Развитие познавательной мотивации как условие успешной деятельности учащихся.
статья по английскому языку по теме

Знание иностранных языков сегодня особенно важно. Вообще, знание иностранного языка во все времена являлось показателем уровня образованности человека.

 В нашей работе, естественно, приходится сталкиваться с тем, что кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Нужно добиваться того, чтобы при этом никто не почувствовал себя ущемленным, но вместе с тем, стремиться поставить дело так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех, кто ушёл вперёд.

Учеников, у которых снизилась внутренняя мотивация, стараемся заинтересовать в предмете. Для тех, у которых внутренняя мотивация достаточно высока,  предлагаем различные виды дополнительных работ творческого и познавательного характера.

     Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности, когда человек ставит себе вопрос «Для чего я ЭТО делаю?», «Зачем мне ЭТО нужно?». Основная задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика в своем предмете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivaciya_1ch.rar2.97 МБ
Файл motivaciya_2ch.rar2.63 МБ
Microsoft Office document icon moya_motivaciya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  
учителей Королевой Н.А.и Зюзиной Н.П.
(из опыта работы по методической теме - презентация)

Развитие познавательной мотивации как условие успешной деятельности учащихся

 
Знание иностранных языков сегодня особенно важно. Вообще, знание иностранного языка во все времена являлось показателем уровня образованности человека.

 В нашей работе, естественно, приходится сталкиваться с тем, что кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Нужно добиваться того, чтобы при этом никто не почувствовал себя ущемленным, но вместе с тем, стремиться поставить дело так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех, кто ушёл вперёд.

Учеников, у которых снизилась внутренняя мотивация, стараемся заинтересовать в предмете. Для тех, у которых внутренняя мотивация достаточно высока,  предлагаем различные виды дополнительных работ творческого и познавательного характера.

     Мотивация – это внутреннее побуждение к деятельности, когда человек ставит себе вопрос «Для чего я ЭТО делаю?», «Зачем мне ЭТО нужно?». Основная задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать ученика в своем предмете.

 
 
Что же формирует положительную мотивацию на  уроках иностранного языка?

 На  уроках мы очень часто применяем такой вид деятельности как ролевая игра.

 
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Проблема речевой ситуации является ключевой в организации современного процесса обучения иностранным языкам.

Учебно-речевые ситуации создаются различными способами и для этого используются не только вербальные и различные аудиовизуальные средства, но и игры, в том числе ролевые.

     Ситуации могут создаваться как в рамках одной темы, так и на межтематической основе.

     Нельзя не учитывать того, что успехи в овладении нашим предметом учащиеся связывают,  прежде всего,  с умением высказываться на иностранном языке. Беспокоит, что очень часто то, что говорят на уроках учитель и ученики, никакого отношения к общению не имеет. Пятиклассники смотрят на классную доску и спрашивают друг друга о ее цвете, шестиклассники задают друг другу вопрос о том, сколько этажей в школе, в которой они учатся, где находится школьная библиотека.

     Гораздо интереснее и ближе к общению такие упражнения, когда учащиеся спрашивают о том, что им действительно неизвестно и что их по-настоящему интересует.

 
Для организации общения стараемся использовать прежде всего реальные ситуации.  

     Шестиклассники пришли на урок после обеда в школьной столовой. С разговора об этом и начинаем наш школьный урок., а после можно перейти к проблемам здорового питания.

T: Was the dinner good?

P: No, I didn’t like it.

T: Why not?

P: You see, I don’t like … kasha

T: Well, that’s not good. Kasha is good for you. By the way kasha is called porridge in English. Who likes porridge? и т.д.

       

 

Если перед уроком   узнали, что у одной из учениц в воскресенье был день рождения. Это хороший повод для вовлечения в беседу многих учащихся. Одноклассники задают девочке вопросы., для фонетической зарядки идеально подходит традиционная песенка, которую может исполнить каждый.

P1: Did you have a birthday cake?

P2: Did you dance?

P3: What presents did you get?

P4: Did you play the piano yesterday?

P5: Did any boys come to your birthday party? и т.п.

