Организация дистанционного обучения английскому языку на базе компьютерных телекоммуникаций
материал по английскому языку по теме
Дистанционное обучение английскому языку. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций. Разновидности технологических основ дистанционного обучения английскому языку. Эффективность дистанционного обучения.Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку. Формы и специфика дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distancionnoe_obuchenie_angliyskomu_yazyku.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ.
Возможные формы дистанционного обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Рассмотрим возможные виды и формы дистанционного обучения. | ||||||||||||||
Обучение, базирующееся на интерактивном телевидении (two-way TV) при всей его привлекательности, возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя английского языка, имеет и свои минусы. Дело в том, что при таком обучении английскому языку, практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий. | ||||||||||||||
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения английскому языку, обусловлено возможностями, о которых говорилось выше. Особенно очевидны становятся эти возможности, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор "присутствия", фактор общения с носителем языка, создания языковой среды и использование видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, носителем языка из страны, язык которой изучается. Однако в настоящее время это чрезвычайно дорогостоящие технологии. | ||||||||||||||
Наиболее приемлемым на сегодняшний день, учитывая экономические возможности большинства населения, это сочетание CD-ROM дисков с компьютерными телекоммуникациями, где диски выступают в качестве компонента курса, на котором дается основная информация, подлежащая усвоению, а необходимый справочный материал размещается на сервере образовательного учреждения, осуществляющего процесс обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Эта информация запрашивается обучаемым по мере необходимости. Одновременно осуществляется управление всем учебным процессом со стороны преподавателя-куратора курса, организуется работа в парах, группах, коллективные обсуждения, тестирование. Такое сочетание может дать действительно хороший результат при условии грамотной в методическом отношении разработки мультимедийных и телекоммуникационных курсов. | ||||||||||||||
К большому сожалению, рынок дает не только обилие продукции, но и явно некачественную продукцию, создаваемую отнюдь не квалифицированными методистами, а людьми, не имеющими ни малейшего представления о методике обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Надо помнить, что речь в данном случае идет фактически об электронных учебниках, модульного характера, имеющих очень большую специфику и потому разрабатывать их должны квалифицированные ученые - методисты, даже не просто учителя, а именно методисты, владеющие к тому же компьютерными телекоммуникационными технологиями. Имея в виду различные варианты и модели дистанционного обучения английскому языку, описанные выше, на ближайшую перспективу в нашей стране наиболее реально организация дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, как региональных, так и глобальных с использованием CD-ROM . | ||||||||||||||
При этом в зависимости от экономических возможностей регионов очень важно предусмотреть различные варианты технологической основы такого обучения : | ||||||||||||||
1-ый вариант - обмен только текстовыми файлами в режиме электронной почты (для большинства пользователей пока этот вариант может оказаться единственно приемлемым); | ||||||||||||||
2-ой вариант - использование всех возможностей и информационных ресурсов Интернет и CD-ROM; | ||||||||||||||
3-ий вариант - в дополнение к первому варианту - использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных). По сути дела, это интеграция компьютерных телекоммуникаций в систему образования. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Специфика дистанционного обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Специфика предмета "английский язык" заключается в его деятельностной основе, что предусматривает необходимость организации самостоятельной деятельности учащихся, предоставления каждому обучаемому достаточной практики в соответствующем виде речевой деятельности, в упражнении по формированию соответствующих навыков. Одновременно, изучение английского языка, как показывает многолетняя история развития методики преподавания английского языка в мире, наиболее эффективно, если оно опирается на три основные закономерности: | ||||||||||||||
1. При овладении любым видом речевой деятельности необходимо опираться на слухомоторные навыки, то есть в основе обучения любым видам речевой деятельности должны быть устные упражнения (отсюда значимость в таких курсах английского языка звуковой основы, либо в сетевом варианте, либо на основе CD-ROM). | ||||||||||||||
2. Овладение английским языком предусматривает необходимость опоры на родной язык обучаемых, что обеспечивает сознательное, а следовательно, и более прочное усвоение. | ||||||||||||||
3. Независимо от избранной методики изучения английского языка, обучение необходимо строить таким образом, чтобы в сознании обучаемого формировалась система языка. | ||||||||||||||
Вот почему, выбирая часто зарубежные курсы английского языка, строящиеся на других методических принципах, особенно, если они не учитывают опору на родной язык обучаемых, если не учитывают необходимость сознательного усвоения языкового материала, пользователь не достигает ожидаемых результатов. | ||||||||||||||
Таким образом, разрабатывая концепцию дистанционного обучения английскому языку, необходимо принимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойства и функции телекоммуникаций, мультимедийных средств в качестве технологической основы обучения, с другой, концептуальные направления дидактической организации такого обучения как элемента общей системы образования на современном уровне, а кроме того, необходимо принимать во внимание специфику обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Основные концептуальные положения обучения английскому языку могут быть изложены следующим образом: | ||||||||||||||
