Формирование умений устной речи на среднем и старшем этапах обучения английскому яхзыку
материал (английский язык) на тему
Предварительный просмотр:
Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ (ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ)
НА СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ЭТАПАХ
Работу выполнила:
слушатель курсов №51
учитель английского языка
Нестерова А.В.
2011 г.
ВВЕДЕНИЕ
Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Сегодня это особенно актуально. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без хорошо развитого умения говорения. Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения. Согласно государственному стандарту обучения иностранному языку для базового уровня, для успешного общения ученик должен научиться вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения, беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; уметь представлять социокультурный портрет своей страны и страны изучаемого языка.
§ 1. ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды устной речи: диалоги ческую и монологическую.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обме ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо гательных слов и междометий. Большое значение имеет степень эмо ционального возбуждения при разговоре.
Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый от вет ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет боль шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью.
Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается инфор мация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.
Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.
Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертыва ется процесс «говорения».
Исключительно велика роль педагога в формировании уме ний речевого общения школьников. И здесь первым важнейшим условием развития речи и мышления уча щихся является свободная и точная речь педагога.
§ 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ.
В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устно-язычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации.
Современная система обучения иностранному языку исходит из того, что для методики обучения иностранным языкам имеют значение наиболее типичные, или стандарт ные ситуации. Под термином типичная коммуникативная ситуация понимается некоторое воображаемое построение или модель реального контакта, в котором реализуется речевое пове дение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, беседа быв ших однокашников, беседа коллекционеров, встреча близких лю дей и т.д.
Современная методология преподавания иностранных языков базируется на следующих принципах обучения устной речи:
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип моделирования типичной коммуникативной ситуации;
- принцип коммуникативной деятельности;
- принцип интенсивной практики;
- принцип поэтапности речевых умений;
- принцип адекватности.
§ 3. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ.
Тематические планы урока строятся исходя из разновидностей монолога, которые встречаются в реальном общении. В частности к ним можно отнести приветственную речь, похвалу, порицание, лекцию, рассказ, характеристику, описание, обвинительную или оправдательную речь и т.д.
Примеры заданий и упражнений на среднем и старшем этапе обучения монологу [8].
Этапы работы | Примеры заданий и упражнений |
1. Повторение заучен ного материала по данной теме | • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме. |
2. Ознакомление с но вым языковым ма териалом и его пер вичная отработка | • Лексические упражнения на уровне слова и сло восочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.). |
3. Речевые упражнения | • Высказать кратко свое мнение по вопросу/утвержде нию/цитате, факту, событию, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения и т.д. Передать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. |
Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.
§ 4. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГУ.
В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее, следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологичес кая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов, но у данного утверждения есть вполне объективное обоснование.
Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначаль но содержательные границы общения каждого из партнеров, а зна чит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут лег ко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зави симости от изменений речевой ситуации.
Опорами для составления собственных диалогов в данном слу чае могут служить:
- сами тексты диалогов-моделей;
- содержание речевой установки учителя на составление видоиз мененных диалогов;
- описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Учитель | Ученики |
1) Определяет наиболее типичные ситуации ди алогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д.). 2) Изучает материалы УМК и имеющихся учеб ных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся. 3) Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуа ции речевых клише, моделей речевого взаи модействия и т. д. 4) Определяет последовательность предъявле ния различных типовых диалогов в процессе изучения темы. 5) Знакомит учащихся с новыми словами и ре чевыми структурами предъявляемого диа лога. 6) В случае необходимости комментирует социо культурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации. 7) Читает диалог или проигрывает запись диа лога. 8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвисти-ческих средств. | 1). Знакомятся: — с новыми словами, речевыми моделями и клише; — с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации. 2) Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диа лога. 3) Отвечают на вопросы учителя по тексту диа лога, совершают необ ходимые трансформа ции и т. д. 4) Учатся быстро реагиро вать на определенные реплики. 5) Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть. 6) Составляют собствен ные диалоги по образцу на основе частично ви доизмененной ситуации в соответствии с уста новкой учителя. |
9) Организует работу с текстом диалога, направ ленную на его полное понимание и запомина ние, а также частичную трансформацию с уче том уже знакомых синонимичных моделей. 10) Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги. 11) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентично сти в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся. 12) Формулирует речевую установку для твор ческих учебных диалогов по теме. 13) Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников. 14) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса. |
Следует отметить, что речь идет не просто об использовании ди алога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогичес ких навыков и умений.
Что же необходимо совершенствовать в данном случае?
Определим лишь некоторые из базовых речевых умений:
1) умение задавать вопросы разных типов;
2) логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
3) использовать различные реплики реагирования в процессе об щения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
4) употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
5) пользоваться различными способами реализации речевых функ ций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:
• начать, поддержать и закончить разговор;
• поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
• вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов – до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
• обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
• дать совет и принять/не принять его;
• пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.
Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
• выражать свою точку зрения;
• выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
• выражать сомнение;
• выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
§ 5. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ
ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ
1. Предречевые упражнения включают в себя овладение:
- необходимым лексическим объёмом речевого материала;
- достаточной глубиной грамматического построения речи.
2. Структура комплекса упражнений для обучения говорению включает в себя: предречевую ориентировку учащихся; речевую интенцию; ролевую социализацию.
3. Содержание предречевой ориентировки включает в себя: формулировку задания упражнений; описание обстановки (условий и участников общения).
4. Речевые упражнения включают в себя освоение:
- речевого действия, способности учащегося самостоятельно сформировать изложение вопроса, просьбы, обращения, комментария и т.д.;
- речевого взаимодействия, способности вести диалоги, дискуссии, споры и пр.
ИСТОЧНИКИ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение аудированию на среднем и старшем этапе обучения.
Восприятие иноязычной речи на слух – один из самых сложных видов речевой деятельности. Коммуникативные умения в аудировании с различными целями являются комплексными специфическими умениям...
Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...
Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе
Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...
Ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на среднем и старшем этапах обучения английскому языку
Данная методическая разработка представляет кракое изложение теоретического материала по вопросу использования ролевых игр для совершенствования иноязычной диалогической речи учащихся на среднем...
Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский"
В статье « Развитие умений читать на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. и др. «Звездный английский» поднимаются актуальные вопросы...
Технологический уровень методики ролевых игр для формирования умений устной речи обучающихся на уроках немецкого языка (6 - 9кл.)
Работа по апробации проводилась в нашей гимназии .Было проведено 5 уроков. Объектом моего педагогического наблюдения и методического управления было развитие коммуникативной компетенции ( владение ее ...