тема по самообразованию
материал по английскому языку на тему

Шатурная Наталья Дмитриевна

тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_microsoft_office_word_12.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

План.

1.Вступление.

2.Новое в стандартах и учебниках по английскому языку. Серия FORWARD – современный УМК для начальной школы.

3.Как добиться успеха?

4. Информационные технологии на уроках английского языка.

     1.Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

    2.Согласно стандартам нового поколения приоритетом начального общего образования является развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также метапредметных умений, предопределяющих успешность всего последующего обучения.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Центростремительные и центробежные силы культурного развития, действующие в наше время, определяют специфику культурной самоидентификации личности, осознания уникальности и ценности своих национальных традиций в сочетании с осознанием общечеловеческих ценностей, толерантным отношением к проявлениям иной культуры и стремлением к взаимопониманию между людьми разных сообществ. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности, которые не всегда используются в полном объеме.

Как указывается в Примерной программе, иностранный язык «наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках – это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, что является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, обозначенных ФГОС начального общего образования.

Поэтому большое внимание я уделяю собственно когнитивному развитию детей. Уже на начальном этапе обучения  предлагаю разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, соответствующем уровню развития младших школьников, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, что также  соответствует требованиями ФГОС. Еще одним важным направлением развивающего обучения является формирование языковой догадки, опоры на интернациональную лексику, английские заимствования в русской языке; умения извлечь значение слова из контекста, догадаться о значении и функции высказывания по ситуации с опорой на иллюстрации.

Развитие личности ребёнка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе обучения наиболее эффективно происходит в игровой форме.  В УМК серии “Forward” под редакцией М.В. Вербицкой  значительное место отведено играм, которые направлены, прежде всего, на активизацию изучаемого материала, но коллективный характер их проведения, акцент на участии школьника в любой форме и с любым результатом служит воспитанию эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Игровой характер носит целый ряд заданий, направленных на формирование усидчивости, внимания, на развитие памяти, наблюдательности, воображения и т. д. Авторы УМК ставят своей целью помочь учителю учить детей учиться с интересом, идя навстречу потребностям детей младшего школьного возраста.

 При планировании  учебной деятельности  проводится разграничение учебного материала, выделяются уровни     актуального развития и ближайшего развития.

•            Уровень актуального развития задает границы исполнительской компетенции учащегося и позволяет определить действия, которые обучающиеся при переходе со ступени начального образования на следующую должны выполнять практически автоматически.

•             Зона ближайшего развития определяет перспективные действия, находящиеся на стадии формирования и выполняемые при участии учителя или совместно со сверстниками, а также знания и умения, являющиеся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.

Большое внимание уделяется  нравственному, духовному развитию учащихся. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Английский язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения …, мировое сообщество».

В образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. В рассмотрении соотношения внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования и роли итоговой оценки выпускников начальной школы подчёркивается, что оценка включает две составляющие. С одной стороны, это «накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов». С другой стороны, это «оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы».

УМК серии “Forward” в значительной степени ориентированы на такой подход к оцениванию. В качестве проектов для внеурочной работы предлагается широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, стенных газет, постеров, таблиц с результатами проведенных опросов, писем, игр и т.д.

 Дополнительно к проектным работам в УМК предлагаются тесты для самопроверки учащихся, что позволит им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.

Основную роль в оценках, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения.

