Обучение аудированию
статья (английский язык) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение аудированию
Учитель английского языка
Богданова Р.Н.
ГБОУ СОШ №476
г. Санкт-Петербург
2013
Введение
Аудирование (от лат. audiare — «слышать») — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.
Аудирование по английскому языку, или восприятие речи на слух, является одной из наиболее важных составляющих процесса изучения английского языка. Ведь важно не только правильно выразить ту или иную мысль, но и понять, о чем говорит собеседник. Принимая во внимание различный темп речи и особенности произношения тех или иных диалектов, сделать это порой бывает очень трудно. Именно поэтому аудированию по английскому языку уделяется значительная часть времени процесса изучения.
Аудирование является, пожалуй, наиболее важным аспектом в изучении английского языка. Аудирование позволяет вам выработать навыки восприятия английского языка на слух. Запоминание списка английских слов и изучение грамматики английского языка не приведет вас к свободному восприятию английского языка на слух. А без умения воспринимать английский язык на слух вы не сможете использовать его в беседе на вольные темы. Большинство людей, изучавших английский язык, могут, в основном, лишь читать по-английски, а вот разговаривать – нет. И причина кроется именно в отсутствии у них достаточной практики в аудировании по английскому языку.
Аудирование по английскому языку улучшает слуховую память, способствует усвоению лексического состава языка и его грамматической структуры.
Аудирование остаётся наиболее трудным и наименее любимым у учащихся аспектом обучения английскому языку. Понимание зачастую оказывается сложнее, чем говорение. Работа над аудированием вызывает у ребёнка огромные психические и душевные затраты. Для учащихся восприятие английской речи на слух, даже если она содержит большинство слов, которые им знакомы из текстов по чтению, устного вводного курса, практического курса устной речи, представляется своего рода барьером, поскольку, как правило, любое аудирование требует выполнения каких либо заданий, а это повышает ответственность и ведёт к перенапряжению. У многих учащихся при возникновении первых трудностей пропадает внутренняя мотивация.
Глава 1
Обучение детей аудированию – процесс достаточно трудоёмкий. Особенно заметно это происходит в обычной общеобразовательной школе. Зачастую нет возможности делить детей на группы при изучении иностранного языка. В классе собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже. Всё это усугубляет проблему обучения аудированию, поскольку научить надо всех, а это требует решения целого ряда вопросов, и в частности, вопроса определения характера аудитивного материала, отбора методики выполнения упражнений, в которых должны быть учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений. Аудирование, требуя напряжённой мыслительной деятельности, обычно вызывает быстрое утомление и отключение внимания учащихся, что в свою очередь требует от учителя чёткого понимания момента утомляемости, быстрой смены упражнений, привлечения наглядности.
Пути преодоления трудностей при обучении аудированию.
Предъявление материалов для прослушивания нужно начинать с самых первых уроков, чтобы учащиеся могли различать интонационный рисунок речи, уметь слышать ударные слова, определять начало и конец предложения. Это могут быть песни, стихи, небольшие, законченные по смыслу тексты.
На начальном этапе основным носителем языка для учащихся является учитель. Поэтому необходимо обеспечить учащимся чёткое и правильное произношение звуков, слов и отдельных предложений, чтобы они хорошо владели словом как лексической единицей, пользовались им при построении своего самостоятельного высказывания и хорошо узнавали его в тексте.
На начальном этапе обучения аудированию следует подбирать посильные задания, потому что очень часто, услышав запись, и пугаясь того, что они не понимают услышанного, ребята отказываются от выполнения задания, полагая его слишком сложным для себя, и перестают вникать в смысл того, что они слышат.
Перед прослушиванием текста необходимо выполнять предтекстовые упражнения. Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, диаграммам, названию текста. Целью таких упражнений является активизация словарного запаса учащихся по теме, актуализация их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей, а также психологического напряжения перед прослушиванием.
Упражнения, выполняемые во время прослушивания, чаще всего бывают на извлечение какой - то отдельно интересующей нас информации. Здесь следует тренировать умение учащихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую его информацию. Соотносить печатную информацию и информацию звучащую, быстро искать нужный отрывок. Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.
Умения в аудировании с различными целями (для понимания основной информации, для извлечения специфической информации, для полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Недостаточная сформированность этих отдельных частных умений может влиять на успешность понимания звучащего текста в целом.
Среди них следует назвать:
умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;
умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);
умение обойтись без понимания значения незнакомого слова без ущерба для понимания текста в целом;
умение прогнозировать развитие высказывания;
умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;
умение понимать причинно-следственные связи в тексте;
умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
умение делать выводы из услышанного;
умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания).
И именно на развитие данных умений и следует учителям обращать особое внимание при работе с детьми, готовящимися к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.
Глава 2
На аудирование по английскому языку в учебных заведениях уделяют мало времени по исторически-техническим причинам. Дело в том, что несколько десятков лет назад аудирование по английскому языку можно было осуществлять только с помощью учителя. Технические средства воспроизведения звука еще не были достаточно развиты и распространены, чтобы решать эту задачу. В результате, в методиках изучения английского языка основной упор делался именно на работу с печатными текстами, т.к. они были единственным доступным средством записи и передачи информации. Для частичного решения проблемы с аудированием применялась транскрипция, но она не передает английское произношение в полной мере. Это привело к тому, что даже учителя английского языка в большинстве случаев имели далеко не идеальное произношение и не умели воспринимать беглую английскую речь на слух. Возможно, хорошим решением этой проблемы в те времена было бы привлечение в качестве учителей английского языка людей, являющихся носителями английского языка, но в масштабах страны это реализовать было бы очень сложно, особенно с учетом политической обстановки и принадлежности английского языка «вражескому лагерю».
