Игровое обучение английскому языку и иноязычному общению.
статья по английскому языку по теме

Борисова Надежда Сергеевна

 

В этой работе рассматривается игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению на примере английского языка для общеобразовательных учреждений (2-6 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 И ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ.

                                                               

ПЛАН

  1. Вступление. ……………………………………………………..       3
  2. Формы игр: ………………………………………………    5
  1. Языковые игры;…………………………………….......    5
  2. Лексические игры;………………………………….......   10
  3. Грамматические игры;…………………………………..   12
  4. Игры для обучения иноязычному

    общению. ………………………………………………..   13

  1. Заключение. ……………………………………………...  16
  2. Список использованной литературы. ………………..   17

Вступление

                                                  «Без игры нет, и не может быть полноценного

                                                 умственного развития. Игра  - это огромное

                                                  светлое окно, через которое в духовный мир

                                        ребенка вливается живительный поток

                                                    преставлений, понятий об окружающем мире.

                                      Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                                        пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А.[1]

В современном мире существует очень много интересных материалов по поводу различных инновационных технологий, эффективных приемов активного обучения иностранным языкам. Также продолжаются усовершенствования по управлению учебной деятельности обучаемых, разрабатываются и используются современные методики по изучению иностранных языков, такие как: сознательно-практические, проблемные, коммуникативные, интенсивные и игровое моделирование.

Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых вузов и т.д.

В этой работе рассматривается игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению на примере английского языка для общеобразовательных учреждений (2-6 классы).

При использовании преподавателем игр на уроках идет обучение, воспитание детей, передача накопленного опыта по различным темам. Игра открывает много  возможностей перед детьми и учителем:

  1. объединение коллектива класса;
  2. общение единомышленников;
  3. умение ориентироваться в реальности;
  4. психологическую устойчивость;
  5.  вырабатывается целеустремленность в выполнении поставленных задач.

Целью преподавателя, который применяет игры во время уроков, является развитие интереса учащихся к изучению иностранных языков. Задачи при этом ставятся такие:

  1. активизировать речемыслительную деятельность;
  2. расширить кругозор и обогатить лексику учащихся;
  3. воспитать культуру общения.

Игры делятся на обучающие, тренировочные, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, продуктивные, творческие, диагностические, профориентационные и другие.[2]

Формы игр.

На уроках можно использовать различные виды игр. Например: фонетические игры, орфографические, лексические, грамматические, психотехнические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний, игры на догадку, игры

на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, деловые игры и т.д.

Рассмотрим некоторые игры по отдельности.

  1. Языковые игры.

Для того чтобы показать, на сколько важны языковые игры на уроках английского языка, нужно иметь представление, какое значение и какой результат приносят игры в усвоении программного материала.

Языковые игры любого иностранного языка, как английского, немецкого, испанского, так и французского, итальянского и многих других языковых групп предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладевания обучающимися иностранными языками.[3]

Фонетические игры.

Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предположении и в речевом потоке в процессе как говорения, так и чтения.

Прежде, чем приступать к изучению любых иностранных слов, каждый преподаватель (учитель) начинает обучение с алфавита. Бывает так, что обучаемые не сразу запоминают его, поэтому существуют и разрабатываются игры для работы с алфавитом. Вот несколько примеров, которые можно применять на уроках английского языка:

  1. «Интересные звуки». (Широкие и узкие гласные).

Цель: формирование навыков фонетического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится широко (долгий звук). Если гласный произносится узко (краткий звук), руку поднимать нельзя.

Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок. Нужно учитывать тот факт, что иногда группы большие, тогда лучше работать по карточкам, где обучаемые должны самостоятельно отметить широкие и узкие гласные.

For example: Карточка № 1


Задание: Отметить в таблице  * - широкие гласные, ^ - узкие гласные.


Table, cross, name, well, dog, decide, white, well, why, but, no, shop, as, bag, date, not, idea, let, airplane, crocodile, map, bed, pig.

  1. «Давайте отгадаем слово!». (Какое слово звучит?).

Цель: формирование навыка установления адекватных звукобуквенных соответствий.

Ход игры: преподаватель делает карточки, где обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1.  Найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

Вариант 2.  Отметить в списке только те слова, которые были произнесены преподавателем.

Вариант 3.   Записать на слух слова, которых нет в списке; и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения, установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи. Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.

