Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка
статья на тему

Захарченко Ольга Сергеевна

Использование возможностей информационных технологий доступных учащимся сегодня  в  процессе обучения ведет к повышению мотивации учащихся, развитию интереса к предмету,  а так же предоставляет огромные возможности для самостоятельной работы учащихся. Все это мы используем на уроках иностранного языка, начиная со средней школы (5 класс), постепенно приучая учеников к анализу интернет ресурсов, использованию  англоязычных поисковых систем, обработки материала и его презентации  в классе.

 Содержание учебного материала предоставляет широкую возможность для  данной работы, так как затрагивают различные сферы социальной и культурной среды окружающей учащихся, а  интернет ресурсы дают учащимся шанс узнать больше об англоговорящих странах, их традициях, обычаях.

 Приучаясь к исследовательской работе  на  ранних стадиях обучения,   учащиеся учатся  отбирать необходимые материалы, структурировать их, анализировать  и комбинировать  информацию из разных источников,    и получают бесценный опыт практической деятельности – постановка цели работы, поиск и структурирование материала, выделение главного и отбор содержания по проблеме, подготовка публичного выступления и презентации результатов исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnaziya_no.114_zakharchenko_o.s._spb.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Захарченко Ольга Сергеевна, Санкт-Петербург

Информационно-обучающая среда как средство развития самостоятельной работы учащихся  на уроках английского языка

Интернет притягивает внимание детей практически с младенчества – с того момента как они получают доступ к компьютеру. По статистическим исследованиям более 90% наших детей пользуется интернетом и 80%  учащихся зарегистрированы в различных социальных сетях.

Зная об этом, мне кажется важным научить детей ориентироваться в  виртуальном информационном пространстве и показать обучающие возможности интернета,  максимально использовать их на благо учащихся.

Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  1. формировать устойчивую мотивацию;
  2. активизировать мыслительные способности учащихся;
  3. привлекать к работе пассивных учеников;
  4. делать занятия более наглядными;
  5. обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;
  6. приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
  7. обеспечивать моментальную обратную связь;
  8. повышать интенсивность учебного процесса;
  9. обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;
  10. формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи;
  11. расширять словарный запас;
  12. воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;
  13. реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению.

В процессе работы с интернет ресурсами формируются умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

 

а)  умение осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей;

 

б) анализировать и оценивать прочитанное;

 в) сортировать информацию на главную и второстепенную;

 г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация .

          В своей работе я используем следующие формы работы с Интернет ресурсами:

  1. Самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);
  2. Участие в международных проектах (стараюсь подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);
  3. Переписка по электронной почте или/и создание собственных сайтов, или группы в социальной сети. (Данный вид  деятельности требует определенной технической подготовки, т. к. у каждого учащегося должен быть «почтовый ящик», соответственно я предлагаю данный вид работы учащимся 9-11 классов);

         Существует огромное множество разных образовательных сайтов и порталов, работа с которыми помогает детям в изучении иностранных языков.

         При отборе сайтов для использования на уроках английского языка я руководствуюсь следующими критериями:

 · аутентичность языка: сами сайты могут быть как  аутентичными, так и учебными;

 · соответствие тематике, заданной стандартом;

 ·допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики; 

· современность материала, его достоверность.

Вот несколько примеров  сайтов, которые часто используются мною в работе,

 http://oxforddictionaries.com/

http://www.ldoceonline.com

  http://www.macmillandictionary.com/ 

  Сайты,  представляющие  словари, используется практически на каждом уроке.  В начале работы обязательно проводится обучающее занятие, знакомящее детей со структурой сайта, его возможностями, учитель помогает  учащимся зарегистрироваться на сайте.

 Один из видов работы – Слово дня. Данный раздел помогает пополнить словарный запас учащихся. При работе с данным разделом  назначается ответственный, который на протяжении недели следит за изменениями на сайте, а потом готовит на основе  этого сообщение для одноклассников представляя слова, поясняя их значение. При подготовке ребенок может самостоятельно отрабатывать фонетические навыки, т к  каждое слово сопровождается  звуковым примером. Учитель следит за тем, какие слова были представлены, и в игровой форме помогает закрепить и повторить материал. Часто для данной цели используются  обучающие игры с сайта. Здесь же учащиеся учатся находить синонимы, антонимы к словам из текстов, отрабатываемых на уроке – т к  это не только словарь, но и тезаурус. Данный ресурс еще и помогает тренировать правописание английских слов и предложений, поясняя учащимся, на что нужно обратить внимание.

