.В.Усова Терминосистема Обобщенные учебные умения Общие учебные умения ? =
Универсальные учебные действия Это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. ( широкое значение термина ) Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. ( узкое значение термина) Терминосистема
Терминосистема Обобщенные учебные умения Универсальные учебные действия ? = УУД характеризуется большей степенью обобщенности : Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Лежат в основе реализации и регуляции любой деятельности учащихся, независимо от ее специально - предметного содержания.
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области .
УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов. Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию УУД Учебные умения Самостоятельность Автономия
При самостоятельной работе учащиеся главным образом определяют технологию выполнения конкретной задачи (задается учителем или автором учебника). Соловова Е.Н. Учебная самостоятельность Учебная автономия ? =
Учащийся решает, что он хочет изучать и как он хочет изучать это, и берет на себя ответственность за принятие данных решений, равно как и за их выполнение Учебная автономия
“ Leaner autonomy is the ability … to take charge of one’s own learning… - to have and to hold the responsibility for all the decisions concerning all aspects of this learning, i.e. : determining objectives, defining the contents and progressions, selecting methods and techniques to be used, evaluating what has been acquired”. (Holec H., 1979, p.3) Learner autonomy Learning competence ? =
Learning competence «Понятие « learning competence » уже понятия « learner autonomy » и определяет непосредственно процесс управления учебной деятельностью, в том время как автономия является универсальной характеристикой и может рассматриваться как широкая способность учащегося к принятию решений, рефлексии/анализу учебной ситуации и своего опыта, осознанию себя как субъекта учебной деятельности, ответственного за ее результат». Соловова Е.Н., 2004, Литток Д,1991
Задачи формирования УУД Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Требования к формированию УУД должны найти отражение в планируемых результатах освоения программы учебных предметов (как это сделано по предметам «Русский язык», «Литература», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология»).
Этапы развития умения учиться в рамках предмета «Иностранный язык» I этап Совместная учебная деятельность Начальная школа II этап Совместно-разделенная учебная деятельность Основная школа III этап Самостоятельная и автономная деятельность Полная школа Формирование положительного отношения и адекватной мотивации к предмету Осознание личностного смысла изучения ИЯ Формирование УУ и УУД под руководством учителя Формирование способности к организации своей учебной деятельности (под руководством учителя) развитие самостоятельности – единоличное руководство учителя в сотрудничестве, в совместной работе по овладению ИЯ замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. самостоятельность дополняется элементами автономного обучения
Для эффективной организации развития УУ и УУД необходимо: определить минимально-достаточную номенклатуру УУ ; определить в развитие каких УУД предмет ИЯ может внести наибольший вклад; разработать систему средств целенаправленного развития УУ и УУД; овладеть технологией использования памяток как специального средства развития УУ и УУД.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель : формирование умений реализации новых способов действий формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания Содержательная цель: формирование системы понятий , расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности .
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. - Что значит уметь учиться - Хочу, могу, надо
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Актуализация необходимых ЗУН - Обобщение ЗУН - Пробное учебное действие - Фиксация затруднения
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявить место и причины затруднений - Что я делал, какие знания применял - Где возникло затруднение (место) - Почему оно возникло (причина) Затруднение – Причина - Цель
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Какое знание строю, чему учусь ( цель) -Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств) - План построения нового знания
5. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания - Реализация построенного проекта - Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон) - Решение задачи, вызвавшей затруднение
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях - Решение типовых заданий на новое знание - Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия - Выполнение самостоятельной работы - Самопроверка (по эталону) - Коррекция ошибок - Создание ситуации успеха
8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - Границы применимости нового знания - Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными - Задания на повторение - Задания на пропедевтику изучения последующих тем
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Фиксация нового содержания - Рефлексия учебной деятельности - Самооценка деятельности на уроке - Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический портфель учителя
Портфолио-как основа оценивания деятельности учителя...
Методический портфель классного воспитателя
1. Примерное содержание дневника наблюдений классного воспитателя. 2. Журнал классного воспитателя. 3. Этапы работы классного воспитателя....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»...
Методический портфель педагога
Методический портфель педагога...
Методический портфель. Игровой стретчинг
Игровой стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий....
Методический портфель. Силовая гимнастика
Силовая гимнастика - дозированные силовые нагрузки, которые укрепляют детское здоровье. Они повышают мышечный тонус, помогают контролировать вес и развивают опорно-двигательный аппарат....
Методический портфель. Традиционные здоровьсберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении....