Программа дополнительного образования
методическая разработка (английский язык, 10 класс) по теме

Штыркова Елена Геннадьевна
Програма дополнительного образования по краеведению Тамбовской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 г. ТАМБОВА

Утверждена на заседании

 методического совета

МОУ СОШ № 31 г. Тамбова

от __ «___________» 2010 Приказ №____

_________________/ В. Б. Петров

Дополнительная образовательная программа

 

 «Путеводитель по Тамбовскому краю»

для учащихся 10-11 классов

(срок обучения –2 года)

Составитель:

Е. Г. Штыркова         учитель английского языка

МОУ СОШ №31 г. Тамбова

Тамбов

2010 год


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31 г. ТАМБОВА

Утверждена на заседании

 методического совета

МОУ СОШ № 31 г. Тамбова

от __ «___________» 2010 Приказ №____

_________________/ В. Б. Петров

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Путеводитель по Тамбовскому краю»

для учащихся 10-11 классов

(срок обучения –2 года)

Составитель:

Е. Г. Штыркова         учитель английского языка

МОУ СОШ №31 г. Тамбова

Тамбов

2010 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Учреждение: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Тамбова

Полное название программы: Путеводитель по Тамбовскому краю.

Сведения об авторе:

Ф. И. О.: Штыркова Елена Геннадьевна

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Тамбова

Должность: учитель английского языка

Категория: вторая

Стаж работы: 9 лет

Сведения о программе:

Область применения: дополнительное образование в области «иностранный язык»

Нормативная база: Закон об образовании РФ; Концепция модернизации российского образования

Возраст детей: 16 – 18 лет.

Сроки реализации: 1 год – 72 часа , 2 год – 72 часа.

Продолжительность – 2 года  (144 часа)

Направление: интеллектуально-познавательное


Пояснительная записка

программы дополнительного образования

«Путеводитель по Тамбовскому краю»

Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

Новизна и актуальность. Цель предмета «Иностранный язык»- формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартам по иностранным языкам и примерной программой. Однако познание культуры страны изучаемого языка является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления родной культуры. Доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранным языкам в средней школе может привести к тому, что учащиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению. Необходимо научить школьников говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства. Страноведение нашей страны в учебниках представлено недостаточно. Краеведческий материал о различных регионах отсутствует полностью, так как невозможно включить в учебник материал обо всех субъектах Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысяч сел и деревень. Согласно Стандарту основного общего образования по иностранным языкам учащиеся должны уметь представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Учащиеся должны уметь оказать помощь зарубежным друзьям, приехавшим в Россию, в родной город: встретить, познакомить с родным городом, пригласить в гости в свою школу, семью, обсудить с ними различные проблемы. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Основной целью программы является развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета иностранный язык с акцентом на изучении истории и культуры родного края.

Задачи:

  1. социальная адаптация учащихся в условиях быстрого социально-экономического развития региона;
  2. формирование творческой индивидуальности личности, усвоившей духовные ценности и традиции малой родины, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей родного края.
  3. воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края;
  4. пробуждение интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям;
  5. расширение кругозора учащихся;
  6. формирование умений и навыков ведения поисковой и исследовательской работы в экскурсиях, музеях, архивах;
  7. пробуждение интереса к изучению жизни и природы своего края;
  8. интеграция различных образовательных областей;
  9. развитие умения получать информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
  10. становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

В результате изучения краеведческого материала учащиеся 

Использование регионального компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:

  1. повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предмета;
  1. поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.

Отличительные особенности. При обучении по данной программе учащиеся не только познакомятся с историей, географией, экономикой и культурой родного края, но также овладеют навыками общения на английском языке по изученным темам. Данный курс поможет учащимся частично овладеть способами исследовательской деятельности, развить познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся. У учащихся сформируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.

Формы и методы и приемы обучения.

        Работа с краеведческим материалом  предусматривает разнообразные формы работы:

  1. лекции
  2. самостоятельную работу с книгой и документом
  3. экскурсии, в том числе виртуальные экскурсии;
  4. осмотр памятников истории культуры;
  5. ученические исследования;
  6. проектную деятельность;
  7. выступления с сообщениями, докладами на уроках

        Учитель может использовать современные эффективные методы и приемы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии, а также создать условия для формирования самооценки обучающихся.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ученик должен знать:

  1. основные этапы развития и события истории области;
  2. личности знаменитых земляков;
  3. достижения культуры;
  4. виды исторических, литературных и природных  источников;
  5. виды ландшафтных памятников и памятников природы;
  6. связь региональной культуры с культурой России и мира;
  7. географические и экономические особенности области;
  8. наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.

