Новые формы организации учебного процесса
учебно-методическое пособие по английскому языку по теме
Материал посвящен вопросу поиска новых приемов, методов, способов преподавания в свете требований стандаротов второго поколения. Рассматриваются проблемы, возникающие на разных этапах урока современного типа и предлагаются пути преодоления возникающих затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 52.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Поиск новых форм организации учебного процесса, возникающие проблемы и пути их преодоления.
(Слайд 1-3) Приоритетной целью современного образования является полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Сегодня нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Учителям ещё очень трудно отойти от стереотипа обучения. До сих пор существуют ориентиры на знания, умения и навыки, а не на деятельностный подход.
(Слайд 4) Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
(Слайд 5) Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формировать УУД, с какими проблемами сталкиваемся мы на уроке современного типа и каковы пути преодоления возникающих трудностей.
(Слайд 6-7) Изучив виды УУД (регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные), я, как учитель-практик, заинтересовалась поиском методического конструктора, то есть конструктора методических приемов, который помогает формированию данных УУД. Что же является необходимым для формирования УУД?
(Слайд 8) Формированию УУД способствуют:
1. Реализация деятельностного подхода;
2. Развитие умений учебной деятельности через проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.;
3. Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
4. Широкие возможности контроля и самоконтроля;
5. Задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность):
• диалоги этикетного характера;
• обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;
• развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих;
• сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка;
(Слайд 9) Существует пять основных принципов педагогической техники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД. Они Вам хорошо известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
1. Принцип свободы выбора.
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения.
2. Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу, историю» - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать». Учитель привлекает детей к усвоению новых знаний. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи.
Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности (высокого КПД)
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе учения. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников, и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
(Слайд 10) Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний. Поэтому перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.
А ученик должен искать и находить для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Учитель же создаёт условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Этому способствует включение в процесс обучения игровых учебных ситуаций, заданий творческого характера, использование активных приемов учения.
Немецкие ученые провели исследования и доказали, что человек запоминает
10% прочитанной информации
20% услышанной информации
30% увиденной информации
50-70% полученной при работе в группе
80% при самостоятельной работе и формулировании проблемы
90% в реальной деятельности, вырабатывая и принимая решения, формулируя выводы и прогнозы.
(Слайд 11) Значит основной задачей педагога в современных условиях образования является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения. АМО - методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Они обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы для эффективности образовательного процесса и гарантированного достижения запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Активные методы обучения хороши на каждом этапе учебного занятия.
(Слайд 12) 1.НАЧАЛО УРОКА
Обучая детей планированию работы на уроке, помогаем им научиться определять последовательность работы. Обучаем детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует коммуникативные и познавательные УУД.
«Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное. Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Начало урока является одним из важных этапов: «A good beginning makes a good ending». Задача речевой зарядки - ввести учащихся в атмосферу иноязычного общения. Учитель на этом этапе – сразу вводит обучающихся в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный организационный момент речевой или фонетической зарядкой в форме деятельностных дидактических игр – warmers. Эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе фольклорные и песенные материалы (поговорки, пословицы, скороговорки, песни).
Так для начала занятия можно использовать такой метод как «Летающие поговорки». Учащимся выдаются поговорки. Одним начало поговорки, другим - окончание. Дети должны сопоставить части поговорок и объединиться в команды или группы. Данный метод дает возможность развивать лексические, фонетические навыки языка.
ALLROADS ….. | …в чужой монастырь не ходят. |
WheninRome,… | …..ВЕДУТ В РИМ |
EASTORWEST… | …. АДОМУЛУЧШЕ! |
ВСЕ ДОРОГИ ….. | …HOME IS BEST |
Со своим уставом,… | …do as Romans do. |
В ГОСТЯХ ХОРОШО,…. | …. LEADS TO ROME |
(Слайд 13) 2. «ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»
Необходимо обучить детей умению ставить проблему. Поэтому, первым этапом работы с классом является обучение умению ставить проблему и находить пути ее решения.
Что же нужно для решения проблемы? Самым сложным, но и самым эффективным приемом, является создание проблемной ситуации. Для этого классу предлагается практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение. Далее планируется побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинается с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Этап постановки проблемы завершается.
- Побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
- Подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).
В ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
(Слайд 14) !Возникающие проблемы:
- Не все учащиеся готовы дать ответы на поставленные вопросы, могут не понимать смысл вопроса, а затем затрудняться в развертывании ответа.
- Сложнее организовать этап постановки проблемы учебного занятия на иностранном языке (ограниченный словарный запас, уровень владения речевыми моделями у разных учащихся отличается).
