Методическая статья Редактирование сочинения (Английский язык)
статья по английскому языку по теме

Усова Татьяна Владимировна

Редактирование  - важный этап в процессе проверки сочинения. В статье предлагается алгоритм проверки работы на уровне содержания и языковой формы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_redaktirovanie_sochineniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усова Татьяна Владимировна
Учитель высшей категории,
эксперт единого государственного экзамена по английскому языку

Редактирование сочинения


Рекомендации по исправлению ошибок на уровне содержания и языковой формы

Санкт-Петербург 2013

Перед вами – версия сочинения.

Следующий шаг – исправление ошибок (5-7 минут).

1.Исправление ошибок в содержании на уровне текста:

-все ли требования к заданию выполнены (посмотрите еще раз, что следует делать, проанализируйте, что сделали вы).

-сформулирован ли главный тезис, соответствует ли он заданию.

(Идея сочинения должна выражаться в четко сформулированном главном тезисе.

Если не удается определить главный тезис, то причин может быть несколько:

а)Главный тезис отсутствует из-за неправильного планирования сочинения.

(Если вы уделили время «мозговому штурму» (2-3 мин.), выработке главного тезиса и плану(10мин), вы избежите подобной неудачи).

б)Главный тезис не соответствует заданию.

Лучше изменить тезис, чем само сочинение, но так, чтобы новый тезис отвечал заданию.

Если вы не хотите или не можете изменить тезис, попробуйте переделать текст.

с)У вас более одного главного тезиса. Это результат недостаточного фокусирования темы на стадии подготовки и планирования. Попробуйте связать тезисы общей идеей, либо возьмите одну из разрозненных мыслей за основу и тщательно докажите ее.

Насколько эффективна его аргументация?

Ценность доказательств не только в количестве, но и в качестве; связь доказательств с главным тезисом должна присутствовать всегда, на каждом этапе работы над сочинением.

 Итак, есть тезис и его аргументация. Проверьте наличие  примеров, фактов, мнений, контраргументов, цитат, а также отсутствие крайностей, оскорблений, обидных фраз.

Удостоверьтесь, достаточно ли у вас доказательств, сумели ли вы убедить читателя, а именно:

на каких принципах строится аргументация вашего тезиса?  

В зависимости от формулировки задания плановые структуры подразделяются на хронологическую, иерархическую, сравнительно-сопоставительную, причинно-следственную, аналитическую, логическую и креативную.

Обязательно должен быть один основополагающий принцип. Если вы не можете его определить, подберите подходящую стратегию (плановую структуру ) и организуйте свои идеи так, чтобы осветить цель, тезис, доказательства.

Подходит ли эта стратегия? Если вам удалось определить стратегию, удостоверьтесь, верна ли она – подходит ли для развития сюжета вашего сочинения.

Например, вы строите свое сочинение на сравнении и используете блоковую технику сравнения, а может быть, вам эффективнее будет использовать аспектовую систему. Однако нельзя в одном абзаце применить блоковую стратегию, а в другом – аспектовую. Пересмотрите стратегию и придите к единоначалию.[1:83]

2.Исправление ошибок в абзацах.

Обратимся к сочинению в целом. Как с точки зрения логики расположены абзацы? Как лучше расположить абзацы? Как усилить один, убрать другой? Как только вы разберетесь с этими вопросами, можете приступить к ревизии каждого абзаца. Определите:

-сколько ключевых идей в вашем абзаце (мини-тезисов)?

-насколько эффективен переход к следующему абзацу?

-выполняет ли каждый абзац свою функцию?

        Помните: абзац – серия предложений, объединенных общей идеей (мини-тезисом).Если у вас несколько мини-тезисов, то столько же должно быть и абзацев. Всмотритесь в каждый абзац и подчеркните мини-тезис. Если вы не можете его определить, всмотритесь повнимательнее -  возможно, вам удастся найти направляющую мысль и сделать из нее мини-тезис. В крайнем случае сконцентрируйтесь на содержании всего абзаца и решите, какая мысль могла бы объединить все предложения. В результате такого поиска может выявиться тот факт, что эти предложения не нужны в рамках данного сочинения. В таком случае лучше избавиться от них.1:88

Соответствие главному тезису.

