Урок английского языка как форма приобщения к англоязычной культуре.
статья (английский язык) по теме
Электронные средства информации в настоящее время приобретают все большее значение при обучении и воспитании учащихся. Применение видео является очень эффективным способом формирования коммуникативной культуры школьников, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся со стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок английского языка
как форма приобщения к англоязычной культуре
Электронные средства информации в настоящее время приобретают все большее значение при обучении и воспитании учащихся. Применение видео является очень эффективным способом формирования коммуникативной культуры школьников, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся со стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии.
При преподавании иностранного языка, в частности, столь популярного сегодня английского, не следует забывать, что язык представляет собой составную часть культуры и одновременно ее орудие, так как именно посредством языка человек усваивает культуру. [Маслова, 2001:62].
Наиболее фундаментальными характеристиками культуры являются ее культурные доминанты, которые представляют общий способ видения и понимания мира, определяемый отношением человека к окружающему миру и социальными формами общения. Совокупность культурных доминант образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке. [Карасик, 1996: 156]
В соответствии с этим, овладение иностранным языком предполагает, по крайней мере, понимание основных культурных ценностей сообщества, говорящего на целевом языке.
Культурные доминанты существуют в форме особых мыслительных структур и формируются в сознании человека из его непосредственного сенсорного опыта - восприятия действительности органами чувств; из непосредственных операций человека с предметами, из его предметной деятельности; из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании концептами - такие операции могут привести к возникновению новых концептов; из языкового общения (концепт может быть сообщен, разъяснен, предложен человеку в языковой форме, например в процессе обучения, в образовательном процессе, - ребенок все время спрашивает, что значит то или иное слово или для чего тот или иной предмет; из самостоятельного познания человеком значений языковых единиц, усваиваемых в процессе жизни (взрослый человек смотрит толкование неизвестного для него слова в словаре и через него знакомится с соответствующим концептом). [Рудакова, 2004: 151],
Во время урока преподаватель может так организовать работу класса, что будут задействованы все описанные выше виды деятельности, ведущие к формированию культурного опыта. Работа с видеоматериалами, причем именно с мультфильмами на английском языке, позволяет воздействовать прежде всего на оценку школьником того или иного представления, сформировать тот образ, который необходим учителю.
При работе с мультипликационным фильмом в распоряжении учителя самые разнообразные средства, помогающие создать правильные культурные представления. Для создания правильного визуального эффекта применяются определенные цвета, вызывающие тот или иной настрой. Сюжетные линии, играющие также немаловажную роль, протекают в определенных пейзажах и сопровождаются соответствующей музыкой. Кроме того, очень важен внешний вид персонажей, несущий ту или иную культурную нагрузку, определяющий, как должен выглядеть положительный или отрицательный герой. Все эти средства объединяет их невербальный характер.
Не менее значительным средством формирования культурных доминант является язык персонажей мультипликационного фильма, те языковые средства, которые призваны описать взращиваемые в подрастающем поколении культурные ценности, доминирующие в соответствующем обществе. К таким языковым средствам, на наш взгляд, относятся лексические единицы, избираемые персонажами для описания ситуации, а также оформление этих лексических единиц в определенных частях речи в грамматические структуры построения высказываний. Здесь мы исходим из того, что грамматические средства представляют собой способы осмысления действительности, описываемой лексикой соответствующего языка. Грамматические конструкции являются, очевидно, фактором, усиливающим воздействие лексических средств.
Таким образом, мультипликационный фильм является прекрасным средством формирования культурного опыта у школьников, изучающих английский язык, исходя из чего мультипликация представляет собой не только сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства, но также является сложным процессом воздействия на личность школьника в целом.
Литература:
- Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты: сб. научн. Трудов. – Волгоград; Архангельск, 1996.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001
- Рудакова А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика/А.В. Рудакова. – Воронеж: «Истоки», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок английского языка в форме диалога двух групп "Путешествие по Лондону и Москве"
Открытый урок английского языка в форме диалога двух групп "Путешествие по Лондону и Москве". Урок проводился в 5 классе в рамках школьного фестиваля "Апплодисменты"....
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка как форма организации учебного процесса в условиях модернизации регионального образования.
Итоговая работа по ИОЧ...
Разработка урока английского языка по теме "Школы в англоязычных странах"
Разработка урока английского языка для 7 класса...
«Использование современных средств информатизации на уроках английского языка: Google-формы»
C помощью Google Форм можно легко и быстро планировать мероприятия, составлять опросы и анкеты, а также собирать различную информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда отве...
презентация на урок английского языка "Школьная форма"
Эта презентация к уроку по теме "Школьная форма"...
Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
В статье представлены основные принципы составления и пример технологической карты урока...
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...