Проблемы обучения английскому языку
статья по английскому языку по теме

Петренко Ольга Сергеевна

Ключевой задачей в преподавании этого предмета, как частности, является доходчивое и понятное разъяснение материала школьникам, которые, преимущественно, ещё не обладают достаточной обрабатывающей способностью для усвоения сложных информационных нагрузок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_obucheniya_angliyskomu_yazyku.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы обучения английскому языку

Наряду со многими другими предметами, преподаваемыми в школе, предмет Английского языка является одним из наиболее актуальных и востребованных.

Ключевой задачей в преподавании этого предмета, как частности, является доходчивое и понятное разъяснение материала школьникам, которые, преимущественно, ещё не обладают достаточной обрабатывающей способностью для усвоения сложных информационных нагрузок. Во многих случаях сложности в усвоении материала также обусловлены слабой способностью учащихся к запоминанию преподаваемого материала, в первую очередь нового лексического.

С точки зрения психологии  известно, что многие дети, а также взрослые, в силу их высокой закомплексованности, в случае полного непонимания ими преподаваемого материала, стесняются задавать вопросы при так называемых посторонних лицах в лице их одноклассников  или сокурсников.  В виду этого, они вынуждены участвовать в пассивном учебном процессе, машинально записывая в тетрадь с трудом воспринимаемый, или невоспринимаемый вообще, материал.  От этого страдает весь учебный процесс, и на выходе мы имеем недостаточно образованный контингент.

На мой взгляд, методики, системы и процессы обучения английскому языку в школе должны быть значительно упрощены. То есть материал должен преподноситься доходчиво, доступно и понятно каждому школьнику. Грамматические основы  должны разъясняться просто и наглядно, и в то же время вызывать естественный интерес к учёбе у самих учащихся.

Очевидно, что такой «интерес» может быть вызван простотой, доходчивостью и понятийностью преподавания, позволяющими учащимся планомерно усваивать материал и получать соответствующие знания.

Ещё одним важным фактором, который необходимо учитывать для улучшения процесса обучения английскому языку, является излишняя требовательность некоторых учителей к учащимся, когда за мелкую ошибку, допущенную при выполнении домашнего задания, или даже банальную описку, снижается оценка. Такой подход – крайне неприемлем, так как  в совокупности  со сложностью, непониманием и неусвоением преподаваемого материала, у ученика вырабатывается полная или частичная  антипатия к самому предмету, вследствие чего пропадает интерес к обучению.

Не выдерживает никакой критики часто используемая преподавателями шаблонная система проверки домашних заданий.  Вместо имеющихся знаний, они используют заранее заготовленные шаблоны  с  так называемыми «правильными» ответами, записанными в категорически жёстких формах, не дающих никакой возможности школьниками применить более широкий спектр возможностей английского языка при выполнении домашних заданий, чем это даётся данным преподавателем. Метод догматической постановки задач – «Только так, а никак иначе» в силу простого незнания других возможных вариантов, крайне неприемлем в системе обучения подрастающего поколения.

Также хотелось бы обратить особое внимание на навязывание школьникам сложнейших грамматических основ английского языка, так называемых «перфектных» или «совершённых» времён.  Напомню, что в средней школе английский язык начинают изучать в 5-ом классе, тогда как каждый ученик обязан чётко знать «перфектные» времена уже в 6-ом. При этом необходимо учитывать, что в отличие от русского языка, в английском присутствует длинный ряд тонкостей, не имеющих соответствий в русском языке, которые непонятны даже многим  взрослым после многих лет изучения. Однако от детей существующая система обучения требует чрезмерную способность к пониманию, что для большинства школьников является непреодолимым препятствием в силу недостаточно развитой обрабатывающей способности, в первую очередь соответственно возрасту.

В странах, где английский язык является основным, этим грамматическим временным формам придаётся значительно меньше внимания. Так в английской средней школе «Перфектные времена» не изучаются вообще. Исключение составляют  элитные школы. В американской школе эти “времена” вкратце изучаются только в старших классах, а также многие учителя английского языка в США не могут сформулировать функциональность этих времён.  Другими словами, «Перфектные времена» по возможности игнорируются даже самими носителями английского языка, а выражаемые с их помощью мысли они стараются заменять более простыми формами.

Так, например, перфектное выражение (Present Perfect Active):  “I have done it” (Я сделал это) может быть выражено более простой формой (Present Simple) – “I did it”.

А выражение (Present Perfect Passive): “It has been done by me”. (Это было сделано мной.) напрямую соответствует Пассиву Страдательного залога:  “It was done by me”.

Таким образом, совершенно очевидно, что навязывание детям 10-12 летнего возраста сложных информационно-грамматических и, одновременно, мало употребляемых систем, приводит к потере интереса к изучению самого предмета, и отнимает много времени, необходимого для изучения и усвоения значительно более важного учебного материала.

В заключение, хотелось бы заострить вопрос на самом важном аспекте изучения любого языка, которому не придаётся никакое значения ни в школах, ни в институтах. Речь идёт о разговорном языке, то есть о способности к общению, к диалогу. На мой взгляд, именно этому аспекту должно уделяться первоочередное внимание при обучении языкам. При этом следует помнить, что упрощённое преподнесение учебного материала повышает эффективность восприятия предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образов...

Проблемы обучения английскому языку.doc

Наряду со многими другими предметами, преподаваемыми в школе, предмет Английского языка является одним из наиболее актуальных и востребованных...

Проблема повышения мотивации школьников в обучении английскому языку.

Желание учеников учится является неотъемлемой частью процесса обучения. Без него не будет успеха и результата. Несколько лет я работала над темой "Повышение мотивации младших школьников в обучении анг...

Культурный компонент в содержании обучения английскому языку. ( проблема методики)

Культурным компонентом являются особенные даты, традиции, символика, одежда, кулинария любой страны. Ознакомление с этим даёт полное представление о стране изучаемого языка...

Проблемы обучения английскому языку в начальной школе

В этой статье раскрываются основные порблемы обучения АЯ в начальной школе и их решения....

Основные проблемы обучения английскому языку как второму иностранному

Конкурс "Педагогические надежды" II этап, г. Санкт-Петербург, 2016г...