Ученик должен приобрести умения:

  1. творчески  и аргументировано вести дискуссию и отстаивать своё мнение ;
  2. соотносить события отечественной, региональной и мировой истории;
  3. рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках;
  4. давать описание исторических событий и памятников истории, литературы и культуры;
  5. объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;
  6. проводить очные и заочные экскурсии по родному краю
  7. осуществлять проектную деятельность межпредметного характера с использованием различных информационных технологий.

Формы контроля.

  1. Устный зачет
  2. Презентации проектных работ учащихся.
  3. Викторины.
  4. Написание эссе, писем, статей.
  5. Ролевые игры.
  6. Доклад.
  7. Сообщение.
  8. Проверочные работы.

Формы и режим занятий: Занятия проходят в виде лекций, бесед, самостоятельных работ, выполнение творческих и проектных работ, выполнения заданий типа устной и письменной части ЕГЭ по изученному материалу.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 16 – 18 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): 1 год – 72 часа (2 часа в неделю), 2 год – 72 часа (2 часа в неделю).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

10 КЛАСС

(72 ЧАСА)







№ п/п







НАЗВАНИЕ ТЕМЫ


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ







ФОРМА КОНТРОЛЯ

ВСЕГО

ЛЕКЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

1. Вводное занятие (1 час)

1.1

Входная контрольная работа .

1

1

Тест

2. Символика Тамбовской области (17 часов)

2.1

Понятие геральдики. Основные принципы создания геральдических символов. Символика РФ.

2

1

1




Проектная работа «Мой символ»

(2 часа)

2.2

Герб Тамбовской области.

3

1

2

2.3

Гербы городов Тамбовской области.

3

1

2

2.4

Флаг Тамбовской области.

2

1

1

2.5

Гимн Тамбовской области.

2

1

1

2.6

Неофициальные символы Тамбовской области.

1

1

2.7

Легенды Тамбовской области.

2

2

3. История Тамбовского края. ( 22 часов)

3.1

Основание крепости Тамбов.

3

1

2




Исследовательская работа «Памятники моего города». Защита представленных работ.

(3 часа)

3.2

Первые поселенцы.

2

1

1

3.3

Тамбовская область в 17 – 18 веках.

2

1

1

3.4

Тамбовская область в 19-20 веках

2

1

1

3.5

Великая отечественная война.

3

1

2

3.6

Памятники и памятные места, посвященные людям, погибшим во время несения службы в войнах и горячих точках (ВОВ, Афганистан, Чеченская война, Осетия).

1

1

3.7

Посещение одного или несколько музеев из ниже перечисленных (Краеведческий музей, музей истории медицины, музеи школ города Тамбова и Тамбовской области и других мест)

6

6

4. География Тамбовского края. (16 часов)

4.1

Географическое положение тамбовской области.

3

1

2

Зачет

(2 часа)

4.2

Климат

3

1

2

4.3

Растительный и животный мир.

3

1

2

4.4

Население тамбовской области.

2

1

1

4.5

Экологическая ситуация в Тамбовской области.

3

1

2

5. Промышленность и сельское хозяйство Тамбовской области. (14часов)

5.1

Промышленность города Тамбова.

2

1

1

Ролевая игра «Рекламная компания»

(2 часа)

5.2

Транспорт.

1

0,5

0,5

5.3

Промышленность городов и сел Тамбовской области (Рассказово, Кирсанов, Мичуринск, Моршанск, Тулиновка и др.).

2

1

1

5.4

Сельское хозяйство.

2

1

1

5.5

Лесное хозяйство.

2

1

1

5.6

Животноводство  в Тамбовской области.

2

1

1

5.7

Коневодство.

1

0,5

0,5

6.Итоговый устный зачет по четырем темам. (2 часа)

6.1

Итоговый зачет

2

2

Зачет

ИТОГО:

72


11 КЛАСС

(72 ЧАСА)

 







№ п/п







НАЗВАНИЕ ТЕМЫ


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ







ФОРМА КОНТРОЛЯ

ВСЕГО

ЛЕКЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ

7. Достопримечательности Тамбова. (17 часов)

7.1

Виртуальная экскурсия по городу Тамбову.

1

1



Ролевая игра «Виртуальная экскурсия по городу Тамбову».