For example:

Вариант 1.  Карточка № 2                             Вариант 2.  Карточка № 3

  1. cat              4                                
  2. horse         11
  3. puppy        8
  4. kitten        14
  5. cock            1
  6. cow            13
  7. sheep         10
  8. monkey      6
  9. bear            7
  10. lion            12
  11. goat            2
  12. giraffe        5
  13. hamster      9
  14. chicken       3
  1. girl
  2. boy
  3. mother        
  4. father
  5. grandmother
  6. grandfather      
  7. people
  8. sister
  9. brother
  10. niece
  11. uncle
  12. human
  13. aunt
  14. cousin
  15. wife

Вариант 3.  Карточка № 4

  - слова, которых нет в списке  (meat, milk, fish, cake)      

  1. tomato
  2. pear
  3. cabbage
  4. banana
  5. carrot
  6. apple
  7. onion
  8. orange
  9. apricot
  10. potato
  1. «Лучший чтец! ». (Кто правильнее прочитает?).

Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из текста (можно записать считалку, скороговорку). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две-три минуты для заучивания отдельных наизусть. Тест на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

For example: Карточка № 5


I CAN READ COLOURS.


Orange is an orange. Yellow is the sun.

Brown is a bear and Purple is a plum

Red is an apple. Green is a tree.

Black is a witch’s hat. I can read.

Listen to me!


I’VE GOT A FROG.


I’ve got a frog.

He lives in a bog

He croaks at the fog.

He used to be a pollywog.

But now he’s my jolly frog.

Игры для работы с алфавитом.

Прежде, чем приступать к изучению любых иностранных слов, каждый преподаватель начинает обучение с алфавита. Бывает так, что обучаемые не сразу запоминают его, поэтому существуют и разрабатываются игры для работы с алфавитом.

Вот несколько примеров:

  1. «Буквоежка». (5 карточек).

Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

For example: Карточка № 6

                    

                    

                    

  1. «Угадай-ка!». (Буквы-карточки).

Цель: формирование навыка соотнесения орфографических знаков с лексическими значениями.

Ход игры:  обучаемым даются 3-4 карточки с прописными  и строчными буквами.

Вариант 1.  преподаватель показывает картинки и называет изображенные на них предметы на английском языке, а обучаемые поднимают карточки с первой буквой названного слова. Проходя между рядами, преподаватель собирает карточки с правильными ответами. Выигрывает тот, кто раньше других остается без карточек. Можно усложнить игру: преподаватель показывает картинки молча, а учащиеся называют их вслух, а затем поднимают нужную карточку с буквой.

Вариант 2.  обучаемым даются 3-4 карточки с картинками, на которых изображены известные предметы. Преподаватель показывает букву и произносит звук, а обучаемые должны показать карточки, на которых изображены предметы, начинающиеся с этой буквы, и назвать эти предметы на английском языке. Итог игры проводится так же, как и в варианте 1.

Вариант 3.  можно показывать буквы молча, не показывая их, что усложнит игру. За правильный ответ начисляется очко. Выигрывает тот, кто набрал больше количество очков.

For example: Карточка № 7

                                                                          Fox

                         2.  Лексические игры.

Основной задачей этой группы является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной  работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.

  1. «А ну-ка, посчитаем!». (Цифры).

Цель:  повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

For example:  Карточка № 8

three

seven

nine

one

ten

five

eight

two

six

four

five

ten

two

eight

four

one

seven

three

nine

six

  1. «Конструктор». (Составление слова).

Цель:  активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того как составлено несколько слов.

For example:  Карточка № 9.

A, L,Y,U,L,S,U

W, O,T, R, M, O, R, O

Y, E, D, R, A, S, E, T, Y

N, O, T, E, F

O, W, N

E, T, S, I, M, O, S, E, M

R, E, N, E, V

E, R, V, E

V, E, R, Y, E

usually

tomorrow

yesterday

often

now

sometimes

never

ever

every

  1. «Чайник». (Английская игра).

Цель:  формирование и развитие контекстуальной догадки.

Ход игры: ведущий выходит за дверь. В это время играющие должны выбрать несколько омонимов и придумать фразу. Когда ведущий входит в класс, играющие по очереди произносят придуманные ими фразы, вставляя в них вместо одинаково звучащих слов слово «чайник» (teakettle).

For example:  Карточка № 10.


«I said good “teakettle” when I went to the little store “teakettle” the bank to “teakettle” some meat».

teakettle – заменяет слова bye, by, buy.

Правильный вариант:

«Я сказал «до свидание», когда пошел в лавочку рядом с банком, чтобы купить немного мяса». – «I said good bye when I went to the little store by the bank to buy some meat».

                              3. Грамматические игры.

Задачей этих игр является формирование и отрабатывание грамматических навыков. Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения. Организация игры предполагает создание речевой ситуации, включающей атрибуты игры, ролевые предписания, коммуникативные задания.

  1. «Интересные глаголы». (Употребление   модальных

глаголов в повествовательных и вопросительных предложениях).

