Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка
статья на тему
Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня в процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету, а так же предоставляет огромные возможности для самостоятельной работы учащихся. Все это мы используем на уроках иностранного языка, начиная со средней школы (5 класс), постепенно приучая учеников к анализу интернет ресурсов, использованию англоязычных поисковых систем, обработки материала и его презентации в классе.
Содержание учебного материала предоставляет широкую возможность для данной работы, так как затрагивают различные сферы социальной и культурной среды окружающей учащихся, а интернет ресурсы дают учащимся шанс узнать больше об англоговорящих странах, их традициях, обычаях.
Приучаясь к исследовательской работе на ранних стадиях обучения, учащиеся учатся отбирать необходимые материалы, структурировать их, анализировать и комбинировать информацию из разных источников, и получают бесценный опыт практической деятельности – постановка цели работы, поиск и структурирование материала, выделение главного и отбор содержания по проблеме, подготовка публичного выступления и презентации результатов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnaziya_no.114_zakharchenko_o.s._spb.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Захарченко Ольга Сергеевна, Санкт-Петербург
Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка
Интернет притягивает внимание детей практически с младенчества – с того момента как они получают доступ к компьютеру. По статистическим исследованиям более 90% наших детей пользуется интернетом и 80% учащихся зарегистрированы в различных социальных сетях.
Зная об этом, мне кажется важным научить детей ориентироваться в виртуальном информационном пространстве и показать обучающие возможности интернета, максимально использовать их на благо учащихся.
Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать устойчивую мотивацию;
- активизировать мыслительные способности учащихся;
- привлекать к работе пассивных учеников;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;
- формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи;
- расширять словарный запас;
- воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;
- реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению.
В процессе работы с интернет ресурсами формируются умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:
а) умение осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей;
б) анализировать и оценивать прочитанное;
в) сортировать информацию на главную и второстепенную;
г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация .
В своей работе я используем следующие формы работы с Интернет ресурсами:
- Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
- Участие в международных проектах (стараюсь подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);
- Переписка по электронной почте или/и создание собственных сайтов, или группы в социальной сети. (Данный вид деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик», соответственно я предлагаю данный вид работы учащимся 9-11 классов);
Существует огромное множество разных образовательных сайтов и порталов, работа с которыми помогает детям в изучении иностранных языков.
При отборе сайтов для использования на уроках английского языка я руководствуюсь следующими критериями:
· аутентичность языка: сами сайты могут быть как аутентичными, так и учебными;
· соответствие тематике, заданной стандартом;
·допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики;
· современность материала, его достоверность.
Вот несколько примеров сайтов, которые часто используются мною в работе,
http://oxforddictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
Сайты, представляющие словари, используется практически на каждом уроке. В начале работы обязательно проводится обучающее занятие, знакомящее детей со структурой сайта, его возможностями, учитель помогает учащимся зарегистрироваться на сайте.
Один из видов работы – Слово дня. Данный раздел помогает пополнить словарный запас учащихся. При работе с данным разделом назначается ответственный, который на протяжении недели следит за изменениями на сайте, а потом готовит на основе этого сообщение для одноклассников представляя слова, поясняя их значение. При подготовке ребенок может самостоятельно отрабатывать фонетические навыки, т к каждое слово сопровождается звуковым примером. Учитель следит за тем, какие слова были представлены, и в игровой форме помогает закрепить и повторить материал. Часто для данной цели используются обучающие игры с сайта. Здесь же учащиеся учатся находить синонимы, антонимы к словам из текстов, отрабатываемых на уроке – т к это не только словарь, но и тезаурус. Данный ресурс еще и помогает тренировать правописание английских слов и предложений, поясняя учащимся, на что нужно обратить внимание.
Поскольку многие из наших учащихся принимают участие в сдаче международного экзамена, Pearson test of General English, другой сайт, с которым я работаю, посвящен этому экзамену http://pearsonpte.com Во –первых, на сайте есть вся необходимая информация по экзамену, которая может быть полезной для наших учащихся и их родителей, во- вторых, есть примеры тестовых заданий, которые используются как материалы для подготовки к экзамену, а также для определения уровня языковой компетенции учащегося, чтобы направить его на нужный экзамен.
Содержание учебного материала предоставляет широкую возможность для данной работы, так как затрагивают различные сферы социальной и культурной среды окружающей учащихся, а интернет ресурсы дают учащимся шанс узнать больше об англо-говорящих странах, их традициях, обычаях. Интернет ресурсы помогают и в работе над лингво-страноведческим материалом курса, и решают многие межпредметные задачи. Так в реализации этого направления, нам очень помогают учителя информатики, которые на первых же уроках 7-8 классе учат ребят пользоваться текстовыми редакторами (оформлению докладов, сообщений, исследовательских работ) и созданию презентаций, минифильмов, комиксов.
Проектые работы, которые включены в планирование, в основном направлены на реализацию этих задач и так же являются самостоятельной работой учащихся – индивидуальной и групповой. Приучаясь к исследовательской работе на ранних стадиях обучения, дети учатся отбирать необходимые материалы, структурировать их, анализировать и комбинировать информацию из разных источников, и получают бесценный опыт практической деятельности – постановка цели работы, поиск и структурирование материала, выделение главного и отбор содержания по проблеме, подготовка публичного выступления и презентации результатов исследования.
Исследовательская деятельность гимназистов позволяет не только закрепить навыки самостоятельной работы, но и расширить знания по конкретной теме, изучаемой на уроке в рамках определенной программы. Например, учащиеся 8 классов выполняют проекты по теме «Знаменитые цивилизации прошлого», «Вымершие животные», «Чудеса света».
9 классы «Достопримечательности моего города», «Знаменитые открытия», «Достопримечательности Лондона», а так же работы посвященные знаменитым английским писателям – Шекспиру, Конан Дойлю, Уайлду. Работа с литературными произведениями идет в тесном сотрудничестве с кафедрой русского языка и литературы, и уже в этом году проект, посвященный Оскару Уайлду и его творчеству, вышел за рамки класса, и учащиеся 11 класса готовили викторину по творчеству этого знаменитого писателя для 9 классов. Работа велась и на уроках литературы (в рамках внеклассного чтения) и уроках английского языка, учащиеся изучали биографию, творчество писателя, инсценировали фрагменты его произведений.
Хочу отметить, что в своей работе я использую не только интернет сайты, но и различные образовательные игры – в качестве дополнительного материала для проверки знаний учащихся. Такой метод работы позволяет повысить интерес к уроку и дать ребенку опыт оценки его деятельности.
Подводя итого, хочу еще раз отметить, что Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки, но и речевые умения. В процессе работы повышается уверенность учащихся в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т к при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка
Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............
Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка.
Данный материал позволяет учителям использовать в своей работе опыт в проведении уроков-проектов...
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка"
Выступление на школьном методическом совете...
Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...
Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...
«Английские песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка»
Данное исследование представляет собой I этап работы по теме «Песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка». Оно представляет собой теоретико-исследо...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках английского языка.
Создать мотивацию к обучению иногда бывает очень не просто. Как достигнуть пробуждения интереса к обучению у ребёнка?Выбирайте игровые формы работы на уроке, конечно, если это позволяют задачи урока.К...