Если в одном абзаце более одного мини тезиса – разбейте его на два. Но прежде, чем это сделать, убедитесь, стоит ли ключевая идея того, чтобы из нее сделали самостоятельный мини-тезис, отвечает ли она главному тезису и  общей задаче. Если нет, откажитесь от второго мини-тезиса. Мысли, не относящиеся к теме вашего сочинения, уводят в сторону не только вас – они мешают читателю сосредоточиться на затронутой теме.[1:89]

Развитие сюжета.

Как только установили мини-тезис каждого абзаца, проверьте, доказан ли он всем содержанием абзаца. Мини-тезис, как и главный тезис, требует аргументации. Особое внимание уделите коротким абзацам, состоящим из одного-двух предложений. Убедитесь, насколько они серьезны.

Вы имеете право на короткий абзац, но только в том случае, когда надо особо подчеркнуть важность сказанного.

Переходы (transitions)

На стадии исправления ошибок необходимо обратить внимание на слова и фразы для связи  мыслей внутри абзацев и между ними. Существуют слова и фразы  для определенной организационной структуры.

Хронологическая структура - then, next, afterwards, firstly, secondly, thirdly, before, when, until, later; иерархическая -firstly, secondly, thirdly, furthermore, above all;

сравнительная – like, unlike, just as, in the same way, on the other hand, instead, similarly, however,  nevertheless, although, but;

причинно-следственная — so, because,  therefore, hence, as a result, thus, accordingly;

креативная — such as, for example, for instance.[1:90]

Существуют особые слова и фразы для конкретных случаев. 

It is a well-known fact that..., Many people believe that..., It is often claimed that...,There are several ways of looking at the problem of... - чтобы представить  предмет;

First of all,... Firstly,... to begin with,... in the first place, ...let us begin by looking at..., the first thing that should be noted is... - чтобы начать дискуссию;

Secondly,... Thirdly,... Lastly/Finally,....As for..., As regards...,It should also be noted that...,In addition, Besides this,...  What is more... - чтобы продолжить дискуссию;

However,... Nevertheless,...The opposite may also be true. (On the one hand...) On the other hand,...There is more than one way of looking at this problem. - показать другую сторону проблемы;

for example, for instance, specifically – необходимы перед тем, как будет приведен пример; 

also, moreover, in addition – если требуется добавить  информацию;

in fact, indeed, certainly – сделать акцент;

all in all, to sum up, in conclusion, in summary, in general, the issue is far from solving yet, but… - подвести итог сказанному.

Не нужно лишних связующих слов. Используйте  this/it для связи предложений.[9]

Особые абзацы – введение, заключение.

Им следует уделить должное внимание на стадии корректуры.

Введение – первое впечатление. Перечитайте введение и ответьте на вопросы:

- показан ли контекст для понимания главного тезиса?

- провозглашен ли главный тезис?

- способно ли введение  заинтересовать читателя?

Заключение – последний возможность произвести впечатление на читателя. Ответьте на вопросы:

- отражает ли оно главный тезис?

- предлагает ли оно новое понимание?

- создается ли ощущение завершенности?

- вызывает ли эмоции у читателя?

3.Исправление ошибок в предложениях.

Итак, вы пересмотрели как все сочинение в целом, так и каждый абзац в отдельности. У вас есть четко сформулированный тезис, обоснованные доказательства, абзацы организованы в единую структуру с хорошими переходами.

Теперь следует обратиться к предложениям. Они должны быть лаконичными и однозначными по форме и содержанию.

Лаконичность высказывания

Чем меньше слов вы используете, тем они понятнее читателю.

-Старайтесь избегать предложений, которые не несут конкретной смысловой нагрузки.

-Конструкции There is, it is открывают доступ словам,  которые вуализируют идеи.

-Избегайте воды, нагромождения слов, повторов, тавтологии.

-That, who, which phrases часто отягощают предложения, их следует перефразировать, используя прилагательные.

