использование икт на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

всё большее значение приобретает при изучении английскогоязыка ИКТ. В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СО СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УЧИЛИЩА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_angl.yaz_.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГБОУСПО «РЖЕВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (техникум)»

СООБЩЕНИЕ

на тему: «ИКТ на уроках английского языка»

подготовила: Силаева Т.А.

преподаватель английского языка.

г. РЖЕВ

201 2 г.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут, часто рутинные способы её передачи ,хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии - только способы обучения. Компьютер в учебном в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя ,а средство усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Современный студент — это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремиться быть всесторонне развитым ,а следовательно, он получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучению практическому овладению иностранным языком,  профильным медицинским английским.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность студентов. Современная методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности,  интересов и т.д.

На занятиях английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:

-формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

 -совершенствовать умения письменной речи студентов; -пополнять словарный запас студентов;

-формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

 Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные занятия английского языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает интерес к изучению языка, студенты имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.

Информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в таких вариантах:

-как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);

-как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

В своей педагогической практике я использую «проникающую» технологию. Исходя из классификации занятий, я применяю:

-урок-проект, использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.

Подготовка к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций - программа POWER POINT, видео ролики, флеш.

Урок введения нового материала. Использование презентаций, видеопроектора, таблицы. Урок закрепления пройденного материала. Использование он лайн тестов, студенты могут сразу же узнать результат работы и оценку.

Можно использовать урок-контроль. Повышая мотивацию студентов к практическому овладению письменной речи, можно использовать электронную почту, студенты могут на мой почтовый ящик отправить письма на английском языке по темам программного материала и получить комментарий в ответ.

Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой информации студентам и преподавателям.

 Страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов на медицинские темы, необходимую литературу и т. д.

Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.

Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на занятиях для каждой возрастной группы студентов по темам, критерии оценки учебных программных средств.

Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, то её можно сформулировать следующим образом: та или иная технология целесобразна,  если получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Литература:

Мартьянова ТМ. Использование проектных заданий на уроках английского языка

-Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка.

Формирование профессионально-личностной компетенции как фактора успешности самореализации будущего специалиста

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал большой разброс мнений по вопросу о признаках компетентности специалиста сферы образования. С учётом особой роли личности педагога в осуществляемой профессиональной деятельности (Е.А.Крюкова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, Н.К.Сергеев и др.) критерием качества его подготовки необходимо рассматривать профессионально-личностную компетентность как сложное взаимодействие профессиональных и личностных характеристик.

Исходя из выше изложенного, цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего медика.

В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего медика определяю:

способность к системному видению профессиональной реальности и системному действию в профессионально- медицинской ситуации;

умение находить нестандартные решения профессионально- медицинских задач;

мотивированное стремление к непрерывному  профессионально-личностному

самообразованию и самосовершенствованию;

владение системой профессионально-нравственных ценностей;

способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:

создание условий для созидания студентами субъективно нового знания, способов его

получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;

создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;

формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного медика, квалифицированно решающего профессиональные задачи в сфере медицины.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями,

составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:

гуманизации и демократизации педагогических отношений;

педагогики сотрудничества;

органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;

компетентности будущего медика, и последующую их коррекцию. Рефлексия как часть познания необходима специалисту. Рефлексия по поводу собственной "самости", сопоставление себя в прошлом и настоящем и ориентация на позитивные изменения в будущем, необходимы для того, чтобы студент не остановился в процессе профессионального самосовершенствования. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет студентам формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.

Для формирования рефлексивного мышления студентов использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.

Для измерения результатов сформированости   профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности студентов к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты  сформированости  профессионально-значимых качеств личности.

Показателем эффективности своей педагогической деятельности считаю следующие результаты:

умение студентов организовать методически обоснованный учебный процесс в начальной школе

умение студентов анализировать свою педагогическую деятельность с целью

совершенствования профессионально-личностных качеств;

положительная динамика уровня готовности студентов к дальнейшему самообразованию и самореализации в сфере профессиональной деятельности.

