Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Актуальность опыта: В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение иностранного языка как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
- речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательных интересов в других областях знания.
Сущность представляемого опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках через разнообразные формы, методы и приемы работы.
Область применения: среднее звено.
Теоретическая база опыта: новые задачи в обучении АЯ предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе я опиралась на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.
Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в различных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, географи). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).
Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами.
Для успешного опыта необходимо:
1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.
2. Социальная активность и криативность.
3. Чувство профессионального долга и личная ответственность
4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.
5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).
6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.
7. Профессиональная самореализация.
8. Работа с родителями
9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.
10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.
Система работы учителя
Была создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.
Элементы системы:
- · Отбор дополнительного теоретического материала;
- · Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
- · Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;
Межпредметные связи
Уроки английского языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы с учениками вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).
Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; мультимедийные диски «Использование грамматики АЯ».
Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.
Нетрадиционные формы уроков.
Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и органайзеры-переводчики, электронные словари и т. д. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.
- · урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
- · урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
- · урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
- · урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
- · урок-викторина («Занимательная грамматика»);
- · видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
- · урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);
- · урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);
- · урок -розыгрыш («Интрига»)
- · урок-разговор по душам («Внешность»)
- · урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
- · урок-зачет («Планы на будущее»)
- · урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников».
Тема: «Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников». Автор опыта: Баранова Анна Васильевна, учитель английского языка МКОУ СОШ №7 г. Св...

Проблема контроля и оценки уровня иноязычной коммуникативной компетентности школьников в условиях ФГОС
Процесс развития коммуникативной компетентности невозможен без достижения минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноя...

Методический семинар «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования творческого потенциала обучающихся»
Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои творческие задатки и способных всесторонне оценивать и решать вста...
Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB-КВЕТ НЕ ДОПУСТИТ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВАШИХ УЧАЩИХСЯ В ПАССИВНЫХ СОЗЕРЦАТЕЛЕЙ! В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, у...
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности обучения посредством применения метапредметного подхода
статья по теме саообразования...
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, форма работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических ме...