-Избегайте слишком коротких предложений – простой констатации факта. Не впадайте в другую крайность: не увлекайтесь высокопарным стилем. Избегайте жаргона.

Однозначность высказывания

Можно отметить три причины непонимания читателем истинного смысла высказывания:

-нарушение порядка слов;

-образность высказывания;

- неправильное использование личных местоимений.

Динамизм высказывания

 Активный залог придает высказыванию не только динамизм, но и компетентность, большую авторитетность. Пассивный залог констатирует факт. Активный залог придает этому факту действенную силу.[1:103]

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

НА УРОВНЕ

ЯЗЫКОВОЙ ФОРМЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Нарушение порядка слов приводит к нарушению грамматической структуры предложения.

Инверсия оправдана в том случае, если предложение начинается со слов:

Here, There, So…, Rarely, Seldom, Hardly, Only, Not only, Not a…

Only once have I received his invitation.

Неполные предложения.

I know, is very important to know English.

I know, it is very important to know English.

Двойное подлежащее Helen she is a very reserved person.

Helen is a very reserved person.

Нарушение параллельной конструкции (единой грамматической структуры)

I think, I plan, I am writing. 

I think, I plan, I write.

Нарушения правила согласования времен. Соблюдайте правило согласования времен, не перескакивайте (без оснований), например, с Present Simple на Past Simple и наоборот.[1:109]

ПУНКТУАЦИЯ. ФОРМАТИРОВАНИЕ.

Знаки препинания между предложениями.

Когда два и более предложений идут одно за другим без правильной пунктуации, происходит нарушения семантики.

Способы исправить ситуацию:

- точка; запятая + союз; точка с запятой (точка с запятой + наречие); тире;  придаточное предложение + союзное слово.

We have to study English it is necessary.

1. You have to study English. It is necessary.

2. We have to study English, for it is necessary.

3. We have to study English; it is necessary. It is necessary; consequently, we have to study English.

4. We have to study English it is necessary.

5. We have to study English because it is necessary.

Знаки препинания внутри предложений

Неправильная расстановка знаков может может вызвать двусмысленность.

Орфографические ошибки могут быть грамматическими: allready, plaing, unpolite, etc. и механическими (техническими): thi, hte, neiither, etc.

Старайтесь писать не только грамотно но и разборчиво.

Форматирование

Расположение текста на странице, количество абзацев, соблюдение полей, отступов тоже имеет значение.

Лучше озаглавить свое произведение в самом конце работы над сочинением, соблюдая правила:

- все значимые части речи должны начинаться с прописной буквы;

- все второстепенные части речи (предлоги, союзы, артикли, частицы) пишутся со строчной буквы, если они не являются первым словом в заголовке;

- в заголовке не должно быть кавычек, но могут быть восклицательные и вопросительные знаки;

- Заголовок должен быть броским, не повторять формулировку всего задания или какой-либо его части, например:

Задание ( Assignment )

Leisure activities: outdoors or indoors? Which do you prefer?

Заголовок ( Title )

Outdoor and indoor activities.

Indoor or outdoor leisure activities?

Different people – different leisure activities. [1:111]

РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ. (алгоритм вышесказанного)

 Последовательная проверка всей работы.

ПРОСМОТР ВСЕГО СОЧИНЕНИЯ В ЦЕЛОМ

1.Я выполнил(а) все требования к заданию.

2.Во введении я сформулировал(а) главный тезис, из которого видно, в каком направлении будет развиваться сюжет.

3.Моя аргументация эффективно развивает центральную идею.

4.Заключение логично, соотносится со вступлением.

Эссе с аргументацией «за» и «против».

Эссе с элементами рассуждения по теме (Ваше мнение).

Введение.

Введение.

Я выражаю двойственность представленной темы.

   

Основная часть.

Я формулирую основную идею, ясно выражаю свое мнение.

Основная часть

Я привожу аргументы «за» и «против» в разных абзацах (либо в каждом из абзацев). Я представляю аргументы симметрично (например,социальные, образовательные аспекты).

