Анализ состояния преподавания предмета иностранные языки
методическая разработка на тему
Разработка включает в себя анализ состояния преподавания предмета немецкий язык со 2 по 11 класс, и предмета английский язык в 9-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ преподавания иностранного языка
за 2013-2014 учебный год
Основной целью обучения иностранному языку было формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке, развитие культуры устной и письменной речи, формирование у школьников уважения к другим народам и культурам.
Преподавание предмета осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта начального образования по иностранным языкам и на основании примерных программ начального, основного общего и среднего (полного) образования.
Обучение немецкому языку ведется по следующим учебникам:
2-9 класс- УМК авторов “Schritte ” И.Л. Бим и Л.В. Садомовой
10, 11 класс - УМК И.Л. Бим «Немецкий язык
Обучение английскому языку проводится по следующим учебникам:
9-11 классы - «EnjoyEnglish» УМК авторов М.З. Биболетовой,
О.А.Денисенко и Н.Н. Трубаневой
В соответствии с Федеральным государственным стандартом по иностранному языку обучение было направлено на достижение следующих целей:
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- Воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметныеобщеучебные умения и навыки.
С учетом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык" направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, в группе.
Обучение иностранному языку в основной школе было направлено на развитие у школьников познавательных способностей, интеллектуальных умений и ценностных ориентаций, системы личностных отношений, способности к самооценке, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Преподавание иностранного языка в школе старшей ступени было направлено на реализацию следующих задач:
- научить старшеклассников использовать иностранный язык в повседневной жизни как средство самообразования в интересующих их областях знаний;
- быть способными продолжить образование по иностранному языку после окончания школы в русле их будущей профессии.
С целью определения уровня образовательных достижений учащихся школы, освоения содержания образования по иностранному языку по языковой и речевой компетенции были проведены текущие и итоговые контрольные работы по четырем аспектам:
- аудирование
- чтение
- письмо
- лексико-грамматическое тестирование.
Из результатов контрольных работ следует, что в целом все учащиеся достигли базового уровня обученности по иностранному языку.
Самые высокие результаты – в сформированности навыков чтения. Учащиеся могут понять основное содержание текстов, выделить главную мысль и существенные факты в предложенных текстах, выбрать правильные ответы на предложенные вопросы (71% на «4» и «5»).
Анализ заданий по аудированию также показал неплохие результаты. Учащиеся демонстрируют умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов (60% на «4» и «5»).
Анализ результатов выполнения задания в разделе «Письмо» показал, что учащиеся недостаточно владеют навыками письменной речи, испытывают затруднения при соблюдении принятых в языке правил оформления личных и деловых писем, допускают ошибки на употребление видовременных форм глагола, согласование времен, порядок слов в предложении.
Анализ результатов лексико-грамматического тестирования показал, что у учащихся недостаточно сформированы навыки владения средствами словообразования. Значительную трудность представляет также употребление видовременных форм глагола.
В текущем учебном году была проведена промежуточная аттестацияпо немецкому языку во всех классах. Уровень обученности составил 100%. Качество знаний во всех классах разное. Промежуточный контроль показал, что у учащихся высокий уровень работы с аутентичными текстами, хорошо сформировано умение поиска необходимой информации в тестах. Недостаточный уровень владения лексико-грамматическими навыками и умениями. Большинство ошибок было допущено в заданиях такого типа. Из этого следует сделать вывод о необходимости выполнения больше заданий такого типа в дальнейшем.
В данном учебном году учащихся 5-11 классов участвовали в школьной олимпиаде по английскому и немецкому языку.
Ученица 7 класса Скиба Ирина, ученик 8 класса Насонов Илья, ученик 9 класса Каленов Дмитрий, ученица 10 класса Федорова Екатериназаняли 1 место по школе. Эти же ученики принимали участие в районной олимпиаде по немецкому языку, но не заняли призовые места. Следовательно, необходимо уделять больше внимания работе с одаренными детьми, чтобы добиться более высокого результата.
Анализ состояния преподавания и качества предметной подготовки свидетельствует о динамике развития школьников в соответствии с поставленными задачами. Повышаются коммуникативные способности учащихся (общение средствами языка), формируется система личностного отношения к иноязычной культуре, повышается общее развитие школьников и расширяется их кругозор. Качество знаний и степень обученности учащихся находятся в основном на стабильно хорошем уровне, в отдельных классах стабильны.
Данные анализа годовых оценок по немецкому языку (2013-2014 учебный год)
Класс | 2-4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-11 |
Качество знаний | 42% | 62% | 33% | 62% | 55% | 50% | 75 % |
Данные анализа годовых оценок по английскому языку (2013-2014 учебный год)
Класс | 9 | 10 | 11 |
Качество знаний | 62 % | 77 % | 71 % |
Немецкий язык | Класс | Количество часов по программе | Выполнено | Количество К/Р | Выполнено |
2 класс | 68 | 62 | 2 | 2 | |
3 класс | 68 | 61 | 4 | 4 | |
4 класс | 68 | 66 | 4 | 4 | |
| 5класс | 102 | 91 | 8 | 8 |
| 6 класс | 102 | 90 | 5 | 5 |
| 7 класс | 102 | 91 | 6 | 6 |
| 8 класс | 102 | 91 | 3 | 3 |
9класс | 102 | 88 | 2 | 2 | |
10 класс | 102 | 89 | 5 | 5 | |
11 класс | 102 | 88 | 4 | 4 |
Английский язык | Класс | Количество часов по программе | Выполнено | Количество К/Р | Выполнено |
9класс | 102 | 76 | 4 | 3 | |
10 класс | 102 | 78 | 4 | 3 | |
11 класс | 102 | 76 | 5 | 4 |
Исходя из анализа состояния преподавания иностранного языка, в будущем учебном году предстоит работать над такими проблемами, как
-повышения качества знаний в начальном звене
- использование ИКТ на уроках и во внеклассной деятельности;
- активизация внеклассной работы с учащимися с целью повышения мотивации изучения иностранного языка.
- работа с одаренными детьми в рамках кружковой работы.
МаршаковаА.А.
Учитель немецкого языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...
Основные принципы модульного обучения в процессе преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях.
Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как «Иностранный язык», проблема появляет...
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...
«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Свидетельство о профмастерстве. Успешно пройдена Независимая диагностика на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка
Независимая диагностика 2021 на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка...
Доклад на МО по теме: «Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык»
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.Основными задачами ФГОС являются: создание единого образ...