Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.
материал по английскому языку на тему

Привычные приемы обучения, направленные на передачу знаний, вытесняются иными, позволяющими самостоятельно овладевать нужной информацией, личностными и интеллекторазвивающими. Этому и служит развивающее обучение, одной из составляющих которого является технология развития критического мышления.Соединяя и дополняя различные приемы технологии, учитель адаптирует урок к конкретному материалу и уровню учащихся.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №187

Учитель английского языка

Артеменкова Ирина Михайловна

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Стремительные изменения и реалии современного мира

Мировой рынок

Информационный бум

Экономический кризис

Выборы

Кастинг

Конкурентная борьба во всех областях

    вносят свои коррективы в жизненно важные процессы, диктуют свои требования, в том числе, и в области  системы образования.

Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Традиционное обучение знаниям, умениям, навыкам, ориентированное на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются иные требования к личности  и процессу ее развития в школе.

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чему учить?». Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Портрет выпускника начальной школы:

любознательность, активность, заинтересованность;

владение основными умениями учиться, способность к организации собственной деятельности;

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения.

         Этому и служит развивающее обучение, одной из составляющей которого в начальной школе является технология развития критического мышления.  В рамках образовательной технологии развития критического мышления существует множество технологических приемов. Комбинируя эти приемы, учителя могут адаптировать урок к конкретному материалу и к уровню развития учащихся.

Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Данная технология соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

  - ученик является активным субъектом учебной деятельности;

  - организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;

  - технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Структура урока с использованием технологии развития критического мышления

 Вызов – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знания учащихся;

 вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».         

Осмысление –часть урока, посвящённая новому материалу;

получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.

Рефлексия – закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.

Такая структура урока соответствует логике восприятия человеком различных явлений жизни:

сначала необходимо вспомнить, что уже известно по этой теме,

затем познакомиться с новой информацией,

и, наконец, где и как можно применить полученные знания.

Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Конечно, не все приемы можно использовать в первом классе, например, а некоторые из них, отвечающие возрастным особенностям первоклассников, такие, как: «Верите ли Вы …», кластер, составление синквейна, корзина идей и др.

Приемы технологии формирования критического мышления в начальной школе

Кластер          «Учим алфавит»

 Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию.

                Кроме того, большой                 потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах"

Развитию творческого мышления на
уроке способствуют:

Организация познавательной деятельности учащихся
Осмысление материала
Дифференцированный подход
Оперативная обратная связь
Само- и взаимоконтроль

Взаимное проникновение этапов урока  

заинтересованность

 взаимопонимание

 деловая раскрепощённость

aтмосфера творчества

«Кластер» по теме «Кто что умеет делать»

Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

Кластеры могут стать как приемом на . стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

«Дерево предсказаний»
Также можно использовать уже на первом году обучения языку
 

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе.

«Корзина» идей

Этот прием напрямую связан с созданием кластеров.  

Синквейн
- прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме). 

House                   тема (имя существительное).

big, nice                описание темы двумя словами (прилагательные)

live, sleep, play     описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

like to invite friends           фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме

building       одно слово, синоним темы  

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Таким образом, использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет сделать работу более эффективной, интересной и творческой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Приемы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

В статье содержится обзор приемов формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование критического мышления на уроказ английского языка в начальной школе

Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

«Формирование критического мышления на уроках английского языка»

Развивать мышление - значит развивать умение думать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.Одной из технологий способной реши...

Презентация «Формирование критического мышления на уроках английского языка»

Развивать мышление - значит развивать умение думать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.Одной из технологий способной реши...