Компетентностный подход в преподавании английского языка
статья по английскому языку по теме
В данной статье рассказывается о том, как компетентностный подход реализуется на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Старожук Наталия Владимировна
2012 год
Данная тема заинтересовала меня, так как концепция компетентностного подхода – идея сравнительно новая. В стремлении к формированию учащегося как субъекта учебной деятельности учитель осваивает такие методические приемы, как целеполагание, моделирование учебных задач, рефлексию. Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Общеобразовательная школа должна уметь формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.
Выпускник в условиях модернизации образования должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим». Такое качество обучения и призван обеспечить компетентностный подход.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывать значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному, то есть надпредметному);
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей);
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым, ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными, познаваемыми объектами по отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир), информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции является сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ключевые образовательные компетенции - более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Ценностно-смысловая компетенция.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования ценностно-смысловой компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
Приведем несколько примеров подобных заданий.
4 класс. Тема «Спорт».
Дискуссия «Что ты предпочитаешь: смотреть спортивные передачи или заниматься спортом?».
3 класс. «Урок здоровья». Дискуссия учащихся на тему: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
Общекультурная компетенция.
Формирование этой компетенции позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать толерантное отношение к окружающему миру.
Тема «Праздники».
Важен современный взгляд на традиционные праздники.
Задание. Прочитай текст. Охарактеризуй отношение людей к Рождеству. Что ты думаешь о традициях Рождества. Сравни традиции праздника в Англии и России.
Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым они увлеченно и с большим интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.
Вот некоторые из них:
Don’t teach fishes to swim. – Не учи ученого.
To kill two birds with one stone. – Убить двух зайцев одним махом.
Дети очень живо реагируют на темы, связанные с их досугом, интересами, увлечениями. Обсуждая это, они учатся грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения.
Безусловно, важны уроки и мероприятия в игровой и развлекательной форме, приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка. Примером могут быть такие мероприятия, как внеклассное мероприятие «Путешествие по Великобритании» (2-3 класс), «Рождество» (2-4 класс), «День матери» (4 класс).
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. На уроках английского языка педагогу помогает в этом использование проектных методик.
Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики: так уже со второго класса предусматривается создание проектов на уроках английского языка: создание книги-азбуки, создание закладки,создание книги о друге (2 класс), изготовление открыток и подарков к Новому году, ко дню рождения, написание письма английскому другу (3 класс), конкурс оформленных рецептов (меню), проект "Школа моей мечты", включающий в себя:план школы, расписание уроков, описание школы мечты,правила для учащихся и учителей, проект «Визит в волшебную страну», «Моя комната».
Уже в 4-ом классе мы готовимся к защите проекта, что является необходимым условием применения данной методики. Подобные уроки проходят эмоционально, продуктивно, ученики видят результаты своих трудов, плюсы и минусы.
Информационная компетенция.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования в нашей стране создаётся система электронных учебных ресурсов. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Применение компьютеров интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу учителя, приучает учащихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, повышает познавательную активность и мотивацию. И все это при значительной экономии времени педагога.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики.
Также я использую программу Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания.
В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием» /«Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» /«Enjoy Listening and playing», являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику «Enjoy English» (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.
Также пользуюсь программой «Professor Higgins».
Практика моей работы показала, что использование компьютеров повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка.
В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.
Коммуникативная компетенция.
Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям.
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе» (сложность высказывания возрастает с переходом из класса в класс) и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках.
Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «В магазине» (продавец-покупатель), «На улице» (местный житель-приезжий, полисмен-прохожий) и т.д. помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Т.о., выпускник начальной школы должен уметь:
участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе;
составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа по образцу;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.
Социально-трудовая компетенция.
В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция.
Овладение коммуникативной компетенцией означает овладение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых этикетных (поздоровайся, представься) до более сложных (например, роль покупателя в магазине), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
Компетенция личностного самосовершенствования.
Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.
Возможность развития данной компетенции присутствует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя.
Т.о., компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она требует от учителя много сил и времени для её реализации. При компетентностном подходе учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методические рекомендации и конспект урока...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Создавала преподаватель ГБОУ СОШ № 1278 город Москва...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Данная работа посвящена реализации компетентостного подхода в преподавании английского языка.Описаны различные формы и методы компетентостного подхода....
" Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка в МОУ СОШ №32"
Выступление на педагогическом совете с анализом работы по реализации компетентностного подхода в преподавании английского языка в школе....
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, ко...
Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка"...