(2 часа)

7.2

Моя малая родина - Тамбов

1

1

7.3

Улицы Тамбова.

1

1

7.4

Архитектурные ансамбли Тамбова.

2

1

1

7.5

Памятники Тамбова.

1

1

7.6

Парки Тамбова.

1

1

7.7

Тамбовский драматический Театр. Тамбовский театр кукол.

1

1

7.8

Тамбовская государственная филармония.

1

1

7.9

Музей волка.

1

1

7.10

Дом-музей Г. В. Чичерина.

1

1

7.11

Музей истории медицины.

1

1

7.12

Церкви и храмы Тамбова.

1

1

7.13

Тамбовская областная картинная галерея.

1

1

7.14

Альтернативное искусство (граффити).

1

1

8. Города Тамбовской области. (15 часов)

8.1

Мичуринск. История, промышленность  и достопримечательности города. Музей-усадьба А.М.Герасимова. Дом-музей И.В.Мичурина. Могила И.В.Мичурина. Боголюбский собор (1873 г., арх. К.А.Тон). Ильинская церковь (1781 г.). Дом князей Голицыных. Мичуринский театр драмы

Виртуальная экскурсия по городу Мичуринску.

5

1

4






Ролевая игра «Сувенирная лавка»

(2 часа)


Проектная работа на одну из перечисленных тем:

 «Будущее моего города», «Город в котором я живу».

(2 часа)

8.2

Моршанск. История. Экономика. Достопримечательности города.

3

1

2

8.3

Котовск. История. Экономика. Достопримечательности города.

1

1

8.4

Рассказово. История. Экономика. Достопримечательности города.

2

1

8.5

Кирсанов. История. Экономика. Достопримечательности города.

1

1

9. Учеба и отдых молодежи Тамбовской области. (13 часов)

9.1

Учебные заведения Тамбовской области. ТГУ им. Г. Р. Державина, ТГТУ, Институт имени С.В.Рахманинова,

2

1

1



Проект «Поколение next выбирает …»

(2 часа)

9.2

Областная универсальная научная библиотека имени А.С.Пушкина

1

1

9.3

Спорт (Дворцы спорта, спортивные школы, знаменитые спортсмены).

2

2

9.4

Танцевальные коллективы «Цвета радуги» и «Ивушка». Академия искусств.

1

1

9.5

Музыкальные школы.

1

1

9.6

Художественные школы.

1

1

9.7

СМИ Тамбова и Тамбовской области.

3

1

2

10.Знаменитые люди Тамбовской области. (23 часа)

10.1

Художники (Герасимов, Нестеров, Отнякин и другие).

3

1

2

Исследовательская работа «Великие люди Тамбовщины»

(2 часа)






Проект «Доска почета(2 часа)


Викторина

10.2

Политические деятели (Державин, Чичерин, Антонов-Овсеенко, Коваль).

2

1

1

10.3

Литературные деятели (Боратынский, Сергеев-Ценский, Жемчужников, Дорожкина, Румянцева).

2

1

1

10.4

Музыканты и актеры (Агапкин, Зельдин, Верстовский, Рахманинов).

2

1

1

10.5

Ученые (Мичурин, Вернадский).

2

1

1

10.6

Экскурсия по выбору учителя Дом-музей И.В.Мичурина. Могила И.В.Мичурина. Дом-музей С.В.Рахманинова в Ивановке

6

10.7

Герои войны (Лука, Зоя Космодемьянская, Петров)

2

1

1

11. Заключительное занятие. (4 часа)

11.1

Итоговая проектная работа «Добро пожаловать в Тамбов!»

2

2

Защита проекта

11.2

Итоговый устный зачет.

2

2

Зачет

ИТОГО:

72


Содержание

 программы дополнительного образования

«Путеводитель по Тамбовскому краю»

(144 часа)

10 класс (72 часа)

1. Вводное занятие. (1 час)

Практика: Входная контрольная работа на выявление имеющихся знаний по курсу краеведения Тамбовской области.

2. Символика Тамбовской области. (17 часов)

Лекции: Понятие геральдики. Основные принципы создания геральдических символов. Символы Тамбовской области. Символика городов Тамбовской области. Герб. Гимн. Флаг. Неофициальные символы Тамбовской области. Легенды Тамбовской области (Легенда о Цне. Cказ о гербе Тамбовском. Легенда о коменданте Булдакове).