Моя аргументация «за» и «против»сбалансирована

Я раскрываю тему: отстаиваю свое мнение  двумя   (тремя) аргументами (в отдельных абзацах); даю другую точку зрения с примерами и объясняю, почему с нею не согласен ( два контраргумента на аргумент другой точки зрения).

Заключение.

Заключение.

Я вновь говорю о разных точках зрения, но связываю «за» и «против», находя компромисс.[6:159]





Я указываю на проблемность темы, я способен(на) видеть другие точки зрения, но свое мнение мне кажется более убедительным.

 


* В эссе такого типа не нужно обязательно использовать аргументы «за» и «против», можно остановиться только на положительных или отрицательных аспектах темы. [6:160]

ПРОВЕРКА КАЖДОГО АБЗАЦА

4.Мое введение начинается с общего утверждения (или моего собственного высказывания), в котором используются синонимы ключевых слов задания.

5.Во введении я задаю тон всему сочинению, заинтересовываю читателя (например, цитатой. риторическим вопросом, ситуацией, статистическими данными).

6.Идеи, представленные во вступлении, я развиваю в каждом абзаце.

Я включил(а) основную идею каждого абзаца(мини-тезис) в первое предложение, создав скелет сочинения.

7.Я использовал(а) достаточное количество примеров и фактов.

8. Я использовал(а) соединительные слова достаточно эффективно, для того чтобы связать идеи, и мои предложения логически связаны и естественно перетекают из параграфа в параграф.

9. Каждый абзац выполняет  свою функцию, раскрывая центральную идею.

10.В заключении я довожу до логического конца главную идею сочинения, соотношу ее со вступлением.

11.В заключении я воздействую на чувства, эмоции читателя, используя…(призыв к действию предсказание, рекомендации).

ПРОВЕРКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

12.Мои предложения лаконичны, однозначны.  Я правильно использовал(а) грамматические конструкции, времена глаголов, связь между подлежащим и сказуемым не нарушена, правильно использованы суффиксы глаголов, существительных и прилагательных. Правильно использованы предлоги и артикли. [5:104]

13.Я выбрал(а) верный, литературно-разговорный стиль[4:147],  лексика в основном нейтральна, но в то же время разнообразна и соответствует поставленной задаче..

14.Орфография и пунктуация верны.

 Помните, редактирование будет эффективным при условии, что вы писали сочинение на английском языке, а не переводили с родного. Пользуйтесь лексикой и грамматическими структурами, в которых  вы уверены. Лучше писать просто и правильно.

Библиография.

1.Акимова О.В. Международный экзамен по английскому языку. - С.-П.: Каро, 2007. - 218с.

2.Bear K. How to write an Essay. http://esl.about.com/cs/writing/ht/ht_essay.htm

3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Английский язык. ЕГЭ. Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010. - 112с.
4. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка. - М.: Елиториал УРСС, 2005. - 206с.

6. Соловова Е.Н., Солокова И.Е. State Exam Maximiser Workbook. Английский язык. - Pearson Education Limited, 2008. - 112с.

7. Чокер Сильвия. Связующие слова. - М.: АСТ, 2004. - 225с.

5. Протасеня Е.П. Как сдать «IELTS». - М.: АСТ, 2005. - 237с.

8. Электронный ресурс. IELTS Skills APPS. Writing.

9. Электронный ресурс . 202 IELTS WRITING HELPER (Academic)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Сочинение "Английский язык вокруг нас"

Сочинение обучающегося 8 класса по теме "Английский вокруг нас"....

Авторский сценарий сказки на английском языке "Lion Hearted Kitten", опубликованный в интерактивном научно-методическом журнале "Сообщество учителей английского языка"

Стихотворное изложение сказки "Котёнок - Львиное сердце" для постановки в школьных драматических коллективах....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Кто хочет стать миллионером" (на английском языке)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Кто хочет стать миллионером" (на английском языке)...

Методическая разработка урока по английскому языку «Образование и использование времен в английском языке» 10 класс

Урок по теме: «Образование и использование времен в английском языке» по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Счастливый английский. ру/ Happy English.ru» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обни...