Разработка рабочей программы по английскому языку в рамкахФГОС
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Чапленко Евгения Валерьевна

Выступленик на РМО по проблемам разработки рабочей программы в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ  ЯЗЫКУ В         РАМКАХ   ФГОС     ПО УМК  О.В. АФАНАСЬЕВОЙ, И.В МИХЕЕВОЙ

      Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные  и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, в основе которого лежит системно-деятельностный  подход.

    Согласно Закону РФ «Об образовании»   реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  в  образовательном учреждении обеспечивает    основная  образовательная программа  основного общего  образования с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Таким образом, основная образовательная программа это нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса.

Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП ОУ) разрабатывается им самостоятельно, но по структуре этот документ должен соответствовать требованиям ФГОС. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит и всех ее компонентов, осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

   С точки зрения требований ФГОС ООО структура образовательной программы каждой ступени должна включать следующие разделы:

  1. пояснительная записка ступени;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  3. учебный план;
  4. рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин;
  5. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  8. программа коррекционной работы (данная программа разрабатывается, если в образовательном учреждении есть дети с ограниченными возможностями здоровья);
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

       В соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная образовательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и образовательной деятельности школы.

        Задача сегодняшнего моего выступления познакомить вас с особенностями  разработки :

  1. содержания раздела «Программы  отдельных учебных предметов, курсов»  основной общеобразовательной программы основного общего образования;
  2. рабочей программы по предмету.

      Раздел «Программы  отдельных учебных предметов, курсов» ООП ООО является одним из самых больших по объему, потому что в него включены программы всех курсов, по которым ведется обучение в основной школе. Каждому учителю-предметнику, работающему  в этих классах, предстоит  разработать программу только по своему предмету . Из вышесказанного становится очевидно, что учителя английского языка участвуют в разработке программы   по английскому языку. Кроме того, следует отметить, что именно программа отдельного учебного предмета обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП ООО  и разрабатывается учителями на основе требований к результатам освоения ООП ООО и программы формирования универсальных учебных действий.

    Структура программ задается требованиями ФГОС и включает:

  1. пояснительную записку с конкретизацией общей цели образования в основной школе и специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. система оценки учащихся;
  5. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  6. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  7. содержание учебного предмета, курса;
  8. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  9. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.                           Необходимо отметить, что в помошь педагогу для разработки   учебных

программ авторами   УМК  разработаны авторские программы на основе примерных программ по учебным предметам.    Именно на их основе учитель может разрабатывать свои  рабочие программы. Данная часть рабочей программы учителя должна отражать особенности   контингента обучающихся в классе. Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на каждый  учебный год и включает :

  1. Пояснительную записку (на основе чего разработана; в чем состоит назначение предмета).
  2. Цель курса  -……..
  3. Задачи курса: ……
  4. Учебно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
  6. Планируемые результаты освоения предмета:
  1. Личностные  результаты
  2. Метапредметные результаты:
  1. Регулятивные УУД:
  2. Познавательные УУД:
  3. Коммуникативные УУД:
  1. Предметные результаты
  1. Система оценки достижение планируемых результатов освоения предмета
  2. Примерный график проведения контроля
  3. Календарно-тематическое планирование по предмету  
  4. Материально- техническое обеспечение программы

  Одной  из  отличительных особенностей рабочих программ в рамках новых образовательных стандартов являются планируемые результаты, которые помимо предметных отображают  личностные и метапредметные результаты. ФГОС формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в  их единстве. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, они уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения   учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.

Планируемые результаты разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, — базисного (образовательного) учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.

Задания базового уровня, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся. Они  значатся как « Выпускник научится » . Это  такие учебные ситуации и задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются   со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса.   Поэтому ожидается, что подавляющее большинство учащихся не будет испытывать особых затруднений при их выполнении. Такие учебные задания/ситуации в зависимости от дидактических целей педагога могут быть соотнесены с актуальными (освоенными учащимися) учебными действиями, с базовым уровнем подготовки учащихся, с уровнем обязательных требований.

Вместе с тем поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки системы базовых заданий (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для ус тановления уровня освоения образовательной программы предлагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие повышенные по сравнению с базовым уровни достижений. Они соответствуют планируемым результатам  под названием

« Выпускник получит возможность научиться»

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) под руководством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия, которые могут быть соотнесены также с повышенными уровнями подготовки учащихся, с уровнем дополнительных требований и т. п. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы.

  Например:   планируемый результат(предметный)  из раздела «Коммуникативные

 умения»    

Говорение

Выпускник научится:

  1. участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге- расспросе, диалоге-побуждении;
  2. составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
  3. рассказывать о себе, своей семье, друге.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
  2. воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
  3. составлять краткую характеристику персонажа;
  4. кратко излагать содержание прочитанного текста.

       Особый интерес вызывают метапредметные результаты, которые подразделяются на :

  1. регулятивные
  2. коммуникативные
  3. познавательные.