Практика: Знакомство и отработка лексики по теме «Символика», знакомство с геральдической терминологией. Трехфазовая работа с текстами по теме «Символика Тамбовской области» и «Легенды Тамбовской области». Составление монолога в формате ЕГЭ «Неофициальная символика Тамбовского края». Стратегии подготовки монолога в формате ЕГЭ. Проектная работа создание символики школы и защита своего символа.

3. История Тамбовского края. (22 часа)

Лекции:  Крепость Тамбов. Первые поселенцы. Тамбов в 17 – 18 веках. Влияние Г. Р. Державин на развитие Тамбовской области. Тамбов в 19-20 веках. Великая отечественная война. Памятники и памятные места, посвященные людям, погибшим во время несения службы в войнах и горячих точках (ВОВ, Афганистан, Чеченская война, Осетия).

Практика: Знакомство и отработка лексики по теме «История Тамбовского края», знакомство с исторической  терминологией. Трехфазовая работа с текстами по истории Тамбовской области. Посещение одного из музеев (Краеведческий музей, музей истории медицины, музеи школ города Тамбова и Тамбовской области и других мест) с последующим выполнением творческой работы (эссе «Новые факты из истории моего города»», презентация «История одного города»). Ролевая игра «Роль Тамбовской области в ВОВ». Исследовательская работа «Памятники моего города». Защита представленных работ.

4. География Тамбовского края. (16 часов)

Лекции: Растительный и животный мир. Население. Климатические условия. Красная книга Тамбовской области. Воронинский заповедник. Тамбовский (Татарский) вал. Население тамбовской области. Экология Тамбовской области.

Практика: Знакомство и отработка лексики по теме «География Тамбовского края», знакомство с географической терминологией. Трехфазовая работа с текстами по географии Тамбовской области. Составление монолога и диалога в формате ЕГЭ материале данной темы. Выполнение творческих заданий (написание стихотворения о Тамбове, написание статьи)

5. Промышленность и сельское хозяйство. (14 часов)

Лекции: Промышленность города Тамбова. Промышленность городов и сел Тамбовской области (Рассказово, Кирсанов, Мичуринск, Моршанск, Котовск, Тулиновка и другие). Сельское хозяйство. Транспорт (городской транспорт, автотранспорт, железнодорожный транспорт, авиатранспортные перевозки).

Практика: Знакомство и отработка лексики по теме «ЭкономикаТамбовского края», знакомство с экономической терминологией. Трехфазовая работа над текстами по экономике Тамбовской области. Ролевая игра «Рекламная компания»

6.Итоговый устный зачет (2 часа).


11 класс. (72 часа)

7. Достопримечательности Тамбова. (17 часов)

Лекции: Обзорная лекция о Тамбове, его достопримечательностях и особенностях архитектуры.

Практика: Знакомство и отработка лексики. Работа с текстами «Улицы Тамбова», «Памятники Тамбова», «Парки Тамбова», «Тамбовская областная картинная галерея», «Тамбовский драматический Театр и Тамбовский театр кукол», «Музей волка», «Тамбовская государственная филармония», «Церкви и храмы Тамбова», «Альтернативное искусство (граффити)». Практика письменной части ЕГЭ (письмо «Мой город», эссе «Моя малая родина – Тамбов», «Отношение людей к граффити», статья «Город Тамбов»). Практика устной части ЕГЭ (монолог «Самое красивое место в Тамбове», диалог «Лучшая улица»). Ролевая игра «Экскурсия по городу Тамбову».

8. Города Тамбовской области.  (15 часов)

Лекции: Мичуринск: История города. Наукоград. Достопримечательности: Музей-усадьба А.М.Герасимова. Дом-музей И.В.Мичурина. Могила И.В.Мичурина. Боголюбский собор (1873 г., арх. К.А.Тон). Ильинская церковь (1781 г.). Дом князей Голицыных. Мичуринский театр драмы. Моршанск: История города. Достопримечательности: Троицкий собор, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Краеведческий музей, созданный в 1918 году, — гордость Моршанска.

Практика:  Работа с текстами о городах Котовск, Рассказово, Кирсанов. Практика письменной части ЕГЭ эссе. Практика устной части ЕГЭ (диалог) «Куда поехать на экскурсию». Ролевая игра «Сувенирная лавка» Проектные работы «Будущее моего города», «Город в котором я живу».

9. Учеба и отдых молодежи Тамбовской области. (13 часов)

Лекции: Учебные заведения Тамбовской области. СМИ (телевидение, газеты и журналы, радио) в Тамбовской области.