 

Однако число реальных ситуаций все-таки ограничено, и в работе над темой приходится раздвигать рамки классной комнаты, воображать себя в других обстоятельствах, предлагать ребятам роли корреспондентов, врачей, продавцов и т.д. Для этого используются ролевые игры.

     В 7 классе на заключительном уроке по теме «Мой район.Досуг» к нам приходит гость– «корреспондент» молодежного журнала «Cool». Он поинтересовался, какие возможности для отдыха детей есть в нашем районе, чем увлекаются ребята. К роли корреспондента ученик готовился специально, учитель помогает ему, а остальные учащиеся выступают в роли собственного «я» и говорили без подготовки. Корреспондент делает фото дающего интервью.

   

 

 

     Есть еще интересное ситуативное упражнение,задаваемое на дом, связанное с картинками. Попросить учащихся    представить, что ты один из персонажей и рассказать о людях и событиях, представленных там, со своей личной позиции. Сначала это затрудняет ребят, но потом они работают охотно и с интересом.

     Такие   разговоры вызывают у школьников большой интерес и постоянно приучают их к мысли, что на иностранном языке можно выразить те же мысли и чувства, что и на родном языке.
 

Безусловно, одной из ведущих целей обучения иностранному языку остаётся чисто практическая, обеспечивающая определённый уровень коммуникативных умений и навыков. На занятиях каждый учитель старается решать целый комплекс как практических, так и воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач. Коммуникативная компетенция на уроках составляет такие компетенции как: лингвистическая, социолингвистическая, дискуссивная и стратегическая, социокультурная.

Учащиеся постепенно набирают знания, медленно поднимаясь по ступенькам знаний верх. В связи с этим, мне бы хотелось обратить внимание на лингвистическую компетенцию, которая предполагает знание определённого количества словарных единиц и грамматических правил, позволяющих объединять их в осмысленные высказывания.

   С этой целью  в своей работе мы использую методику обучения устной английской речи с использованием опор (опорных сигналов или конспектов). Практика применения этой методики развития речевых навыков с помощью опор -- очень эффективна. Но сразу хочу отметить, что высокой эффективности от применения опорных конспектов на начальной фазе обучения ждать не стоит, поскольку учащимся потребуется какое-то время на то, чтобы научиться ими правильно пользоваться, однако через несколько уроков уже можно почувствовать невероятные изменения в речевой практике учеников.

 

В ходе работы можно заметить, что опоры развивают у учащихся 5-7 классов самостоятельность высказывания, так как говорение на иностранном языке, а именно в монологической форме, представляет большую трудность для детей в этом возрасте. Эту мысль изложили известные методисты: “ Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны, как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим”.

   Учащимся очень нравится работать с опорными конспектами, так как они открывают большие возможности в развитии речи говорящего. Также  заметно, что применение опорных сигналов позволяет избегать или сокращать до минимума в процессе обучения и общения использование родного языка. Безусловно, есть подсказка в виде различных символов или знаков, которая позволяет управлять высказыванием, но со временем эта необходимость убывает по мере формирования речевого умения до полного исчезновения на его последней стадии. Опоры можно составлять как с помощью слов, так и с помощью различных изображений действительности и могут использоваться в рамках одного конспекта обособленного друг от друга и во взаимодействии, дополняя друг друга.

Опоры могут содержать определенную информацию в развернутом или сжатом виде, и от учащихся не надо требовать точной передачи информации с точки зрения ее количества. Дети сами стараются создавать свои речевые конструкции в данном контексте и в рамках освоенных речевых навыков, открывают возможности для формирования мыслительной деятельности на языке обучения.

Когда составляешь опорные конспекты, нужно обратить внимание на основные моменты текста, ключевые слова и словосочетания, цифры и даты, имеющие важное значение, простые рисунки, условные обозначения помогают в этом. Затем их расположить в нужной последовательности. Это позволяет учащимся произносить монологическую речь плавно, без каких-либо записей, делая речь свободной. Например: по теме “Традиции и обычаи”.

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуации. Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

 

  Далее хотим предложить несколько игр, которые вначале урока помогут повторить требуемую лексику и заинтересовать учащихся.

  1. Игра «Лесенка слов»

Дается первое слово, ученики дописывают следующее, делая лестницу.