Аудирование на уроках английского языка.
В условиях коммуникативной направленности обучения учащихся иностранному языку и в соответствии с основной целью обучения иностранного языка в школе – формированием коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение - проблема обучения аудированию является особенно актуальной. Процесс общения невозможен, если у его участников не сформированы умения и навыки восприятия, осмысления и критической переработки звучащего материала, не развита слуховая память, отсутствует интерес к приобретению новой информации. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Аудирование дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Через аудирование осуществляется освоение нового лексического состава и грамматической структуры. Без аудирования не может быть в норме говорение, это две стороны устной речи. Развить навыки аудирования помогают аудиовизуальные и аудитивные источники. К аудиовизуальным источникам относят: изобразительную наглядность (картинки, слайды), сопровождаемая рассказом учителя; озвученные диа-, кино- и видеофильмы; телевидение;радиопередачи. К аудитивным источникам относятся: грамзаписи; фото- и аудиозаписи; речь учителя. Так как же сформировать у учащихся навыки аудирования, столь необходимые для общения, а на сегодняшний день еще и для успешной сдачи итогового экзамена по английскому языку, в котором аудирование является одной из сложнейших частей? Как могут учащиеся улучшить свои навыки аудирования? Безусловно, для этого необходимо не только слушать речь учителя на уроке, но и аудиозаписи носителей языка во время уроков (intensive listening), а также слушать аутентичные тексты (extensive listening). Существует система упражнений, которая направлена на развитие навыков аудирования:
• Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
• Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
• Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;
• Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
• Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
• Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
• Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
• Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
• Подобрать определения к словам;
• Составить словосочетания;
• Закончить фразу, текст и т.д.
• Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
Кроме того, выделяют 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (while listening), послетекстовый этап (after listening).
Дотекстовый этап направлен на усиление мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание текста. Это могут быть такие задания, как: обсуждение вопросов до прослушивания; догадка по заголовку, иллюстрациям, новым словам о содержании текста; беседа о проблематике текста с учащимися и т.д. Также, именно на этом этапе должен снять возможные трудности, которые могут возникнуть у учащихся.
Во время первого прослушивания текста учащиеся стараются понять содержание, выполняя задания дотекстового этапа. Однако, прослушиваний может быть несколько и учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; найти словосочетания, употребляемые в тексте без изменений; указать, какие определения к словам встречались в тексте; закончить предложения; найти эквивалент к прослушанным текстам.
Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом, использование его для развития навыков устной и письменной речи.
Основные задачи учителя на уроке аудирования: подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования. Наиболее важная часть аудирования - это PRE-listening.
В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; сделать выводы, оценить.
Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; насколько он им интересен; оказались ли верными их предположения.
Речь учителя также играет важную роль и занимает немалую часть урока, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них:
- говорить короткими предложениями;
- говорить грамматически простыми предложениями;
- интонировать речь;
- выделять ключевые слова;
- ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем;
- употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения;
- перефразировать высказывания;
- обязательно давать паузы между высказываниями;
- размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог;
- органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы;
- задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают;
- давать ясные корректные задания;
- использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст;
- на начальном этапе задания также иллюстрировать;
- систематически проверять понимание учащимися речи учителя;
- соблюдать английские речевые нормы.
Заключение
Аудирование составляет основу общения, оно помогает овладеть устной коммуникацией. Оно состоит из умения определять воспринимаемые звуки, переводить из в слова и выражения, удерживать их в памяти во время слушания, прогнозировать дальнейшее событие и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Аудирование позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение осознавать смысловую составляющую текста и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Аудирование положительно сказывается на развитии памяти учащегося, в данном случае именно на развитии слуховой памяти. Аудирование дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его интонацией и фонемным составом: ритмом, ударением. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Также аудирование позволяет овладеть говорением, чтением и письмом на более продвинутом уровне, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что аудирование является неотъемлемой частью урока, для формирования коммуникативной компетенции учащихся, способности осуществлять и межкультурное общение.
Библиография
- http://english-ufa.ru/angliyskiy/izuchaem-angliyskiy-yazik-metodom-audirovaniya
- http://www.de-online.ru/index/audirovanie_po_nemeckomu_jazyku/0-690
- http://collegy.ucoz.ru/publ/32-1-0-9069
- http://www.1001statya.ru/read.php?pid=7923
- http://festival.1september.ru/articles/617613/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/specifika-obucheniya-audirovaniyu-na-angliyskom-yazyke-v-1
- http://www.english.language.ru/ege/listening_strategies.html
- http://engblog.ru/speech-recognition
- http://www.lovelylanguage.ru/listening
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку.
Трудности при обучении аудированию и психологические особенности при формировании навыков аудирования при обучении иностранному языку....
Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.
Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности. Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...
Технология обучения аудированию на разных уровнях обучения
В данном материале рассматривается технология обучения аудированию на уроках английского языка....
Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Методические основы обучения аудированию. Игры. Рекомендации....
Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку
В данной статье приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...
некоторые проблемы обучения аудированию на начальном этапе обучения
основные проблемы аудировнаия...