- Уровень развития коммуникативных УУД не высок, большинство предпочитает, не вступать в коммуникацию, детям привычно узнать правильный ответ от учителя, а не попытаться решить проблемное задание.
Возможные пути преодоления проблемы:
- Использование наглядных, образных средств, с помощью которых можно ярко подвести к ознакомлению с новым явлением, правилом, понятием.
- Использование видеороликов, видеофрагментов с целью погружения в учебную ситуацию.
- Подбор и разработка учебных ситуаций проблемного характера и систематическое использование их на разных этапах учебного занятия.
- Проблемные ситуации, задания могут вводиться не только в начале урока, но и при выполнении упражнений, преследующих данные цели, и на других этапах урока.
(Слайд 15) 3. «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»
Первым условием реализации системно-деятельностного подхода является создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения и наличие у них конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Как отмечал Д.Г. Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя.
С целью создания условий для формирования активного целеполагания на уроке, формирования учебной мотивации можно использовать следующие приёмы.
1) Формулировка темы урока в виде вопроса. Учащиеся же должны построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Для урока иностранного языка это не простая задача, но если давать детям возможность самостоятельно сформулировать вопрос, тему урока на ИЯ (пусть сначала с ошибками и поиском нужных слов) и предположить пути решения данной задачи самостоятельно, тогда поэтапно ученики подходят к тому, что самостоятельно научатся формулировать тему и цель предстоящей деятельности.
2) Проведение работы над понятием, которое входит в название темы урока. Например, при изучении темы "What are you going to do?(Что вы собираетесь делать?)" данное понятие раскрывается через просмотр небольшого видеоролика, который помогает учащимся понять значение данной грамматической конструкции.
3) Организация подводящего диалога, представляющего собой систему вопросов и заданий, активизирующих логическое мышление учеников. При составлении подводящего к теме диалога необходимо подобрать логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
A: I like to go to school. I have a lot of friends there. Do you like to study?
B: Yes, I like to study. English and Information Technology are my favourite subjects.
Monday | Tuesday | Wednesday | Thursday | Friday | |
9.00 – 9.45 | Maths | Russian | |||
9.55-10.40 | Russian | Maths | |||
10.50-11.35 | Literature | Biology | |||
Lunch break | |||||
12.05-12.45 | PE | English | |||
12.55-13.50 | Drama | Geography | |||
14.00-14.40 | Art |
Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, не стоит акцентировать на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, можно задать следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.
На этапе выяснения целей и ожиданий могут использоваться такие методы как «Список покупок», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Хранилище забот», «Вырасти цветок», «Магический круг».
Например, АМ «Дерево ожиданий» позволяет учащимся самим сформулировать цели и задачи урока.
Видеоряд дает учащимся представление о дальнейшей теме мероприятия. Так, увидев следующий видеоряд, учащиеся на вопрос учителя «О чем мы планируем поговорить сегодня?» отвечают…..
4) Приём «собери слово», направленный на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового. Например, тема урока "Sport" формулируется при выполнении задания: make a new word from the first letters: "Strong, Play, Organize, Run, Train".
5) Приём «яркое пятно», состоящий в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Это могут быть сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и другой интригующий материал.
6) Прием «группировка». Предлагаем детям ряд слов, звуков, конструкций, цифр разделить на группы, обосновывая свои высказывания.
7) Прием «исключение». Например, предлагаем прослушать и запомнить ряд слов. Далее дети отвечают на вопросы: «Что общего во всех словах?», «Кто лишний в этом ряду?».
8) Приём «домысливание». Тему урока предлагаем в виде неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Данные приёмы результативны, интересны и доступны ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
(Слайд 16) 4. «ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ»
Следующим условием реализации деятельностного подхода является выполнение действий для приобретения недостающих знаний. Они могут быть самыми разнообразными: восприятие сообщений, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации; наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне её; сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме; предметно-практические действия; подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез; выполнение различных задач и упражнений.
Стараемся не вводить знания в готовом виде. Дети "открывают" их сами: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Мы лишь направляем эту деятельность и подводим итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость для детей и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ребятам очень нравится быть в роли исследователя. А учителю значительно интереснее слышать разные гипотезы от детей, чем рассказывать одно и то же, не зная, как к этому относятся дети (то ли понимают материал – то ли нет, слушают твоё объяснение или делают вид, что слушают).
Для представления нового материала можно использовать такие АМ как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Так «Инфо-угадайка» позволяет развивать мышление и формировать и активизировать лексические навыки.