Цель:  автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.

Ход игры:  образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом (возможен вариант, когда учитель говорит предложения по-русски, а дети переводят). Другая команда должна задать общий вопрос. С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы …? Должны

ли вы …? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.

For example:  Карточка № 11.


  1. I can swim. ( Я умею плавать)
  2. You must write this text. ( Ты должен написать этот текст)
  3. You should read the book. ( Тебе следовало бы прочитать книгу)
  4. They may come in. (Они могут войти)
  5. We should be there at 3 o’clock. (Вам следовало бы быть там в 3 часа)
  6. He must do it. (Он должен сделать это)
  7. She can play tennis. (Она умеет играть в теннис)
  8. I could come earlier. (Я мог прийти и раньше)
  9. He could make his bed. (Он мог заправить свою кровать)

  1. «Пантомима». (Изображение действия).

Цель:  автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Ход игры:  играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы.

For example:  Карточка № 12.

 Cry, run, swim, think, understand, buy, cook, paint, smile, hate, love, eat

3. Игры для обучения иноязычному  общению.

Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее  рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описание, сообщения информации, доказательства, выражения мнения, согласия и т.п.).

Цель каждой из игр, приведенных ниже, составляет речевая тренировка на иностранном языке. Преподаватель сообщает обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых (говорения, письма, смыслового восприятия речи – аудирования, чтения).

  1. «Кто есть кто?». (Имя).

Цель:  автоматизация вопросно-ответного взаимодействия в иноязычном общении.

Ход игры:  необходимо подготовить листы бумаги для каждого обучаемого. Играющий пишет на бумаге свое полное имя. Все листки собираются преподавателем и перераспределяются между играющими таким образом, чтобы каждый получил листок с именем того, кого он не знает. Затем играющие должны найти человека, чье имя записано на его листке. Они ходят по классу от одного играющего к другому и задают им вопросы. (Ваше имя? Вы …?). Когда играющий находит своего партнера, он должен представить его группе.

Варианты:  

  1. Можно разнообразить вопросы, добавляя вопросы типа «Ваше имя начинается на букву …?», «Ваши инициалы – П.С.?» и т.д.
  2. Можно задать обучаемым и другие вопросы, например о  семье. При представлении партнера можно сообщить данные о нем.

2. «Загадочное письмо». (Ответ на письмо).

Цель:  практика письменной и устной речи с приемами дискуссии.

Ход игры: играющие делятся на пары (группы). Каждая пара получает два разных письма. Играющие выбирают одно из двух писем, обсуждают проблему, затронутую в нем, и составляют письмо с советами или вариантом решения проблемы.

For example:  Карточка № 13.


Hello.

My name is Starkid. My surname is Galaxy. I live in space. I am from the Red Planet.

My favorite sports are star tennis and badminton. I live with 1,000,000 star brothers and sisters.

 I go to a space school. However, I don’t know what subject I like. Write me, please: What subjects do you like? Why?

                                                                                                                Starkid

Заключение

В этой работе были рассмотрены лишь некоторые виды игр, которые применялись на уроках английского языка.

Следует отметить тот факт, что дети на 90 % лучше усваивают лексический и грамматический материал во время игр на уроках. Они становятся более эрудированными, формируется умение смыслового восприятия и понимания иноязычной речи.

Применение игрового метода способствует усилению коллективизма, проявлению лидерских качеств отдельными учениками, подчинению своих интересов групповым. Игры на уроках активизируют речемыслительную деятельность и расширяют кругозор учащихся, обогащают лексику и воспитывают культуру общения детей.

Очень большое значение  при использовании игр имеет применение наглядного пособия. При помощи его качество изучения иностранного языка повышается, усиливается интерес у учащихся к занятиям.

  Таким образом, игровое обучение способствует более качественному усвоению учебного материала, стимулирует развитие речемыслительной деятельности, мотивирует учащихся к более глубокому изучению английского языка.


[1] http: // altai.fio.ru/projects/group4/potok36/site/page01-1.html

[2] http://www.klass-teatr.ru/?section=tt169

[3] Livingstone C.  Role play in Language Learning. – London, 1983. – 94 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку

Целью данной работы является исследование различных методов обучения, связанных с формированием устойчивой коммуникативной и социокультурной компетенции у учащихся  Необходимость этой работы прод...

Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

«Коммуникативно-деятельностный подход к обучению английскому языку как средству общения»

Коммуникативный системно - деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у учащихся умение учиться....

Статья на тему: "Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку".

Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку Целью данной работы является исследование различных методов обучения, связ...

Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К

Аннотация:  В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...

Игровое обучение английскому языку

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее ...