Использование современных образовательных технологиий в преподавании английского языка
статья по английскому языку
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В работе представлены современные образовательные технологии по классификации Г. Селевко. Описаны возможности применения различных информационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в преподавании иностранного языка.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские.
К современным педагогическим технологиям по классификации Г. Селевко относятся:
№ | Название технологий |
1. | Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса |
1.1. | Педагогика сотрудничества |
1.2. | Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили |
2. | Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
2.1. | Игровые технологии |
2.2. | Проблемное обучение |
2.3. | Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов) |
2.4. | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) |
2.5 | Технология проектного обучения |
3. | Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса |
3.1. | Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении |
3.2. | Технология уровневой дифференциации обучения. |
3.3. | Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов) |
3.4. | Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова). |
3.5. | Технология индивидуализации обучения (А.С.Границкая,В.Д.Шадриков) |
3.6. | Технология программированного обучения |
3.8. | Групповые технологии. |
3.9. | Компьютерные (информационные) технологии обучения. |
4. | Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала |
4.1. | «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) |
4.2. | «Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов) |
4.3. | Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) |
4.4. | Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович) |
4.5 | Технология модульного обучения |
4.6 | Технология концентрированного обучения |
5. | Частнопредметные педагогические технологии. |
5.1. | Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) |
5.2. | Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) |
5.3. | Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин) |
5.4. | Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) |
6. | Альтернативные технологии |
6.1. | Вальдорская педагогика (Р.Штейнер) |
6.2. | Технология свободного труда (С.Френе) |
6.3. | Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) |
6.4. | Технология мастерских |
7. | Природосообразные технологии |
7.1. | Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) |
7.2. | Технология саморазвития (М.Монтессори) |
8. | Технология развивающего обучения |
8.1. | Общие основы технологий развивающего обучения. |
8.2. | Система развивающего обучения Л.В.Занкова |
8.3. | Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. |
8.4. | Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,И.П.Иванов) |
8.5. | Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) |
8.6. | Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко) |
9. | Педагогические технологии авторских школ |
9.1. | Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде) |
9.2. | Модель «Русская школа» |
9.3. | Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский) |
9.4. | Школа-парк (М.А.Балабан) |
9.5. | Агрошкола А.А.Католикова. |
9.6. | Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард) |
В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своей будущей профессиональной деятельностью. Наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность учащимся больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке. В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, могут выступать: общение – диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины. Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения, прежде всего, мультимедийных компьютерных программ, Интернет, мультимедийных учебников. Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка широчайшие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новую основу. Технологические возможности мультимедийных средств велики, т.к. они позволяют организовать разнообразную учебную деятельность учащихся, значительно повышают эффективность и мотивацию обучения. Практическая направленность использования сети Интернет очевидна, готовые онлайн уроки, переписка с учащимися других стран. (www.kidlink.org – клуб по переписке с учащимися других стран, www.penfriends.com - клуб по переписке с учащимися других стран,
http://www.london.ru/vid.php - достопримечательности Британии, www.google.ru – поиск нужной информации).
Особенность предмета “иностранный язык” состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке (языковая компетенция), сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности (коммуникативная компетенция). Язык есть культура, т. е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичный языковой материал. Учащиеся все чаще встречаются в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций.
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий ) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.
Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся. Учитель, занимающийся интеграцией технологий обучения, сама по себе личность неординарная, творческая, отличающаяся гибкостью ума и толерантностью в общении как с учащимися школы, так и с коллегами, так как эта система предусматривает интеграцию учебных предметов и сотрудничество преподавателей. Более того, само содержание образования по английскому языку демонстрирует интеграцию знаний во всех областях мировой культуры: политике, науке, экономике, искусстве.
Актуализация проблемы интеграции образовательного процесса связана со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, обновлением содержания, поисков эффективных методов, форм и средств обучения, что предполагает интеграцию всех компонентов образовательного процесса федерального, регионального и образовательного учреждения. Личностно – ориентированная парадигма современного образования определила необходимость комплексной реализации основных подходов к обучению иностранным языкам: личностно - ориентированного, деятельностного, коммуникативно – когнитивного и социокультурного.
Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно – познавательную.
Составляющими коммуникативной компетенции являются: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая, социокультурная и социальная.
Коммуникативная компетенция - это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.
Реализуя личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель создает на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя.
Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место после математики, опережая физику, химию, историю, родной язык и литературу. Поэтому применение здоровье сберегающих технологий и снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. Немаловажно и обязательно приветливое, ровное, заинтересованное отношение к учащимся, особая атмосфера сотрудничества, музыка, смена деятельности и форм урока, режимов и приемов работы, физкультминутки, что помогает учащимся чувствовать в работе на уроке и внеклассной деятельности.
Использование проектной технологии, сознательно планируемой школьниками работы, в процессе которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности, способствует развитию навыков речемыслительной деятельности, требующих от учащихся интеллектуально-поисковых усилий, формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Кроме этого, работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благоприятному психологическому климату, умение работать в коллективе. Самое ценное, на мой взгляд, в проектной технологии то, что она предусматривает естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности: письма, чтения, аудирования и говорения.
Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существует различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.
Особое место занимает технология исследования, где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.
Использование элементов интенсивного обучения, но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.
«Языковой портфель» в процессе обучения делает актуальной задачу соотнесения европейских моделей языкового образования, а также практического владения языками. Данная технология обеспечивает учащихся механизмом наблюдения за приобретаемым опытом, его рефлексии ,оценки и самооценки уровня своих знаний. Также учащиеся развивают творческие способности, приобретают психологическую способность к общению с представителями родной лингвокультуры и культуры стран изучаемого языка. В результате работы с «Языковым портфелем» у учащихся формируется положительное отношение к предмету «Иностранный язык» и восприятие его (предмета) как среды, необходимой для осуществления различных форм деятельности человека. Происходит смещение акцента учебной деятельности с «результата» на «процесс» учения, что свидетельствует о формировании у учащихся общеучебной одаренности. Растет мотивация и выполнение действий по способности инициативе.
Технология контекстного обучения ориентирована на повышение функциональной грамотности учащихся, в основе которой лежит деятельностный подход. Ученик находится в ситуации «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости». Технология задает некоторую систему интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлеченных в эту ситуацию, составляет объективную предпосылку зарождения личности. Контекстное обучение- это основная интеграции различных видов деятельности обучающихся, где они «примеряют» различные социальные роли, формируют деловые и нравственные качества личности будущих специалистов, развивают индивидуальные способности и реализуют свою творческую активность. Можно предложить следующие коммуникативные упражнения : решение проблемы, презентация, дискуссия, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
использование кейс-технологий на уроках русского языка...
Использование современных образовательных технологий в обучении английскому языку
В брошюре речь пойдет преимущественно о компьютерных технологиях, используемых для повышения мотивации к изучению языка....
Интеграция современных образовательных технологий в преподавании английского языка.
Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка на разных ступенях обучения. Цель статьи: повысить профессиональную компетентность в области теории и практики обр...
Реферат по педагогике "Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка"
Данный реферат дает обзор современных образовательных технологий, которые, на мой взгляд, применимы на уроках русского языка и литературы в основной школе...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
"Активизация учебной деятельности учащихся с использованием современных образовательных технологий на уроках английского языка"
При проведении уроков английского языка, для повышения эффективности образовательного процесса используют разные образовательные технологии,учитывая возрастные особенности детей. В данной статье рассм...
Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка
добиваться стабильно высоких результатов обучающихся помогает использование в работе различных современных технологий, таких как личностно - ориентированной технологии, проектного и ...