Практика: Работа с лексикой по темам «Спорт», «Учеба», «Свободное времяпрепровождение». Работа с текстами «Спорт (Дворцы спорта, спортивные школы, знаменитые спортсмены)». «Танцевальные коллективы «Цвета радуги» и «Ивушка». «Музыкальные школы». «Художественные школы». Практика устной части ЕГЭ диалог «Выбираем кружок по интересам». Проект «Поколение next выбирает …»

10. Знаменитые люди Тамбовской области. (23 часа)

Лекции: Художники (Герасимов, Нестеров, Отнякин и другие). Политические деятели (Державин, Чичерин, Антонов-Овсеенко, Коваль). Литературные деятели (Боратынский, Сергеев-Ценский, Дорожкина, Румянцева). Музыканты и актеры (Агапкин, Зельдин, Верстовский, Рахманинов). Ученые (Мичурин, Вернадский). Герои войны (Лука, Зоя Космодемьянская, Петров)

Практика: Работа с лексикой. Трехфазовая работа с текстами о знаменитых людях Тамбовской области. Практика письменной части ЕГЭ статья «Великий художник». Исследовательская работа «Великие люди Тамбовщины» Проект «Доска почета». Викторина «Знатоки».

11. Заключительное занятие. (4 часа)

Практика: Итоговая проектная работа: «Добро пожаловать в Тамбов!» Устный зачет.


Учебно-методическое обеспечение программы

дополнительного образования

«Путеводитель по Тамбовскому краю»

Первый год обучения

10 класс

Название раздела

 Формы занятий

Методы  и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Учебное занятие

Выполнение тестового задания, обсуждение результатов

Бланки с тестами

Тест

2

Символика Тамбовской области. Понятие геральдики. Герб. Гимн. Флаг. Неофициальные символы Тамбовской области. Легенды Тамбовской области.

Лекция, учебное занятие,  семинар.

Ответы на вопросы, обсуждение, практическая  работа со справочной литературой, словарями, ресурсами Интернет.

Конспект занятий, мультимедийное устройство, компьютер.


Защита  проектов.

3

 История Тамбовского края. Крепость Тамбов. Первые поселенцы. Тамбов в 17 – 20 веках. Великая отечественная война. Памятники и памятные места.

Лекция, учебное занятие, семинар, виртуальная экскурсия

Ответы на вопросы, обсуждение, практическая работа со  справочной литературой, словарями,   ресурсами Интернет,  работа в группах.

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер.

Защита исследовательской работы

4

География Тамбовского края. Растительный и животный мир. Население. Климат. Экология. Красная книга Тамбовской области.

 Лекция, учебное занятие, семинар, экскурсия

Ответы на вопросы, обсуждение, практическая работа с атласами, географическими картами, справочной литературой, словарями,   ресурсами Интернет,  работа в группах.

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер.

 Зачет

5

Промышленность и сельское хозяйство.

Промышленность городов и сел Тамбовской области

Сельское хозяйство. Транспорт.

Лекция, учебное занятие, семинар,ролевая игра

Обсуждение, ответы на вопросы, практическая работа со  справочной литературой,   словарями,   ресурсами Интернет,  работа в группах,  ответы на вопросы викторины.

   Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер, иллюстрации.

Ролевая игра


Второй год обучения. (11 класс)

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Достопримечательности Тамбова.

Улицы Тамбова. Архитектурные ансамбли Памятники. Парки Музеи. Театры. Галереи.

Лекция, учебное занятие, семинар, дискуссия, экскурсия

Обсуждение, ответы на вопросы, практическая работа со  справочной литературой,   словарями, Интернет,  работа в группах, подготовка  презентаций.

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер, иллюстрации.

Ролевая игра.

2

Города Тамбовской области. 

Моршанск. Мичуринск. Рассказово. Кирсанов. Котовск.

Лекция, учебное занятие, ролевая игра, экскурсия

Обсуждение, ответы на вопросы, практическая работа со  справочной литературой,  иллюстрациями.  словарями, картами   ресурсами Интернет.  

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер, иллюстрации.

Ролевая игра.

Защита проекта.

3

Учеба и отдых молодежи Тамбовской области.

Учебные заведения. Спорт. Танцевальные коллективы. Музыкальные школы. Художественные школы. СМИ.

Лекция, беседа, учебное занятие, семинар,

Обсуждение, ответы на вопросы, практическая работа со  справочной литературой,  иллюстрациями.  словарями, Интернет, работа в группах.

