сюжетно-ролевые игры в процессе обучения английскому языку
статья по английскому языку по теме
Для активизации учебного процесса широкие возможности дает использование сюжетно-ролевых игр на уроке. В статье описываются различные сюжетно-ролевые игры, цели их применения. Даны несколько примеров из практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevye_igry.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры в процессе
обучения английскому языку
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование сюжетно-ролевых игр.
«Ролевая игра, - как её определяет Мильруд Р.П.,- это методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранными языками. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка».
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнёров становится содержание беседы.
Усваивая язык в ситуациях, имитирующих реальное общение носителей изучаемого языка, учащийся овладевает и социальными ограничениями, социальными правилами употребления языка. Без знания их полноценное общение на иностранном языке невозможно. Усваивать эти правила целесообразней всего в условиях ролевой организации учебной ситуации (или сюжетно-ролевой игры ), т.к. социальные ограничения нетрудно «привязать» к ролям. Ролевая организация учебной ситуации позволяет приучить школьников к соблюдению социальных норм, правил социально-речевого этикета, которые учитывают не только социальный ранг, но и возраст, пол, степень знакомства, характер взаимоотношений и многое другое.
Использование элементов ролевого общения на уроке иностранного языка обеспечивает учащимся необходимую практику в социально-адекватном поведении, обогащает опыт социально-психологических связей, позволяет им в определенной степени приобщаться культуре страны изучаемого языка.
Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время.
Ролевые игры находят все более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе. Они, несомненно, будут способствовать усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к иностранному языку.
Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере лишь при условии правильного отбора и распределения ролей, яркого и экономного способа презентации роли, а также при условии применения эффективного комплекса упражнений, посредством которых школьники тренируются в использовании тех или иных ролей.
Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как личности с присущими ей особенностями, который может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей связано, с одной стороны, с учетом направленности учащегося, с другой – её формированием. При распределении ролей учитываются также психофизиологические характеристики, выражающиеся в принадлежности к определённому типу эмоциональности, в особенности темперамента.
Экспериментальная проверка показала, что возрастные особенности пятиклассников позволяли использовать разные варианты сюжетно-ролевой игры. Одним из вариантов была ролевая игра с предметом. Для организации такой игры школьникам предлагались обстоятельства воображаемой деятельности, распределялись роли, уточнялись мотивы, достигаемый сообща результат. На одном из уроков был предложен сюжет:
«Ты и твой друг в супермаркете. Вокруг рекламные плакаты. Ты хочешь купить видеофильм, а друг – интересную книгу. Продавец показывает вам товар, а вы выбираете. Используйте речевые опоры: I will buy… I will not buy… ». Эта игра была направлена на использование глагола will в значении предположения и лексического материала по теме «Покупки». Вот какой диалог разыграли ребята:
Shop assistant: What would you like? Can I help you?
Linda: Yes, surely. I will buy the Disney film. Show me, please, some. Tom, will you buy any film?
Tom: No, I won’t. I will buy some poetry books with five line rhymes. It is very interesting.
L.: I will buy children’s film «The Lion King». I like it.
Shop assistant: Here it is, 2 pounds, please.
Linda: Thank you. Good bye.
Участники игры не только обменивались репликами, но и действовали с реальными предметами (кассеты, книги, рекламные слоганы).
Ведущей деятельностью младших школьников является детская ролевая игра. Способность играть выражалась в том, что ученики 3 класса охотно принимали участие в воображаемой игровой ситуации, нереальном, сказочном сюжете. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки употребления вопросов с глаголами can, be использовалась ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». Обитатели теремка задавали вопросы «гостям» и только после правильного ответа разрешали им войти. Среди вопросов были следующие: Who are you? Are you green? Are you big? Can you swim? Can you fly?
На основе наблюдения за детьми составляются карточки, на которых записаны ситуации. Вот пример такой карточки (активизируется вопрос Where is/are? и ответы на него с использованием конструкции there is/are):
«Я спешил в школу, укладывал тетради в портфель. И вдруг вспомнил, что не положил ручку. Посмотрел – её нигде не было. Я спросил у мамы, где ручка, она ответила, что на столе. Я посмотрел – её там не было. Спросил ещё раз. Мама вошла в комнату, нашла её. Поблагодарив, я пошёл в школу».
Таким образом, ситуация описана очень подробно, чтобы учащиеся увидели «кусочек» жизни и поверили в её реальность.
На первых уроках учитель сам разыгрывает этюд. На втором этапе этюд разыгрывают более подготовленные учащиеся. Пример:
Pupil: Where is my pen, mummy?
Mother: Your pen is on the table.
P.: It is not on the table.
M.: Look, it is under your English textbook.
P.: Thank you, mum.
Затем этюд разыгрывают слабые ученики. При этом могут меняться ситуации и исполнители, но грамматическая модель не меняется.
Третий этап – работа в парах. Для закрепления активизируемой структуры ребята разыгрывают собственные этюды.
На четвертом этапе школьникам дается возможность проиграть собственные этюды перед классом. Чаще всего учащиеся сами дают названия своим этюдам и разыгрывают их, используя необходимые предметы.
При выполнении ролевых заданий ученик должен сам придумать слова и действия.
Таким образом, ролевые задания – это первый шаг от репродуктивной речи к инициативной.
Благодаря подвижности структуры сюжетно-ролевой игры, её особенностям и функциям она является эффективным методическим приёмом в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. При условии, что сюжетно-ролевая игра правильно планируется и организуется учителем с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, если правильно сделан отбор ролей, если учитываются мотивы, побуждающие к участию в сюжетно-ролевой игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА "Применение ИКТ-технологий в процессе обучения английскому языку" Обучение чтению и аудированию.
Икт-технологии в процессе обучения чтению и аудированию...
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
Цель работы лаборатории - повышение профессионального уровня педагогов....
Игра как прием интенсификации процесса обучения английскому языку на уроке.
Изучение иностранного языка в настоящее время является важной частью подготовки школьников и студентов как будущих специалистов, т.к. его знание – это уже не только культурная, но и экономическа...