   Развитие личности в системе образования обеспечивается  прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые  являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.  Критериями дифференциации видов УУД стали: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. В блок регулятивных действий входят действия, обеспе- чивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных  жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  

Развитие системы универсальных учебных действий в составе   регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Исходя из всего вышесказанного, к регулятивным УУД     по предмету

« Английский язык» можно отнести:

  1.  развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  2. развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  3. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

                                                              к  познавательным   УУД

  1. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  2. расширение общего лингвистического кругозора пятиклассника;
  3. формирование проектных умений:

                                                                        к коммуникативным УУД

  1. развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  2. развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые  и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.

ОСОБЕННОСТИ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по английскому языку имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижения требований стандарта и примерной программы по английскому языку.

Итоговая оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка   по английскому языку складывается из накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.

Накопленная оценка (или портфель достижений) ученика по английскому языку складывается в первую очередь из работ детей, демонстрирующих достижение ими планируемых результатов: текущих (тематических) и промежуточных проверочных работ (как устных, так и письменных), аудиозаписей устных (монологических и диалогических) высказываний детей. Важной составляющей портфеля достижений являются также оценочные листы, фиксирующие индивидуальный прогресс учащихся в решении поставленных перед ними коммуникативных задач, освоении умений речевого взаимодействия, овладении фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, постепенном наращивании объёма высказываний.

Тем самым портфель достижений служит средством объективной оценки достижения планируемых результатов по английскому языку как для самого ученика, так и для любого проверяющего.

Решение о целесообразности и формах проведения итоговой работы может приниматься учителем, методическим объединением или педагогическим советом школы. Дополнение накопленной оценки оценкой за итоговую работу позволяет зафиксировать кумулятивный (интегративный) эффект изучения различных сторон иноязычной речи, проявляющийся в достижении выпускником качественно нового уровня владения коммуникативными умениями. В ряде случаев — например, если у ребёнка имеется много пробелов в текущей оценке достижения планируемых результатов или в случае конфликтных ситуаций — дополнение накопленной оценки оценкой за итоговую работу становится необходимым для решения вопроса о возможности/невозможности продолжения образования на следующей ступени.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следуюпще уровни.  

Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов:

  1. повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  2. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5») 

      Повышенный и высокий уровни    достижения        отличаются        по полноте освоения

планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяется:

  1. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворитель-но» (отметка «2»);
  2. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.  

Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Ниже приложены алгоритмы самооценки учащихся.

   Календарно-тематическое планирование в  связи с требованиями ФГОС   приобрело следующую форму(  далее приводится 2 примерных  варианта)  

       

                                   КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

                                                                        «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»№1

Дата

  Тема урока

  Тип   урока

  Элементы

 содержания

  Предметные

   результаты

    обучения

          УУД

                                                       1четверть(24 часа)

                                                   Знакомство  (12часов)


1














Значение и роль английского языка в современном мире..




Вводный






Знакомство учащихся с новым учебником,






Ведут элементарный этикетный диалог в ситуации знакомства;владеют новыми лексическим и грамматическим материалом;находят на карте страны изучаемого языка









Осознают роль языка и речи в жизни людей, высказывают свое отношение к иностранным языкам;ориентируются в учебнике(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) и на карте,определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя и т.д







                                                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №2





Тема

    урока


Тип

урока

Планируемые предметные результаты

Планируемые мета- предметные результаты

Планируемые личностные результаты

Характеристика деятельности учащихся

Оценивание деятельности учащихся

обучаемый научится

обучаемый получит возможность научиться

1

2

Обязательным требованием к планированию является содержание всех планируемых результатаов, включая метапредметные и личностные.

Титульные листы   программ должны быть оформлены единообразно (требования могут быть рассмотрены и утверждены на заседании методического совета ОУ) и должны отражать наименование ОУ, название курса, указание класса, в котором изучается курс, Ф.И.О. учителя, год составления.

Далее приводится  образец примерной рабочей  программы по английскому языку в 5 классе.

Рабочая программа по предмету «Английский язык» для 5 класса

Пояснительная записка (на основе чего разработана; в чем состоит назначение предмета).

Цель курса    -……..

Задачи курса: ……

В соответствии с Образовательной программой школы рабочая программа по английскому языку рассчитана на ___ часов в год  при __ часах в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1.

2.

3……

Учебно-тематический план

Названия разделов

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Пример

Блок 1

Знакомство


( 12часов)

Уроки 1-6

12

Учащиеся:

  1. ведут этикетный диалог приветствия, знакомства, прощания в стандартной ситуации общения;
  2. расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы в рамках предложенной тематики и лексико-грамматиче- ского материала;
  3. читают слова, словосочетания, предложения;
  4. воспринимают на слух звуки, слова и фразы;
  5. соблюдают нормы произношения английского языка в чтении вслух и устной речи и т.д.

Содержание программы  

 

  1. Знакомство:      12 часов  

Предметное содержание речи

Приветствие и знакомство.

Графика и орфография

Написание букв: Bb, Dd, Pp, Vv, Ff, Kk, Ll, Mm, Nn, Tt, Ee, Ww, Hh, Zz, Jj, Ss, Ii, Yy, Rr, Gg, Cc, Xx, Oo, Uu; буквосочетаний: ll, ss, tt, dd, zz, ff, gg, bb и лексических единиц по теме.