В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

3.Часто задумываешься над тем, почему работая добросовестно, не всегда добиваешься успехов, каких бы хотелось иметь, в обучении своих учеников. Конечно, причины существуют разные. Но мне думается, что начинать нужно с продумывания и составления плана работы, поскольку он служит основной любой работы.
План - это своего рода фундамент: если он не прочный, таким и будет выстроенное на его основе здание. Кроме того, план - не только минимальная гарантия успеха, но и залог уверенности в себе.
В свое время Дидро сказал: «Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость». И можно к этому добавить уверенность.
Основу деятельности планирования составляют проектировочные умения. От уровня владения этими умениями во многом зависит успех нашей профессиональной деятельности.
Как бы тщательно не был спланирован и проведен один урок иностранного языка, он еще не гарантирует успешности обучения.
Если знания, получаемые на отдельном уроке по другим предметам, могут быть использованы вне связи с другими уроками, то отдельные навыки иноязычного говорения, когда иногда удается их сформировать на единичных уроках, не могут использоваться, поскольку речевая компетентность есть система навыков.
Как показывает опыт работы, доведение даже малой дозы речевого материала до уровня умения, то есть свободного использования в иноязычном общении, требует цикла уроков.
В связи с этим для более эффективной организации учебного процесса планирую циклы уроков, преследующих единую цель в работе над разговорной темой: то есть, получается следующее: уроки, входящие в цикл (в подтему), в тему, существуют не сами по себе, а являются как бы звеньями цепочки.
Планируя работу над подтемой, привлекаю дополнительный материал из нескольких источников, в этом случае сама перераспределяю материал по урокам, объединяя их в единый цикл.
Работая над планами таким образом, пришла к выводу: удачно спланировать конкретный урок можно в том случае, если четко представляешь себе, какое место он занимает в цикле (подтеме), теме.
Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку - принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.
На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:
    * осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
    * коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
    * системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
    * коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
    * коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).
В чем же заключается сущность коммуникативного подхода или метода?
Известно, что метод всегда направлен на определенную цель и должен быть адекватен этой цели, т.е. способен наиболее эффективно достигать ее.
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению.
Разработка коммуникативного метода как адекватного средства обучения требует четкого представления о том, какова цель обучения.
Говорение как цель обучения
Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.
Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Понимание того, как это происходит, прежде всего, необходимо учителю для успешного обучения.
Во-вторых, говорение - это деятельность, точнее, один из видов человеческой деятельности.
В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание.
Важно помнить, за счет чего, на основе чего совершается деятельность говорения, т.е. необходимо рассматривать речевую компетенцию как основу.
Рассмотрим говорение как средство общения.
Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения - говорением и аудированием как видами речевой деятельности.
Во втором случае необходимо владение письмом и чтением.
То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения.
Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение - это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода.
Таким образом, целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном вузе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли» (И. Зимняя), и даже не просто речевую деятельность - говорение, чтение, аудирование, письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения.
Такая цель требует и соответствующего метода ее достижения. Для говорения как средства общения таким методом является коммуникативный подход.
Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Поэтому, для того чтобы увидеть, чего не хватает в процессе обучения говорению, что в нем следует изменить, учителю нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое общение, и понять, как относятся друг с другом «общение», «говорение» и «обучение».
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Функции и виды общения
Выделяют 3 класса функций:
    * информационно-коммуникативные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга);
    * регуляционно-комуникативные (связанные с передачей и приемом информации, познанием людьми друг друга);
    * аффектно-коммуникативные (они определяют эмоциональные сферы человека).
Некоторые исследователи (А. Ковалев) называют познавательные, эмоциональные и воспитательные функции.
Все исследователи считают, что в реальном акте общения все функции переплетаются.
Разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Такой вид общения называют формальным или ролевым.

Есть еще неформальное общение или личностное, когда люди, общаясь, видят друг в друге не их социальное положение, должность и т.д., а человека, личность со всеми ее свойствами.
Важно отметить, что человеку (следовательно, и ученику) свойственно стремление к неофициальному общению.
Его не устраивает общение ролевое, и он ищет (иногда подсознательно) пути к личностным, человеческим качествам. Конечно, для этого необходимо иметь определенные предпосылки - быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т.п. Но важную роль играет и «техника» общения - приемы установления контакта, умение видеть состояние речевого партнера и понять его, умение поддержать беседу и т.п.

Как люди общаются?
Каждый из общающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика (интонация, паузация и т.п.), проксемика (телодвижения, позы и т.д.) и любая совместная деятельность.

При этом общение осуществляется тремя способами:

    * информационный (обмен мыслями, идеями, интересами, чувствами);
    * интеракционный взаимодействие общающихся);
    * перцептивный восприятие и понимание человека человеком).

Психологическое содержание общения как деятельности можно представить так:

предмет общения - взаимоотношения общающихся;

единица общения - акт социального взаимодействия;

средства общения - вербальные (говорение, аудирование чтение, письмо);

невербальные (паралингвистика, проксемика, совместная деятельность);

способы общения - информационный, интеракционный, перцептивный;

продукт общения - интерпретация информации;

результат общения - изменение взаимоотношений.

Средства общения

Различают два вида средств: вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения:

    * продуктивные виды деятельности: говорение и письмо;
    * рецептивные виды деятельности: аудирование и чтение.

Вспомогательными видами речевой деятельности являются чтение вслух, запись речи, перевод и т.п.

В методике видами речи называют еще и «монологическую», и «диалогическую» речь. (Но с точки зрения общения, монологической речи как таковой не существует.)

Невербальные средства общения:

    * паралингвистические (интонация, паузация, дыхание дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, методика);
    * экстралингвистические (стук в дверь, смех, плач, различные шумы);
    * кинесические (жесты, мимика, контакт глаз);
    * проксемические (позы, телодвижения, дистанция, т.е. пространственно-временная организация общения).

Что вносят невербальные средства в общение. Они:

    * акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;
    * предвосхищают то, что будет передано вербально;
    * выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;
    * заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить свое высказывание, на поиск слова и т.п.;
    * сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;
    * заменяют отдельное слово или фразу;
    * с опозданием дублируют содержание вербального сообщения.