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер, иллюстрации, карты.

Защита проектов

4

Знаменитые люди Тамбовской области.

Художники.


Политические деятели. Литературные деятели. Музыканты и актеры. Ученые. Герои войны.

Лекция, беседа, учебное занятие

Обсуждение, ответы на вопросы, практическая работа со  справочной литературой,  

словарями,  ресурсами Интернет,    Ответы на вопросы викторины

Конспект занятий,   мультимедийное устройство, компьютер

Защита исследовательской работы.


Викторина. Защита проектов

5

Заключительное занятие

Проект

Устный зачет

Подготова к проекту. Защита проекта. Устный зачет.

Мультимедийное устройство, компьютер, билеты к зачету

Защита проекта.

Зачет


Библиография

Список литературы для учителя.

  1. Konina I. A., Donetskaya N. B., Nekhorosheva A. V., Shtyrkova E. G. Guid To Tambov Region Studies. – Москва: Астрель, 2010.
  1. Атлас Тамбовской области. – М., 1981. – 30с.
  2. Белкин А.М. Воплощая эпопею о земле: (К 80-летию со дня рождения Н.Е. Вирты) Тамб. правда. -1986. — 11 окт.
  3. Горбунова Д.П. Тамбовчанки в боях за Родину. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1982. – 78с.
  4. Города Тамбовской области: Экономико-географический очерк. – Тамбов: Тамбовская правда, 1956. – 109с.
  5. Дом Жемчужникова в Тамбове, где скончался поэт-памятник литературного Тамбова XIX в. // Лит. Тамбов. — 1989. — № 2 (апр.). — С. 1., ил.
  6. Дьячков А.Н. Дом, в котором жил поэт А.М. Жемчужников // Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР Тамбовская область. — М., 1978. — С. 75–77.
  7. Емельянова Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1984. – 157с.
  8. Желтов Н.М. Леса Тамбовской области: Учебное пособие. – Тамбов, 1991. – 98с.
  9. Земля Тамбовская. – М.: Планета, 1982. – 215с. 
  10. Илешин Б. «Я остаюсь еще пред Родиной в долгу…»: (А.М. Жемчужников и Тамб. край) // Илешин Б Литературные тропинки отчего края — М.: Сов. Россия, 1986. — С. 117–138.
  11. Илешин Б. Из истории «Тамбовской казначейши» // Илешин Б. Литературные тропинки отчего края. -М.: Сов. Россия, 1986. — С. 58–71.
  12. Илешин Б. Литературные тропинки, отчего края. – М.: Советская Россия, 1986. – 204с.
  13. Илешин Б. Свидетели живые. — Тамбов, 1960. — С. 4–7
  14. Илешин Б. Литературного прошлого нашего края. — Тамбов, 1956. — С. 10–19.
  15. Левин Л. «У каждого из нас есть свой Тамбов »: К 80-летию со дня рождения Н. Вирты // Лит. газ. -1987. — 28 янв. (№ 5). — С. 6.
  16. Никулин И., И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1969. – 197с. 
  17. Пешков В. Страницы прошлого читая. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. 1ид-во, 1972. — 203 с.
  18. Рязанов В.Е. Край наш тамбовский. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1974. – 80с. 

Список литературы для учащихся.

  1. Konina I. A., Donetskaya N. B., Nekhorosheva A. V., Shtyrkova E. G. Guid To Tambov Region Studies. – Москва: Астрель, 2010.
  2. Очерки истории культуры Тамбовского края. – Тамбов: Издательство МИНЦ, 1993. – 159с.
  3. Атлас Тамбовской области. – М., 1981. – 30с.
  4. Земля Тамбовская. – М.: Планета, 1982. – 215с. 
  5. Рязанов В.Е. Край наш тамбовский. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1974. – 80с
  6. Города Тамбовской области: Экономико-географический очерк. – Тамбов: Тамбовская правда, 1956. – 109с.

Интернет ресурсы:

  1. http://odb.tamboff.ru/tambov/liter_gemchugnikov.html
  2. http://odb.tamboff.ru/tambov/liter_zaharin.html
  3. http://tambovwolf.ru/attractions/tambovatt28.html
  4. http://www.kraeved.ru/tegi/v-t-dorozhkina
  5. http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/com_img/shat_img/sopka.mid (midi file)
  6. http://www.zavkom.com/
  7. www.kraeved.ru
  8. www.regadm.tambov.ru
  9. www.tstu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...