Поскольку многие из наших учащихся принимают участие в сдаче международного экзамена, Pearson test of General English, другой сайт, с которым я работаю, посвящен этому экзамену http://pearsonpte.com  Во –первых, на сайте есть вся необходимая информация по экзамену, которая может быть полезной для наших учащихся и их родителей, во- вторых,   есть примеры тестовых заданий, которые  используются  как материалы для подготовки к экзамену, а также для определения уровня языковой компетенции учащегося, чтобы направить его на  нужный экзамен.

Содержание учебного материала предоставляет широкую возможность для  данной работы, так как затрагивают различные сферы социальной и культурной среды окружающей учащихся, а  интернет ресурсы дают учащимся шанс узнать больше об англо-говорящих странах, их традициях, обычаях.  Интернет ресурсы помогают и в работе над лингво-страноведческим материалом  курса, и решают многие межпредметные задачи. Так в реализации этого направления, нам очень помогают учителя информатики, которые на первых же уроках 7-8 классе учат ребят пользоваться текстовыми редакторами (оформлению докладов, сообщений, исследовательских работ) и созданию презентаций, минифильмов,  комиксов.

Проектые работы, которые включены в планирование,  в основном направлены на реализацию этих задач и так же являются самостоятельной работой учащихся – индивидуальной и групповой.  Приучаясь к исследовательской работе  на  ранних стадиях обучения,   дети учатся  отбирать необходимые материалы, структурировать их, анализировать  и комбинировать  информацию из разных источников,    и получают бесценный опыт практической деятельности – постановка цели работы, поиск и структурирование материала, выделение главного и отбор содержания по проблеме, подготовка публичного выступления и презентации результатов исследования.  

Исследовательская деятельность гимназистов позволяет не только закрепить навыки самостоятельной работы, но и расширить знания по конкретной теме, изучаемой на уроке в рамках определенной программы.    Например, учащиеся 8 классов выполняют проекты по теме «Знаменитые цивилизации прошлого»,  «Вымершие животные», «Чудеса света».

9 классы «Достопримечательности моего города», «Знаменитые открытия», «Достопримечательности Лондона», а так же работы посвященные знаменитым английским писателям – Шекспиру, Конан Дойлю, Уайлду.   Работа с литературными произведениями идет в тесном сотрудничестве с кафедрой русского языка и литературы, и  уже в этом году  проект, посвященный Оскару Уайлду и его творчеству, вышел за рамки  класса, и учащиеся 11 класса готовили викторину по творчеству этого знаменитого писателя для 9 классов. Работа велась и на уроках  литературы  (в рамках внеклассного чтения) и уроках английского языка,   учащиеся изучали биографию, творчество писателя, инсценировали фрагменты его произведений.

         Хочу отметить, что в своей работе я использую не только интернет сайты, но и различные образовательные игры – в качестве дополнительного материала для проверки знаний учащихся. Такой метод работы позволяет  повысить интерес к уроку  и дать ребенку опыт оценки его деятельности.

          Подводя итого, хочу еще раз отметить, что Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки, но  и речевые умения.  В процессе работы повышается уверенность учащихся  в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т к при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство развития диалогической речи на уроках английского языка

Содержание Введение.......................................................................................................... 31. Теоретические основы развития навыков диалогической речи............

Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка.

Данный материал позволяет учителям использовать в своей работе опыт в проведении уроков-проектов...

Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...

Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...

«Английские песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка»

Данное исследование представляет собой I этап работы по теме «Песни как средство развития заинтересованности учащихся на уроках английского языка». Оно представляет собой теоретико-исследо...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках английского языка.

Создать мотивацию к обучению иногда бывает очень не просто. Как достигнуть пробуждения интереса к обучению у ребёнка?Выбирайте игровые формы работы на уроке, конечно, если это позволяют задачи урока.К...