По мнению Л. М. Фридмана главной задачей школы является, во-первых, развитие самодеятельности учащихся в учебном процессе, чтобы доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся мотивы познания окружающего мира. Во-вторых, в обучении учащихся собственной деятельности по овладению учебным предметом. Развитие самодеятельности и самоорганизации учащихся в учебном процессе предполагает такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им.
Ярким примером реализации принципов развития самодеятельности и самоорганизации является использование учителем визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор) на уроке.
В обучении английскому языку могут быть использованы опорные схемы, разработанные на странице http://vk.com/learnenglish «Визуальный английский», которые очень удобны для запоминания английских правил.
Опорные схемы представляют собой словесно-графическое отображение изучаемого практического вопроса, логически разделенного на основные и второстепенные элементы.
Схемы могут с высокой эффективностью применяться учителями на занятиях, а обучаемыми - во время самоподготовки.
В своей работе при объяснении грамматики я обращаюсь к технологии опорных схем. С 5 класса учащиеся заводят специальную тетрадь по грамматике Grammar Copybook, где заносят все правила, пройденные на уроках. Эта тетрадь служит им до 9-11 класса. Из года в год правил становится всё больше, потому учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме и вносят дополнения. Известно, у человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Технология опорных схем на уроках английского языка ведёт как к речевому развитию, так и грамотности учащегося. А далее развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
(Слайды 17-24) 5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением учащимися осознанных учебных действий. Это должно проходить поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. Сначала реализуется первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся фронтально, в группах, парах решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма вслух.
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату. Поэтому особое внимание уделяем осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками-напоминаниями, памятками, помогающими самостоятельно справиться с задачей.
6. «ЗАКРЕПЛЕНИЕ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА»
Далее следует самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа мы используем индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. При этом стараемся создать ситуацию успеха для каждого ученика, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Важным звеном в реализации деятельностного подхода к обучению является формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу. Для этого часто используется приём – «Поиск и исправление специально допущенных ошибок». При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!
АМ «Светофор» я использую для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки, выбирая правильные грамматические формы.
АМ «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста, учащиеся по цепочке говорят: "Я прочитал....", "Я знал...", "Я узнал…".
АМ «Рынок мнений» необходим для работы с диалогическими и монологическими высказываниями.
(Слайд 25) Очень интересно и полезно для учащихся использование CHANTS, то есть джазовых мелодий в качестве ритмической и мелодической основы для формирования речевых навыков употребления той или иной речевой формы и обучения типичным правилам речевого поведения. Выучить фразы в стихотворной форме значительно легче, чем отрывок прозы, поэтому и структуры, ритмически и мелодически оформленные, запоминаются легко и надолго.
Успешность развития регулятивных, познавательных и коммуникативных действий зависит от выбора конкретных методов и форм обучения. В первую очередь необходимо учесть цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий, потому что сегодня на первый план мы выдвигаем компетентностный подход к обучению. А компетенция – это «знание в действии». Главное – преодолеть разрыв между знаниями и умениями.
Следовательно, важное место должны занимать те учебные задания, которые учитель дает ребенку для самостоятельной деятельности, т. к. действовать он может научиться только в процессе действий.
! Проблемы, возникающие на этапе самостоятельной работы:
- Дети не всегда способны использовать предложенный алгоритм, схему, стратегию выполнения задания, поэтому допускают ошибки;
- Невнимание при выполнении самостоятельной работы, неумение анализировать свои действия, выявлять недостатки выполненной работы, корректировать ошибки (несформированность регулятивных УУД).
(Слайд 26) РАБОТА В ГРУППАХ
Большое внимание уделяем заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах, в смешанных группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличиваем. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя».
Для включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач предлагаем учащимся задания, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта. Для включения нового знания в систему знаний предлагаем детям задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса являются групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности.
При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа постоянно включаем работу в парах, микро и макро группах. При обучении детей в соответствии с требованиями стандарта второго поколения групповая работа начинает занимать ведущее положение, так как через нее осуществляется реальная практическая деятельность, что особенно важно для языковых занятий, при обучении коммуникации.
!Возникающие на этапе групповой работы проблемы:
- Неумение учащихся правильно организовать свою деятельность в группе, определить и реализовывать свою роль в общей коллективной деятельности;
- Неумение договариваться о ходе совместной работы;
- Неумение распределять роли при диалогической речи, дискуссионных и ролевых заданиях;
- Споры при выборе лидера, ответственного группы;
- Отсутствие необходимых регулятивных навыков, навыков самоконтроля саморегуляции и самокоррекции.
