Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс) по теме
Повышение мотивации в изучении английского языка через самостоятельную работу на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка.
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых.
Самостоятельная работа школьника может быть эффективной лишь в том случае, когда она хорошо подготовлена под непосредственным руководством учителя. Такая подготовка может касаться :
-- конкретного вида самостоятельной работы;
-- несколько видов однотипных видов СР;
-- СР как таковой – в любом её виде и разновидности.
По мере того как учащиеся овладевают умениями учебного труда в ходе самостоятельной работы, затрачивая на неё всё меньше времени и добиваясь большей результативности, центр тяжести переносится на СР дома (в зависимости от этапа обучения). Недостатком в организации внеурочной СР является то, что школьникам нередко даются упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Непременным условием успешного выполнения домашних заданий должно быть соответствие упражнений, выполняемых дома, с учётом структуры формируемого навыка.
Важная составная часть подготовки учащихся СР – это формирование у них общеучебных умений: умение планировать своё время; ориентироваться в учебном материале в частности выделять в нём главное; выполнять работу в определённой последовательности; работать с книгой, справочной литературой, осуществлять само- и взаимоконтроль. Данные умения формируются при условии системной организации СР, когда один вид самостоятельной деятельности готовит школьников к другому. Необходимо сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он настойчиво овладевал иностранным языком в совместной деятельности с товарищами при помощи учителя. В своей работе я стараюсь применять такие приёмы обучения , которые способствуют поддерживанию интереса у учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышает эффективность урока.
Школьник , приступая к изучению иностранного языка, стремиться научиться общаться на нём. Задача учителя – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Путь к таким заданиям лежит через упражнения, которые я называю «полутворческими» и которые можно выполнять уже на этапе освоения языкового материала. Приведу примеры таких упражнений по теме «Театр. Кино».
Работа начинается с ознакомления учеников с некоторыми разговорными речевыми образцами ( положительная реакция: That’s a good idea – хорошая мысль; I’m all for it- Я «за»; That suits me very well - это меня вполне устраивает и т.д.; отрицательная реакция :I’m afraid I can’t - Боюсь ,что я не смогу; I object to it – Я возражаю; Why should I go there? – зачем мне идти туда? It’s out of the question – об этом не может быть и речи и т.д.)
Затем выполняются упражнения , в процессе которого ученики не только употребляют новые речевые образцы, но и добавляют свои реплики – объяснения, дополнения и т.д.
T: We are free tonight. What about going to the cinema?
P1: That’s a good idea. I’ve not been there for several weeks.
P2: I’d love to. Let’s meet at 5 p.m.
P3: I’m all for it. Let’s choose seats not from the screen. My eyesight is rather poor, you know.
P4: Why should I go there? I’ve got plenty of video films at home.
P5: I’m afraid I can’t . I’m busy tonight.
Другим упражнением, в процессе которого происходит постепенный переход речевой инициативы от учителя к ученику, является задание Find the pair.Я подробно объясняю ,как его следует выполнять. Каждому ученику даётся карточка , на которой написана реплика (либо первая, либо вторая, являющаяся ответом на первую). Задача учащегося – найти свою пару, т. ученика с развёрнутой репликой.
Ещё одно упражнение, развивающее инициативную речь учащихся – рассказ по картинке с усложнённой неразвёрнутой ситуацией (главным в данной ситуации является не изображение, а «внутренняя наглядность», собственный домысел, фантазия, а также языковые возможности каждого ученика). Например, я показываю картинку, на которой изображены три ученика, сидящие в креслах кинотеатра. Упражнение может выполняться в следующих параметрах:
-- рассказ от лица одного из изображённых на картинке ребят;
-- рассказ от3-го лица;
-- рассказ по цепочке;
-- рассказ учителя с остановкой для запроса дополнительной информации.
Таким образом знакомясь с новым языковым материалом , я пытаюсь постепенно усложнять «полутворческие» задания, помогающие развивать речь учащихся. В то же время опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается ,закрепляется и активизируется основной языковой материал. Каждый учитель знает, что процесс самостоятельно работы учащихся прежде всего зависит от его готовности к этому виду деятельности. Готовность к самостоятельному труду предполагает определённый уровень его лингвистической подготовленности, наличие у него сформированных навыков и умений, а также его желания учиться.
Мотивационная готовность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы школьников. Учение протекает более успешно , если у учащихся сформирована положительная мотивация : познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности.