Владея невербальными средствами общения, учитель может:

    * использовать их в целях регуляции и оценки учащихся и тем самым сэкономить время;
    * создавать положительный тонус общения, устанавливать и сохранять контакт;
    * влиять на речевую активность учащихся;
    * способствовать запоминанию речевого материала.
Основной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Считаю, что практический результат обученности по иностранному языку, прежде всего, достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения, которое предусматривает также решение задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием личности школьника.
Образование направлено на обучение, а в дальнейшем - на расширение и углубление страноведческих и культуроведческих знаний, включающих знания об особенностях образа и стиля жизни зарубежных сверстников, их социального статуса в обществе, национальной молодежной культуре, социальных инициативах.
Воспитание средствами иностранного языка предполагает, на мой взгляд, повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета, формирование уважительного отношения к национальным традициям, обычаям представителей иной социокультурной среды.
Развитие средствами иностранного языка предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников; языковую и речевую наблюдательность, речемыслительную деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.
Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:
    * лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
    * социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:
    * дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
    * стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
    * социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

    * постоянная речевая практика учащихся;
    * «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
    * использование коммуникативного ценного материала;
    * постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
    * речевой характер урока.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся:

    * темперамент;
    * способности;
    * навыки самообразовательной деятельности;
    * жизненный опыт учащихся;
    * сферу интересов;
    * мировоззрение;
    * эмоционально-чувствительную сферу;
    * статус личности в коллективе;
    * наличие коммуникативной мотивации.
Уверена в том, что исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.
Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Коммуникативная мотивация связана, на мой взгляд, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

    * доброжелательная обстановка на уроке;
    * положительный эмоциональный климат;
    * доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров.
Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса.
Пути интенсификации обучения, как правило, я выбираю исходя из конкретных условий работы. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков иностранного языка, что дает мне возможность увеличить долю индивидуального участия каждого ученика в иноязычном общении.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее, на мой взгляд, организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.

Убеждена, что практика интенсивного обучения иностранному языку по методу активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм, доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Для выполнения упражнений тройками или четверками рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. В тройках или четверках учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства, т.е. каждый играет свою роль, при этом кто-то из них может выступить в роли репортера и брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п.

Убеждена, что формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

    * составить план текста, высказать основные мысли по плану;
    * драматизировать часть текста;
    * определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
    * выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
    * дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
    * составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Для выполнения подобных заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).

Правильно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.

Конечно, разработка опор, структур, схем требует от учителя дополнительного времени. Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л. Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

     4.Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках английского языка информационных технологий. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.
Информационно-коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. При разработке уроков с ИКТ, учитываю основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения: личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания; обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях; использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема; формирование языковой компетенции; формирование межкультурной страноведческой компетентности.

Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении английского языка. В своей работе я использую компьютерные технологии по нескольким направлениям : использование компьютерных презентаций учителей, творческие и исследовательские работы 
учащихся в форме электронных презентаций, презентации-проекты учащихся, компьютерные тесты, интерактивный комплекс, пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски.
Tехнология использования мультимедийных презентаций (ММП) на уроке состоит из следующих этапов: преддемонстрационного (прогнозирование темы урока по фотографиям, ключевым словам, кроссворду, формулировка целей и задач для учащихся, повторение материала); демонстрационного (предъявление нового материала);рефлексивного (мониторинг, выводы).
1) При проведении речевой зарядки учитель имеет возможность при вхождении в тему дать вопросы и ответы в готовом виде, изменив порядок ответов. На более продвинутом этапе изучения темы ответы к вопросам предлагаются в виде ключевых слов, далее идут вопросы без ответов и по окончании темы учащиеся сами составляют вопросы по данным словам.
2) На демонстрационном этапе организуется формирование навыка в продуктивной речи при предъявлении, тренировке и применении нового материала .
Для ММП лексических, грамматических явлений, формирования навыка чтения, говорения я использую: 

Презентации учителя.
С использованием презентаций в программе Power Point чаще всего проводятся такие типы уроков, как :
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме(таблицы, схемы);
2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
4) уроки-праздники, уроки – путешествия
Используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Презентации-проекты учащихся. В конце изучения темы учащимся предлагается сделать проект-презентацию, в которой они покажут степень владения материалом, проявят свои творческие способности. Выполняя это задание, они используют все имеющиеся у них знания по изученной и предыдущим темам, включая лексику, грамматику, межпредметные связи, знания по информатике и другим предметам, а затем публично защищают свои работы.

3)Интернет .Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. Использование Интернета на уроках в настоящее время достаточно актуально, т.к. с помощью Интернета можно: включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения); проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом; формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети; совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке; пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка; получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство. На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателю иностранных языков. Свою методическую копилку обновляю и пополняю также с помощью Интернет-ресурсов.
Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания, до тренировки определённых умений и навыков.

Таким образом, сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий помогает достичь главную цель на уроках английского языка – формирование коммуникативных компетенций учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик, усовершенствовать контроль знаний, рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Использование ИКТ в образовании отвечает запросам современного общества, является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для работы над темой по самообразованию.

Список литературы поможет  для работы над темой по самообразованию....

тема по самообразованию

Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащи...

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Методическая тема по самообразованию:Использование игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования.

В данной работе рассматриваются методические и психологические вопросы использования игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования....

Тема по самообразованию

План работы над темой по самообразованию...

Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий"

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках является средством развития познавательной компетентности школьников. В условиях модернизации школьного образования появляются н...

«Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках- тема по самообразованию"

Контроль знаний, умений и навыков должен быть полным и всесторонним. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям...