Применение ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Миненко Антонина Владимировна

Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения.   В российском образовании назрела проблема «трансформирования» классической системы образования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в системе информационно-коммуникационного образования. С 2011 года образование переходит на ФГОС третьего поколения. При этом информационным технологиям отводиться одна из главных ролей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka.rar141.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учебное заведение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка  

                         Подготовила:

                                                 учитель английского языка

                           Миненко А.В.

Троицк 2013

Введение

                  Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационных технологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательного уровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения.   В российском образовании назрела проблема «трансформирования» классической системы образования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качества в системе информационно-коммуникационного образования. С 2011 года образование переходит на ФГОС третьего поколения. При этом информационным технологиям отводиться одна из главных ролей.

Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Такие глобальные процессы не могут не коснуться и систему образования. Использование информационных технологий в педагогическом процессе становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы заключается в необходимости создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося  в Интернет сообществе.  Поэтому современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Цель работы – изучить опыт  применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы.

Для реализации заявленной цели выдвигаем следующие задачи: 

•        изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике,

•        рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,

•        провести анализ средств ИКТ, рекомендуемых к использованию преподавателями при подготовке к урокам английского языка.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

Однако современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса, но пока не разработаны комплексные научно-методические рекомендации.

Проведенный анализ научно-методической литературы показал, что методика использования инфокоммуникационных технологий при изучении различных дисциплин в российском образовательном процессе находится в начальной стадии своего становления.

1. Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная доктрина, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся  умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей  

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

•        электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

•        электронные энциклопедии и справочники,

•        тренажеры и программы тестирования,

•        образовательные ресурсы Интернета,

•        DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

•        видео и аудиотехника,

•        научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. Одна из классификаций средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1.        для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

2.        для работы с текстами,используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWordпозволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPointпозволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcelвыполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; MicrosoftOfficePublisherпозволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3.        для автоматического перевода текстовс помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4.        для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5.        для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.);

6.        для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.

 

2.Особенности использования  средств информационно-коммуникационных технологий  при организации познавательной деятельности обучающихся

При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ,  информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных  дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

•        общекультурное развитие обучающихся;

•        совершенствование навыков владения компьютером;

•        совершенствование языкового уровня;

•        создание благоприятного психологического климата;

•        повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

•        самоутверждение учащихся;

•        возможность реализации индивидуализации обучения;

•        реализация принципа обратной связи;

•        большие возможности наглядного предъявления материала;

•        исключение времени для написания материала на доске;

•        экономия расходования материалов учителем;

•        совершенствование процесса проверки работ учащихся;

•        повышение авторитета учителя;

•        сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

•        активизация навыков самостоятельной работы.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

•        от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

•        от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

•        от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

•        от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

Между тем, по самым оптимистическим подсчётам специалистов, лишь 10% учителей используют в своей повседневной деятельности электронные учебники. И дело не только в компьютерной безграмотности абсолютного большинства российского учительства и не в «компьютерном страхе» взрослого (о чём говорят психологи). Действительно, взрослому человеку намного сложнее освоить компьютерные премудрости. Однако налицо существующая дисгармония в информационно-дидактическом обеспечении. Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс. Плохо прорисовывается информационное взаимодействие триады: ученик - электронный учебник - учитель.

Помимо уже готовых электронных учебных пособий, учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки – мультимедийные презентации, тренажёры, тестеры, информационно-дидактические игры. Первые успехи в их разработке, как правило, вызывают чуть ли не детский восторг педагогов. И далеко не всегда учитель задумывается, а насколько оправдано применение мультимедиа на занятии, насколько обосновано методически. И как следствие этого – наступающее разочарование в эффективности подобных разработок.

Возникает парадоксальная ситуация: внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих программ, их элементов в практической педагогике зачастую приводит к реставрации старого, малопродуктивного объяснительно-иллюстративного метода обучения, обёрнутого в новую красивую мультимедийную упаковку. Идеи развивающего обучения, которые стали реалией современной школы, в таком случае уходят на задний план.

«К сожалению, подавляющее большинство современных коммерческих цифровых учебных продуктов – это перекрашенные на «мультимедийный лад» drill and practice, точнее системы натаскивания» (Беренфельд Б. С. Бутягина К. Л.)

«Приходится признать, что современный учитель далеко не всегда обладает достаточным уровнем информационно - технологической культуры, чтобы воспользоваться богатейшими ресурсами электронных учебников, энциклопедий, тренажёров. Тщательно выверенными дидактическими приёмами использования информационных технологий  умеют пользоваться лишь единицы».  (Аствацатуров Г. О.)

На уровне интуиции учитель чувствует, что ему необходим совершенно другой алгоритм проведения мультимедийного занятия. Однако реализация идей, как правило, вызывает большие сложности. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем провести его намного сложнее, чем в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

Заключение

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ. Современные методисты выделяю три основных направления их использования на уроках: использование готовых мультимедийных обучающих программ, таких как мультимедийные учебники, электронные словари, программы для создания интерактивных тестов,  создание учителем собственных мультимедийных презентаций и программ и использование средств сети Интернет и электронной почты.

На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ  в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

1.        Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

2.        Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

3.        Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

4.        Учителю следует  планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ  в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Источники:

  1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
  2. Аствацатуров  Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914 
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  5. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / авт.-сост. О.Ф. Брыксина. – Волглград: Учитель, 2011.
  6. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 4. – С. 54-59.
  7. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/ авт.-сост. В.Н. Пунчик – Минск: Красико-Принт, 2009.
  8. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950 
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; /под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  10. Словарь педагогического обихода под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ЦОР на уроках английского языка

Тезисы выступления на региональном форуме "Партнерство через образование" в самарском институте повышения квалификации работников образования в ноябре 2009г....

Применение ИКТ на уроках английского языка

Выступление Баруткиной Александры Владимировны на Круглом столе для учителей английского языка г.Химки 13.01.2012....

Исследовательская деятельность обучающихся "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."

Научно-исследовательская работапо теме "Применение мнемотехнологий на уроках английского языка в 8 классе."Научный руководитель: Ермоленко Наталия ЮрьевнаОбучающийся:    Долгачёва Елиза...

"Применение ИКТ на уроках английского языка"

На сегодняшний день сложно представить процесс обучения иностранному языку без применения информационно-образовательных технологий (ИКТ).Использование технических средств обучения способствует активиз...

Применение ТСО на уроках английского языка

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения д...

применение ИКТ на уроках английского языка

применение ИКТ на уроках английского языка...

Применение ИКТ на уроке английского языка.

разработка урока английского языка по теме "Weather" для 6 класса....