Фонетическая сторона речи

Звуки: [b], [d], [p], [v], [f], [k], [l], [m], [n], [e], [t], [w], [h], [z], [s], [dз], [i], [r], [q], [k], [ks], [Λ], [ο], интонация высказываний в диалогах по теме.

Лексические и грамматические структуры

ЛЕ: Dog, cup, fox, jug, egg, bed, milk, bell, doll, mug, bas, pet, ten, pen, pond, film, box, pig.

РО: My name… How are you? Fine, OK, thank you. What is your name? Meet… Nice to meet you.

Требования к ЗУН учащихся

  1. Знать название букв и звуков  английского алфавита и освоить начальные элементы графики.
  2. Знать имена собственные и уметь использовать их в речи и на письме по теме.
  3. Порядок следования имен и фамилий.
  4. Уметь использовать РО в элементах учебной ситуации «Знакомства»: приветствовать друг друга, знакомиться, запрашивать информацию о имени собеседника, о том как идут его дела, что отвечают в таких ситуациях, использовать слова благодарности в речи.
  5. Иметь представления о национальностях Великобритании, национальных символах и флагах соответствующих стран, английском языке и его распространении в мире, этикете общения во время приветствия.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу ___ класса  учащиеся овладевают…….

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение ____классниками следующих метапредметных и предметных результатов. (всё расписать!)

Личностными  результатами изучения курса «Английский язык  » в 5 классе является формирование следующих умений:

…………………………………..

Метапредметными  результатами изучения курса «Английский язык  » в 5 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

…………….

Познавательные УУД:

………………………

Коммуникативные УУД:

……………………….

Предметными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

Система оценки достижение планируемых результатов освоения предмета

Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания образовательных достижений 9учебных успехов) учащихся.

 

                               ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

Период обучения

Тема

Вид контроля

Аспект

(вид работы)

Инструмент

1 четверть

Знакомство

тематический

Чтение, письмо

Р. Т.  К/з №1 (№3-7)

Мир вокруг нас

тематический

Аудирование, говорение

Р.Т.   К/з №2

(№1, 8, 10)

2 четверть

Семья

тематический

Чтение, письмо

Р.Т.  К/з №3

(№4-8)

Города и страны

тематический

Аудирование, говорение

Р. Т.  К/з №4

(№1, 4, 9, 10)

3 четверть

Время, часы, минуты.

тематический

Чтение, письмо

Р. Т.  К/з №5

(№2-9)  

Цвет вокруг нас

тематический

Аудирование, говорение

Р. Т.  К/з №6

4 четверть

Празднование дня рождения

тематический

Чтение, письмо

Р. Т.  К/з №7

Профессии, занятия людей.

итоговый

Чтение, письмо

Аудирование, говорение

Учебник

стр. 232-244

ИТОГО:

 Контрольные работы

   3

Чтение

    5

Аудирование

  4

Письмо

    5

Говорение

    4

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Предметные результаты обучения

УУД

 

                          Материально- техническое обеспечение программы

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе, кроме комплекта учебных пособий, указанного в пояснительной записке, используются следующие пособия:

  1. Наглядные пособия……..
  2. Пособия к учебнику……
  3. ПК
  4. Мультимедийный проектор
  5. Экран
  6. СD- диски
  7. Интернет-ресурсы

И т.д. ……..

ПАМЯТКА ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛА САМООЦЕНКИ (ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ)

    1) Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан, только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)

  1. й        шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики — как лучше, чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д.
  2. й        шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов: 1) В чем заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее - кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую сам выставляешь себе отметку?
  1. Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание
  1. й        шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.
  2. й        шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания.
  3. й        шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).

      3)Действия при выработке у учеников умения самооценки

  1. й        шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).
  2. й шаг. После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что вначале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
  3. й шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно 1-2 эпизодов на урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

     4-й        шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

     5-й        шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самоо- цеки сформировано.

4) Действия при сформированном умении самооценки

     1-й        шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

Если мнение ученика и учителя совпа-        Если мнение учителя отличается от

дают, можно вести урок дальше.        мнения ученика (завысил или занизил

свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции.

     2-й        шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».

       3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооцениванивание

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. (!!!) Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя - нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Разработка методики преподавания английского языка с 1-2 класса средней школы и как преодолеть трудности на пути изучения английского языка.

    Тема моей  работы по самообразованию – «Раннее обучение  детей  английскому  языку  с  1-2 класса начальной школы». Актуальность исследований в данно...

Английский- язык мира. Разработка вводного урока английского языка.7-8 кл.

Английский- язык мира. Разработка вводного урока английского языка.7-8 кл....

Методическая разработка урока по английскому языку «Образование и использование времен в английском языке» 10 класс

Урок по теме: «Образование и использование времен в английском языке» по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Счастливый английский. ру/ Happy English.ru» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обни...

Разработка урока по английскому языку по теме "SEASONS and WEATHER " (4 класс, английский язык)

Тема: “SEASONS and WEATHER ”Цель: создать для учащихся необходимые условия для обобщения материала о временах года. Учебно-методические задачи.Практические:-активизация навыков и умен...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...