Seven

        newspaper

                        radio

                               one

                                    eight

                                           thanks

                                                     six

 

  1. Игра «физз-базз». Закрепление числительных.

Класс делится на 2 группы. Ученики по очереди называют числительные. Если делится на 5, то говорят «физз», если на 7 – «базз». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

 

  1. Игра «Часовые пояса».

Класс делится на две команды. Рассматриваем карту с часовыми поясами. Предлагаем возможные варианты вопросов и ответов. Ученик одной команды задает вопрос, ученик второй отвечает. Каждая команда задает по 6-7 вопросов.

- It is 12 o’clock in London. What is the time in St. Petersburg?

- It is 7 o’clock. What is the time in Washington? И т.д.

 

Часто используем   песни в обучении.  

Методические преимущества песни

  1. помогают без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражение;
  2. в песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями;
  3. на песенной основе значительно легче усваивается грамматический материал;
  4. песня стимулирует развитие навыков диалогической речи, а значит и языковой компетенции в целом;
  5. благодаря аутентичности песен учащиеся овладевают подлинным разговорным языком;
  6. разучивание песен помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма;
  7. песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива.

 

Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

Эмоции учащихся отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими личностными качествами – нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностями, мироощущением.  

 

Также на своих уроках мы применяем СМИ. Это журналы, газеты и их электронные версии. Мы знакомимся с жизнью стран изучаемого языка посредством СМИ.    Большую роль играет компьютер и современные информационные технологии.     Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр.Что касается всемирной сети ИНТЕРНЕТ, то мы учим своих учеников находить необходимую информацию в ИНТЕРНЕТЕ. Они без труда могут найти страноведческие данные, проанализировать их и подготовить сообщения, доклады. Ввиду того, что большая часть ресурсов на английском языке, у них появляется дополнительный стимул к изучению предмета

     Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние обучаемого обеспечивают ему выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Это прежде всего проектная работа, которая возможна на каждом этапе обучения и усложняющаяся по мере накопления знаний.

 

Проектную работу мы выполняем не только на бумаге, но и при помощи компьютера, который дает нам возможность более красочно и эффектно оформить свою работу. Необходимо отметить, что учащиеся более прилежно работают над составлением Web презентаций, чем над обычными проектами.  

     Они могут быть посвящены какой-то одной лексической или грамматической теме. Такие проекты представляются в виде итоговых, обзорных уроков, когда по их результатам оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

     Таким образом, использование на уроках английского языка , а также во внеурочное время , таких средств и методов как современные информационные технологии, компьютер, интернет, СМИ и другое, помогают нам развивать лингвострановедческие знания. Я стараюсь найти со всеми общий язык, предлагаю самые разнообразные творческие задания. Мои учащиеся с удовольствием занимаются проектной работой, умеют получать информацию из сети ИНТЕРНЕТ и работать с ней, много читают дополнительной литературы.

     
Внеурочная  деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

  1. В настоящее время, когда английский язык приобрел статус языка глобального общения (благодаря всеобщей компьютеризации) перед преподавателями этой дисциплины встает задача лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.
  2. Проблема повышения мотивации требует от учителя нового подхода к её решению, в частности, в использовании более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
  3. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
  4. Именно построение занятий с помощью нового поколения учебников  и рабочих тетрадей к ним позволяют осуществлять обучение английскому языку в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Все темы, затронутые в данных УМК, неразрывно связаны с нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими ценностями и мироощущением учащихся той возрастной группы, на которую они рассчитаны.   Это способствует активизации интереса учащихся, возрастанию рейтинга английского языка в сравнении с другими школьными предметами и самое главное повышению языковой компетенции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А.....

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Роль научно-исследовательской деятельности в развитии познавательной мотивации учащихся

Статья о том, что учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе...

Рецензия и проект-программа «Внеурочная исследовательская деятельность, как фактор развития познавательной мотивации предмета химия».

проект-программа «Внеурочная исследовательская деятельность, как фактор развития познавательной мотивации предмета химия»./Рецензия Гильманшиной С.И. д.п.н., к.хим.н., профессора, зав.кафедрой химичес...

«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»

Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...