Возможные пути преодоления проблемы:
- Систематическое и регулярное включение различных видов групповых заданий (смешанные группы, диалог, ролевая игра, инсценировка, работа в малых и больших группах, дискуссия, круглый стол, беседа, интервью и др.) на разных этапах работы;
- Включение мини-проектов, коллективных творческих заданий, изготовление коллажей с последующей презентацией готового продукта;
- Совместные КТД (участие во внеклассных мероприятиях, конкурсах, играх)
(Слайд 27) МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Ресурсы сети интернет предлагают учителю широкое поле возможностей их использования:
-аутентичные фильмы и аудиозаписи – для развития навыка аудирования и знакомства с культурой и историей страны изучаемого языка;
- фотографии - для развития навыка устной монологической и диалогической речи (демонстрационные материалы различных издательств);
- on-line тесты различных сайтов;
- грамматические справочники и словари – для развития навыка самостоятельной работы и рефлексии (ABBYY on-line, Study);
- социальные сети – для развития навыка письменной речи, переписка с детьми из разных стран на английском языке (Facebook, vkontakte);
- аутентичные и адаптированные тексты для развития навыка просмотрового, выборочного и поискового чтения (British Council).
-электронные приложения с использованием различных приемов работы:
- прием языковой догадки (дети пробуют соотнести звуковой образ слова с соответствующей иллюстрацией), затем проверяют себя по словарю;
- отработка правильного произношения новых слов за звуковым словарем (хором и индивидуально);
- работа в парах со словарем (один учащийся, используя словарь, называет слово, другой соотносит с картинкой);
- построение предложений с опорой на схему и без нее (схема выведена на экран компьютера);
- использование новых слов в роли опорных для составления текстов по изучаемой теме (пример текста на экране);
- использование электронных тренажеров упрощает процесс запоминания учащимися материала (лексики и грамматического материала), увеличивает эффективность работы учителя и учащихся на уроке, повышает мотивацию и интерес к предмету. При работе с тренажером перед преподавателем могут стоять различные цели, можно использовать разнообразные приемы работы, направленные на формирование, развитие и совершенствование лексико-грамматических навыков на основе заданий, разработанных для различных аспектов английского языка.
RELAXATION TIME
Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей. Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
И, в заключение, подводя итог, реализуем рефлексию учебной деятельности на уроке. При этом фиксируется новое содержание и организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности: Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать. Для подведения итогов можно использовать АМ «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: "Хорошо...", "Интересно...", "Мешало...", "Возьму с собой с данного мероприятия...".
(Слайд 28-29) Можно утверждать, что все современные инновационные приемы и технологии имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности. АМ и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Таким образом, внедрение в практику перечисленных методических приемов, стратегий и технологий позволяет учителю формировать УУД всех четырех групп.
(Слайд 30) И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных», интегрированных уроков, попробуйте различные виды ролевых игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным только благодаря формированию системы УУД.
Литература:
3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок [Текст]/ Е.Л. Мельникова.- Ростов-н/Д, 2006.
4. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО [Текст] / Л.Г.Петерсон. – М., 2007.
5. Петерсон, Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода [Текст] / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, Т.Г.Кудряшова. – М., 2006.
2. Мельникова, Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. [Текст] / Е.Н.Мельникова // Сб. программ / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Баласс, 2008.
5. Петерсон, Л.Г. Что значит «уметь учиться» [Текст]/Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева и др. – М., 2008.
6. «Школа 2000…» [Текст] // Непрерывность образования: дидактическая сис-темадеятельностного метода. Вып. 5. – М., 2005.
7. Копилочка активных методов обучения. Интерактивный материал. Международный Институт ЭкоПро.
8. А. Васильева, Применение методов активного обучения в учебном процессе, http://vasilievaa.narod.ru/mu/ucheb/StMU2.htm
9. Активные методы обучения в образовательном процессе, www.moi-amour.ru, май 2012
10. Образовательные технологии новых стандартов. Часть I. "Технология АМО", http://www.moi-universitet.ru/ebooks/AmoBook/amobook/
11. Бесплатный электронный курс "Активные методы обучения", http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
12. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
13. Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка», Выпуск-2.-Санкт-Петербург, 2012- 58 стр., ООО «ТМУАЯ-ПРЕСС».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебного процесса
Данный материал поможет молодым учителям в подготовке уроков....
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса в Ресурсном Центре
Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологий дистанционного обучения в Ресурсном центре....
Новые формы организации образовательного процесса
Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...
Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.
В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...
Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»
Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...
Новые формы организации учебного процесса, позволяющие формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся
ФГОС ориентирует нас на «портрет выпускника школы»:•мотивированный на творчество и инновационную деятельность;•готовый к сотрудничеству,•способный осуществлять учебно...