В основе обучения английскому языку дистанционно должна лежать самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в настоящее время. Деятельность каждого обучаемого должна строиться под руководством опытного педагога , то есть на основе интерактивности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы педагог имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемых. Самостоятельная деятельность обучаемого нуждается в эффективной обратной связи как в отношении используемого учебного материала, так и внешней обратной связи при работе в группах, при контактах с преподавателем английского языка. Обучаемый таким образом должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения английскому языку, помимо обучающего курса: с партнерами по курсу (парные, групповые, коллективные); с куратором сервера, с преподавателем. Виды самостоятельной деятельности обучаемых также должны быть разнообразными - индивидуальными, парными, групповыми - обучение в малых группах по принципу обучения в сотрудничестве (cooperative learning), со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения). | ||||||||||||||
Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации подобной системы обучения английскому языку являются следующие : | ||||||||||||||
- коммуникативный принцип, который обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но, главным образом, при работе в малых группах; | ||||||||||||||
- принцип опоры на родной язык обучаемых, что должно находить отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом, при формировании ориентировочной основы действий; | ||||||||||||||
- принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого материала на английском языке; зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств, организации видеоконференций; слуховую наглядность, которая предусматривает необходимость использования определенных программных средств - саундбластеров, CD-ROM , а также организации аудиоконференций; | ||||||||||||||
- принцип доступности, что обеспечивается в дистанционных курсах английского языка не только за счет соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности, но и за счет интерактивного режима работы; интерактивность - ключевое слово не только в общедидактическом плане при дистанционном обучении, оно приобретает особое звучание при организации обучения английскому языку на расстоянии; | ||||||||||||||
- принцип положительного эмоционального фона, формирующий устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого, что чрезвычайно важно при дистанционной системе обучения английскому языку. | ||||||||||||||
Указанные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения английскому языку дистанционно. | ||||||||||||||
Важное значение, в свете сказанного для организации дистанционного процесса обучения английскому языку, имеют следующие факторы: | ||||||||||||||
1. Отбор и организация языкового материала в соответствии с целями и задачами курса. | ||||||||||||||
2.Структурирование курса, его методическая и технологическая организация. | ||||||||||||||
3.Четкое планирование работы группы (организация малых групп, конференций, в том числе при возможности, аудио и видеоконференций, организация систематической отчетности - индивидуальной, групповой). | ||||||||||||||
4.Организация систематических консультаций с преподавателем английского языка и куратором. | ||||||||||||||
5. Установление и умелое поддержание положительного эмоционального фона в группе в целом и у каждого обучаемого в отдельности. Таким образом, дистанцио́нное обуче́ние — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Использование технологий дистанционного обучения позволяет: - снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); - проводить обучение большого количества человек; - повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д. - создать единую образовательную среду. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Оно дает уникальную возможность получать новые знания в различных областях человеческой деятельности, самостоятельно планируя место, время и форму обучения. Используемая литература 1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 2. Полат Е.С., Моисеева М.В. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М., “Академия”, 2006. 3. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М., “Академия”, 2004. 4. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое обрзование. – 2001. – №2
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические основы дистанционного обучения английскому языку
Описание основ при использовании дистанционного обучения английскому языку. Особенности,деятельность, преимущества....
Использование мультимедийного лингвотренажера EN101 в дистанционном обучении английскому языку.
Возможности использования виртуального учебного пособия EN101 при обучении английскому языку....
Проектирование инновационного развития образовательного учреждения КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «Дистанционное обучение английскому языку с использованием современных информационных технологий учащихся с ограниченными возможностями».
Данный материал является разработкой инновационного проекта по внедрению дистанционного обучения по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК...
Обучение английскому языку с использованием компьютерных технологий
Я думаю, что ни для кого не секрет, что компьютер – это одно из современных технических средств и необходимо включение его в учебный процесс от начальной до высшей школы. Его многофункциональность отк...
Дистанционное обучение английскому языку в малокомплектных школах
Данный учебный материал предназначен для учителей, обучающих английскому языку дистанционно. Материал знакомит с дистанционным курсом "Читаем с удовольствием"....
Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Результаты работы программы дистанционного обучения....
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...