На начальном этапе обучения ученикам нравиться говорить , читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. У учащихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания. Так, учащиеся 5-6 классов с интересом осваивают учебный материал видя возможность его практического применения, с удовольствием включаются в его речевую деятельность при обсуждении особо интересных для них тем “My friends”, “Food”, “Animals”, “Sport and games” и т.д.
Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания аудиовизуальных средств, опор, ключей , познавательных игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью стимулирует самостоятельную работу учащихся, поддерживают интерес к изучению иностранного языка.
Управление СР может быть эффективным лишь при условии осуществления дифференцированного подхода к группам учащихся разного уровня обученности. Простейший случай реализации такого подхода: использования дополнительных опор для ребят со слабой языковой подготовкой при выполнении задания, единого для всей группы. Например: при работе в парах со слабым учеником, задающим вопросы, даю ему схему вопросительного предложения и варианты начала соответствующих вопросов на английском языке.
Решая вопрос об организации учебной деятельности учащихся на уроке, часто использую парную и групповую работу. Для организации групповой работы готовлю специальные карточки с заданиями, которые позволяют вовлечь в активную речевую деятельность всех учеников класса, обеспечить оперативный контроль за работой каждого ,эффективность управлять деятельностью всего класса. Например, класс делиться на две группы: одна представляет американскую делегацию, другая – российскую. Внутри каждой группы 3-4 человека получает карточку с опорными словами.
Представители групп готовят сообщения по темам: рассказывают о жизни в сельской местности в России и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания. У ребят в процессе групповой формы работы появляется ответственность за порученное дело, возникает чувство взаимопомощи. Работая в группах, школьники учатся аргументировать свою точку зрения, логично строить высказывания. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. А главное – групповая работа учит школьников самостоятельности.
Общеизвестно, что школьники легко и непринуждённо осваивают материал, который им недоступен, когда приёмы и виды при этом интересны для них. В своей работе я широко использую игры, в том числе ролевые. Так, в игровой форме учащиеся легко и с интересом выполняют такие задания, как управляемый диалог, обязательно с творческим подходом. Вот простейший пример:
- Excuse me.
- Yes.
- Can you tell me the time, please.
- Certainly/ It is 4 o’clock.
- Thanks.
- Not at all.
Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Если ребята привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумывают много оригинальных вариантов. Вот некоторые ситуации, придуманные учениками:
-- Две школьницы торопятся в школу бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.
Телефонный разговор двух деловых людей.
-- Девочка разговаривает со своей собакой. Она играет и свою роль и роль собаки и т.д.
Далее работу над этими диалогам можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации. В старших классах, при проведении творческих упражнений, стараюсь, чтобы ребята использовали реальные факты из жизни школы, класса, высказывали своё отношение, своё мнение по тому или иному вопросу.
Использование учебной ситуации на уроке может служить разным целям обучения: развивать навыки диалогической и монологической речи и способствовать усвоению лексического и грамматического материала, служить средством проверки понимания прочитанного и т.д.
Предлагая ситуацию общения, я учитываю языковую подготовку учащихся, решаю вопрос о том, какая помощь будет оказана слабым ученикам. Например, в 6 классе предлагаю ситуацию:
You have a new flat. Help your dad and mum to arrange all the furniture in the living-room.
Для слабых учащихся готовлю карточки с планом:
Say what you put on the left, on the right, in the middle of the room, between the sofa and the bookcase, in front of the television.
И таким образом все школьники справляются с заданием.
Навыки диалогической и монологической речи по теме : «Семья» (6класс) отрабатываю с помощью таких ситуаций:
You have a new friend and he (she) wants to know about your family.
Учащиеся работают в парах.
Все выше описанные приёмы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка
Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а иногда и не знают, откуда взять информацию, -...
Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка
Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня в процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету, а так же предо...
Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка как основа развития современного непрерывного образования личности.
В статье представлены: актуальность, цели, задачи самостоятельной работы на уроках английского языка. Представлены различные методы и подходы....
Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ
Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ...
Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одн...
Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка
Самостоятельная работа учащихся является важнейшим компонентом обучения, осуществляемая без непосредственного участия учителя и под его руководством. В данной статье учитель рассказывает о самостоятел...
Самостоятельная работа учащегося на уроках английского языка
Отчет по работе с материалом...