Перспективу направления своей профессиональной деятельности выражу словами известного педагогу М-П. Щетинина: "Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Она требует постоянного творчества. Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра - новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего".

Литература:

Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. //

Школьные технологии. - 2005. - № 3.

Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы

формирования. // Директор школы. - 2006. - № 8.

Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе. //

Народное образование. - 2006. - № 5.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированно

развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;

активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса; создание на учебном занятии ситуации успеха.

Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет студенту стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт студентов посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студентам предоставляется возможность

отстаивать своё мнение;

участвовать в дискуссиях;

выступать в роли преподавателя;

решать методические задачи;

выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;

работать в микрогруппе.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у студентов адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности студентов, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.

Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего медика: проблемная занятие, дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические и лабораторные работы. Важное место в формировании будущего медика играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь студентов, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов,  участия в заседаниях проблемных групп.

Организация процесса обучения будущего медика немыслима без опоры на психологическую теорию деятельности, ибо для полноценного усвоения знаний и формирование профессиональных умений нужно постоянно, с первых шагов организовывать выполнение тех действий, которые хотя бы в какой-то мере отражали будущую профессиональную деятельность медика. Организовать такое обучение мне позволяют методические задачи, которые чаще всего не представляют информацию в готовом виде - её нужно извлечь, анализируя урок или отдельные задания, сопоставляя фрагменты урока и вопросы преподавателя. Осуществляя эти действия, медик, во-первых, сам "вычерпывает информацию", а во-вторых, одновременно приобретает опыт выполнения важных методических действий.

Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие студента, развитие собственных способностей студентов и формирование профессиональных умений.

Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной

личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;

субьектности;

проблемности;

целостности, единства личностного и профессионального развития человека.

Опираясь на подход к определению педагогической технологии В. М. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.

Продуктами проектирования являются рабочие программы по методике преподавания английского языка. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ГОС СПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего медика.

Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения студентов. Профессионально-педагогическая подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую основу, вторая - на познание студентом себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.

Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей студентов и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет студентам постичь своё "Я", что-то совершенствовать, исправлять в себе. Реализация поставленной задачи осуществляется через проведение на учебных занятиях пятиминуток "Познай себя", отслеживания студентами результатов самопознания в "Дневнике профессионального становления", осознанный выбор студентами способов самосовершенствования, саморазвития и самореализации, основанной на самопознании свои способностей и возможностей. Стимулирование самопознания студентов позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:

включение студентов в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;

 организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, составление проектов уроков, написание аннотаций на предлагаемую методическую литературу, анализ педагогических ситуаций, решение методических задач, подготовка сообщений докладов и др.);

предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт;

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО « РЖЕВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ(техникум)»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                     «СОГЛАСОВАНО»

 

 Методист ГБОУ СПО «Ржевское                 Составлено в соответствии с ГОС СПО                                                                      

 медицинское училище (техникум)»               Зам. директора по УР:                                                                                                              ________________М.В.Покровская              ______________________М.В.Покровская

«      »___________20___год                           «        « _________________20____год          

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

преподавателя английского языка

                                   

                                      Силаевой Татьяны Аркадьевны

на тему: «Формирование профессионально-личностной компетенции как фактора успешности самореализации будущего специалиста»

Рассмотрена и обсуждена

                                                                         на заседании ЦМК

                                                                      Протокол № ___

                                                                                  от «___» _______20__г.

                                                                           Председатель ЦМК:

                                                                                          __________ Т.А.Силаева.

 

г. Ржев

20___год  

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО « РЖЕВСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ(техникум)»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                     «СОГЛАСОВАНО»

 

 Методист ГБОУ СПО «Ржевское                 Составлено в соответствии с ГОС СПО                                                                      

 медицинское училище (техникум)»               Зам. директора по УР:                                                                                                              ________________М.В.Покровская              ______________________М.В.Покровская

«      »___________20___год                           «        « _________________20____год          

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

преподавателя английского языка

                                   

                                      Силаевой Татьяны Аркадьевны

на тему: «Особенности методики преподавания и методическое

      обеспечение урока английского языка в медицинском училище»

Рассмотрена и обсуждена

                                                                         на заседании ЦМК

                                                                      Протокол № ___

                                                                                  от «___» _______20__г.

