Методический портфель педагога
учебно-методический материал

Валентина Павловна Новикова

Методический портфель педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_portfel.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова В.П.

методист МБУДО ЦДТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Методический портфель педагога»

Методический портфель педагога часто является составной частью оценивания качества профессионализма педагога при аттестации и проведении различных профессиональных конкурсов для педагогов.

Безусловно, существует много путей создания портфелей, структура, содержание и параметры оценивания которых будут варьироваться. Предлагаемая здесь структура и содержание методического портфеля апробированы на факультете профессиональной переподготовки Московского института открытого образования. Портфель содержит инвариантные и вариативные (по меченные звездочкой) пункты. Некоторые пункты рассчитаны на педагога высшей категории.

Цели и задачи методического портфеля

  • Развитие  рефлексии  и  критического мышления педагога.
  • Мониторинг динамики развития профессионализма педагога.
  • Систематизация учебного материала.
  • Выявление зон трудностей для педагога и учащихся.
  • Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации.
  • Раскрытие  творческого  потенциала педагога.

Структура методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

2. Информационно-аналитическая часть (Мой Центр детского творчества)

3. Методическая часть (Методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность.

б) Научно-методическая деятельность.

в) Организационно методическая деятельность.

г) Экспертиза и диагностика.

4.  Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).

Содержание методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

  • Информация о личности владельца методического портфеля (возраст, специальность, образование, педагогический стаж, стаж работы в данной школе, родной язык, владение ино странными языками и их уровень, повышение квалификации, интересы и потребности владельца).
  • Копии документов об образовании, повышении квалифика ции.
  • Характеристики, отзывы методистов и учителей об уроках учителя.
  • Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо» / «Мои основные педагогические ценности» / «Мой педагогический портрет».

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

  • Анализ педагогической среды.
  • Анализ психолого-педагогического портрета одного из творческого объединения, где работает педагог (количество учащихся, этап обучения, общая учебная нагрузка, уровень владения предметом, склонности, интересы, способности учащихся, трудности в обучении и т.д.).
  • Анализ портрета сильного и слабого учащегося (возраст, уровень владения предметами, способности, склонности и интересы, взаимоотношения с другими учащимися. Что дается легко, трудности в обучении, умения самоконтроля, степень автономности и др.).
  • Краткая характеристика учебного плана и учебной программы, которыми пользуются в творческом объединении (вариант рабочей программы, тип, вид программы, количество учебных часов по программе).
  • Краткая характеристика УМК по программе, используемых в учебном процессе в качестве: а) основных, б) дополнительных.

3. Методическая часть (методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность

  • Учебно-тематическое планирование (технологические карты, графики прохождения учебного материала, графики контрольных мероприятий).
  • Развернутые планы собственных (открытых;) занятий и их самоанализ.
  • Фотографии посещенных уроков коллег и их анализ (не менее четырех).
  • Рефлексия педагога на свою профессиональную деятельность.
  • Перечень аудио-, видео- и других материалов для аудиторной и самостоятельной работы учащихся.
  • Описание  и краткая  характеристика  созданных педагогом учебно-методических разработок (в том числе аудио-, видео-, компьютерных).
  • Банк обучающих памяток для учащихся (примеры памяток усвоения учебного материала).
  • Банк обучающих заданий (примеры формулировок заданий для развития навыков и умений деятельности).
  • Игротека (примеры игр для развития умений и навыков).
  • Банк контролирующих заданий (примеры формулировок заданий для контроля умений и навыков).
  • Банк учебно-методической  литературы.

б) Научно-методическая деятельность

  • Научно-методическая концепция обучения.
  • Сообщения и доклады на заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях.
  • Планы научного руководства проектами и рефератами учащихся.
  • Доклады на конференциях по обобщению собственного опыта или результатов работы инновационной площадки.
  • Научно-методические статьи по проблемам исследования.
  • Автореферат кандидатской диссертации.
  • Глоссарий методических терминов.
  • Глоссарий филологических терминов.

в) Организационно-методическая деятельность

  • Планы организации и проведения воспитательных часов.
  • Планы заседания методических объединений.
  • Планы внеурочной деятельности.
  • Сценарии проведенных досуговых мероприятий.

г) Экспертиза и диагностика

  • Материалы оценивания: критерии' и шкалы оценивания раз личных продуктов (проектов, сочинений и т.д.).
  • Анализ материалов входного (диагностического) тестирования, промежуточного и итогового контроля.
  • Анализ пилотирования экспериментальных программ и материалов.
  • Рецензии на учебники и учебные пособия, проектные задания учащихся.
  • Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах деятельности.
  • Примеры оцененных работ учащихся.

4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы)

  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков и тем).
  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков).

Оценивание методического портфеля

Методический портфель может оцениваться по следующим критериям:

  • Психолого-педагогическая компетенция.
  • Методическая компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Творчество и академизм.
  • Культура презентации материала.
  • Культура устной презентации методического портфеля.

Портфель относится к аутентичным средствам оценивания и может быть использован, чтобы документально подтвердить про веденные мероприятия, показать динамику развития профессионализма педагога, дать возможность педагогу самостоятельно оценить свою деятельность. Методический портфель облегчает процесс внешнего оценивания и служит важным инструментом для аттестации качества труда педагога.

Другой вариант организации методического портфеля учителя

РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения об учителе»

  • Личные данные
  • Копия диплома о высшем образовании
  • Копия удостоверения о повышении квалификации
  • Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
  • Копии грамот

РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».

  • Самоанализ педагогической деятельности
  • Итоговые результаты по предмету за 3 года
  • Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты сдачи выпускных экзаменов
  • Список медалистов за 3 года
  • Списки победителей интеллектуальных марафонов за 3 года
  • Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
  • Список учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету

РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».

  • Пояснительная записка к программам.
  • Список учебно-методического обеспечения.
  • Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер - классов».
  • Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
  • Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
  • Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
  • Перечень публикаций с их приложением.
  • Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
  • Разработка авторских программ (участие, программа)

РАЗДЕЛ 4. «Внеурочная деятельность»

  • Перечень творческих работ учащихся.
  • Список проведенных классных мероприятий с фотографиями.
  • Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
  • Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).

РАЗДЕЛ 5. «Учебно-материальная база»

  • Перечень оборудования учебного кабинета
  • Перечень нового оборудования.
  • Список учебных фильмов.
  • Перечень наглядных пособий
  • Список аудиозаписей.
  • Перечень справочной литературы и дидактических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический портфель учителя

Портфолио-как основа оценивания деятельности учителя...

Методический портфель классного воспитателя

1. Примерное содержание  дневника наблюдений классного воспитателя. 2. Журнал классного воспитателя. 3. Этапы работы классного воспитателя....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»...

Методический портфель. Игровой стретчинг

Игровой стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий....

Методический портфель. Силовая гимнастика

Силовая гимнастика - дозированные силовые нагрузки, которые укрепляют детское здоровье. Они повышают мышечный тонус, помогают контролировать вес и развивают опорно-двигательный аппарат....

Методический портфель. Традиционные здоровьсберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении....