Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.
статья по английскому языку по теме
Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блудова Виктория Петровна
МБУ СОШ № 13 г.о.Тольятти
Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.
Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения.
Новые ориентиры в общем образовании рассматривают учение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции).
К сожалению, при проведении традиционного урока, дети плохо включаются в процесс обучения. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.
Одна из таких технологий – технология блочно-модульного обучения. Она имеет следующие преимущества: возможность многоуровневой подготовки, создание условий для развития коммуникативных навыков, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход, создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов, уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.
По мнению таких исследователей данной проблемы, как Крачак О.Е., Шамовой Т.И., Чошанова М.А., Гареева В.М., модульные технологии индивидуализируют и создают условия для самостоятельной познавательной деятельности.
Как известно, обучение эффективно, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Именно модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Что же следует понимать под модульной технологией - это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, реализуется воспитание ученика-исследователя. Это процесс открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление ребёнка. Знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка.
Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а на те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.
Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством этой технологии обучения.
Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения.
При внедрение модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения :
1) принцип модульности, который предполагает :
- конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели
- представление учебного материала законченным блоком
- интегрирование различных видов и форм обучения
в практике преподавания английского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так современное учебное пособие по английскому языку «Enjoy English» Биболетовой М.З. состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня;
2) принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;
3) принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается, как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;
4) принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;
5) принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;
6) принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;
7) принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.)
После освоения принципов данной технологии мы можем приступить к проектированию модульной программы. Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем :
а) учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;
б) учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;
в) учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;
г) учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества; д ) учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.
Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Поэтому реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала (четко определенный порядок использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности). Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра) и т.д.
Примерная схема модульной программы
Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов.
В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы с ним и выдает модульную программу или методическое указание, ее замещающее.
К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения.
Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества:
- почти все ученики работают самостоятельно, (некоторые - с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности - закрепляют знания по определенной теме;
- работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
- использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм;
- во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.
Внедряемое в школьную практику обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы (групповые, игровые, парные, и т.д.) при обучении грамматике, лексике и т.д. Крачак О.Е. отмечает, что модульное обучении также помогает решать ряд задач обучения и воспитания . В частности:
- выявление, инициирование, использование личного опыта учащихся;
- развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся;
- создание условий для включения каждого учащегося в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
- определение индивидуальной программы обучения;
- создание условий познания себя, самоопределения и самореализации;
- дифференциация процесса обучения;
- сотрудничество учителя и ученика;
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании;
- формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);
- формирование умения ориентироваться в заданиях.
Если говорить о недостатках модульного обучения, то к основным следует отнести следующие:
- составление модулей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
- невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.
По оценкам исследователей (П.И. Третьякова, И.Б. Сен-новский, П. Юцявиченя и др.), модульное обучение позволяет сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.
Использованная литература:
1. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
2. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. – с.67 – 70
3. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.
4. Андарало А.И., Шилова Е.С. Новые педагогические технологии – фактор повышения качества образования в университете// Адукацыя i выхаванне, 2002.
5. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии.- Алма-Ата, 1980 г.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1998г.
7. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой обучения //Адукация i выхаванне, 1999.-№12
Цели модуля
Модуль 3
Интегрирующая цель
Модуль 2
Интегрирующая цель
Модуль 1
Интегрирующая цель
Комплексная дидактическая цель
Проверка изученного
Закрепление пройденного
Повторение изученного
Контроль усвоения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический мониторинг в учебном процессе по предмету "Иностранный язык"
Педагогический мониторинг – это процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубоког...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...
Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения
Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...
Анализ состояния преподавания предмета иностранные языки
Разработка включает в себя анализ состояния преподавания предмета немецкий язык со 2 по 11 класс, и предмета английский язык в 9-11 классах...
Реализация технологии дифференцированного обучения в процессе преподавания предметов музыкально-теоретического цикла
Индивидуализация и дифференциация учащихся – один из ведущих принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике. На основе индивидуального и дифференцированного подходов можно учесть особенности...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Мастер-класс на базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП": «Внеурочная деятельность в обучении учащихся по предмету «иностранный язык» в общеобразовательной школе согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных школ Российской Федерации»
Учитель: Клюева И.Д.,МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Улан-Удэ»Октябрь 2017 года...