                                                                           Председатель ЦМК:

                                                                                          __________ Т.А.Силаева.

 

г. Ржев

20___год  

В современном обществе стремительно растет потребность в изучении английского языка: увеличение количества сфер повседневного и профессионального общения, которые требуют наличия у участников общения значительного запаса специализированной лексики и умения её правильно использовать, а также определенного объёма фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере, в частности, в сфере медицины и здравоохранения.

  В настоящее время значительно увеличился поток медицинской научно-технической информации, предназначенной для обмена; осуществляются международные программы по совершенствованию системы здравоохранения. Российские врачи, а также студенты медицинских образовательных учреждений все больше принимают участие в международных научных встречах и программах по обмену и обучению специалистов.

   Учитывая действительную потребность в изучении профильного английского языка в медицинском училище применяются следующие учебники: С.А Тылкина «Пособие по английскому языку для медицинских училищ», Аванесьянц Э.М. «Английский язык для старших курсов учащихся медицинских училищ и колледжей».

   Особенности методики преподавания английского языка в нашем училище определяются тем, фактором, что в училище приходят ребята из разных школ города с очень разным уровнем подготовки по английскому языку. Эти учебники нового поколения, позволяющие преподавателю работать творчески, с использованием инновационных технологий. Основные характеристики курса:

 1. широкие и разнообразные связи за счет содержания речевого материала (текстов для чтения и аудирования, тематики и проблематики дискуссий, типов заданий, широкого применения проектной методики);

2. многоуровневость, так как курс предполагает овладение как языковыми, так и речевыми аспектами коммуникации, а также формирование учащимися личностного отношения к обсуждаемым проблемам;

3. полифункциональность, поскольку английский язык выступает и как цель обучения, и как средство осуществления разнообразной деятельности (например, проектной);

4. направленность на формирование у студентов целостной картины мира;

5. нацеленность на формирование личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира.

Предмет «Медицинский английский» предназначен для СТУДЕНТОВ желающих, научиться самостоятельно, работать с оригинальной медицинской литературой и устно общаться с коллегами по вопросам научной и практической работы, а также непосредственно с пациентами.

Программа предусматривает совершенствование языковой компетенции студентов, освоение и активизацию терминологии по основным разделам медицины, ознакомление с основами и спецификой профессии врача, формирование уважительного к ней отношения.

  Обучение ведется по двум основным учебникам: С.А Тылкина «Пособие по английскому языку для медицинских училищ», Аванесьянц Э.М. «Английский язык для старших курсов учащихся медицинских училищ и колледжей». УМК построен на основе интеграции знаний по английскому языку и медицины. Каждый раздел включает краткий исторический обзор данной дисциплины, тексты, дающие представление об уровне и значимости данной науки в наши дни, информацию о крупных научных открытиях, вкладе российских ученых в научный процесс. Аудио тексты позволяют получить навыки аудирования,  необходимые для понимания, как научных докладов, так и разговорной речи. Освоив данный материал, учащиеся смогут вести дискуссии, проводить презентации, составлять доклады и отчеты, писать письма, статьи, эссе, сочинения.

   В содержание учебника входят аутентичные научно-популярные тексты по следующей тематике: история медицины, анатомия человека, заболевания: симптомы и лечение, медицинские специальности, хирургия, первая помощь, медицина высоких технологий. В учебнике также имеются лексические упражнения для овладения медицинской терминологией и её совершенствования. Учащиеся с удовольствием переводят тексты на русский язык, выполняют лексические упражнения, приобретают основы знаний по медицине.

  Из числа опрошенных 87% учащихся утверждают, что с удовольствием изучают английский язык. Учебная мотивация сформирована у 91% учащихся, что говорит об их понимании значимости предмета английский язык и намерения использовать эти знания в своей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернета на уроках английского языка

Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка

в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)

В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...