Методы обучения лингвострановедческому материалу и его влияние на мотивацию изучения английского языка
статья по английскому языку (6 класс) по теме

Семенченко Светлана Викторовна

 В статье предложены методы работы с лингвострановедческими текстами на основе углубленного изучения английского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы обучения лингвострановедческому материалу и его влияние на мотивацию изучения английского языка».

Семенченко Светлана Викторовна,

учитель английского языка МБОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой

   

        Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Этот вопрос широко обсуждается в методической литературе последних лет. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Долгое время задачей страноведения считалась передача знаний о культуре страны изучаемого языка, причем под культурой понимались литература, философия и история. Это отражали тексты, предназначенные для чтения учащимися. Страноведение рассматривалось

лишь как приложение к уроку, только на более продвинутой ступени оно приобретало большее значение в связи с работой над текстами и их  интерпретацией. Со временем в учебники английского  языка как иностранного вошли социальный, политический и хозяйственный аспекты реальности страны изучаемого языка. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. Содержание страноведческих текстов должно быть значимым для учеников, иметь определенную новизну, будь то общие сведения об образовательных учреждениях, о государственном устройстве, о детских и юношеских организациях страны изучаемого языка или об особенностях речевого поведения и этикета. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта: идет обучение языку и дает сведения о стране.

     В наше время необходимо и престижно знание одного или нескольких иностранных языков. Появилось множество методик ускоренного, но не всегда эффективного изучения иностранных языков. Поэтому необходимо, чтобы уровень преподавания иностранных языков в школе повысился, а для этого следует искать новые методы преподавания. Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков. Отсюда следует, что мотивация увеличится и станет прочнее, если мы будем вводить элементы лингвострановедческого характера.

     Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим можно предложить различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с: 1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; 2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения; 3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений; 4) использованием на уроках аудиовизуальных средств; 5) использованием личностной индивидуализации; 6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через: 1) вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке; 2) проблемность заданий и ситуаций; 3) контроль знаний умений и навыков; 4) использование познавательных игр; 5) страноведческий материал и, конечно, доброжелательное отношение учащихся.

       Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

       Успешность введения и использования страноведческого материала на уроках английского языка обусловлена прежде всего выбором методов обучения.  На практических занятиях, уроках можно использовать методы обучения и исследования, такие как беседа, рассказ, объяснение, наблюдение, упражнение, а так же специфические методы работы с текстами лингвостранноведческого характера. Рассмотрим более подробно несколько из них на примере урока « Открываем Британию: Англия и ее регионы» в 6 классе с углубленным изучением английского языка по учебнику Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.

       Основным методом передачи лингвострановедческих знаний является рассказ, сопровождаемый презентацией. Здесь наблюдается   совокупность с принципами обучения: наглядности (символы и флаги стран Великобритании, карта) и использование технических средств обучения (проектор, экран, магнитофон). Это наиболее яркая и запоминающаяся форма передачи материала, чтобы дети не только запоминали его, а сделали своим достоянием. “You know that Great Britain consists of four countries. Look at the map and match these flags with the countries.” Но на доске учащимся предложены только  три флага стран Великобритании и их символы и ученикам необходимо соотнести флаги и символы стран, а так же сделать вывод о недостающей стране. Таким образом учащиеся сами сделают вывод о какой стране будет идти речь на уроке. “I want to show you the flag and the symbol of England (a red rose). Another symbols of England are the Queen and Big Ben, of cause. The capital of England is London. You see its different sights.”  С помощью презентации можно показать разные картинки королевы, Биг Бена, красной розы, различных достопримечательностей Лондона и такой яркий материал запомнится более легко и непринужденно.  

        Чтобы дети не забыли, но и закрепили усвоенный материал, им предлагались разного вида упражнения. Так, для закрепления названий частей света используется элемент игры - заранее сделанный компас со стрелкой и учащимся предлагается расшифровать буквы на доске: SE, S, SW, NW, NE, N, E, W. “SE stands for …  . Come to the blackboard and show this direction, please. Look at the map of Great Britain again and answer the question where its countries are situated? ”  

        Так же весьма результативными оказались методы работы с текстом лингвострановедческого характера. Учащимся на дом был предложен текст « Англия: ее регионы», который имеет большой объем информации и сложен для первичного понимания и работы. На уроке при помощи различных методик развивается навык поиска главной, основной идеи читаемого текста, понимание его общего смысла, а так же  развитие умения кратко изложить содержание, тем самым, развивая  коммуникативные навыки учеников. “Look through the text again and give the names of the five principal parts of England described in the text. Ученики называют 5 регионов Англии и на экране высвечиваются эти регионы в виде цветных кругов с названиями. “ Now you have the maps of  England. You see five regions of the country and now take your pencils and sketch them. Listen to me very attentively! The North of England is green, the Midlands is yellow, East Anglia is blue, the Southeast is pink and the Southwest is red. Now look at my map and compare your pictures.” При выполнении этого задания учащимся можно поставить спокойную английскую музыку или песню, что помогает не только расслабиться, но и лучше воспринимать предлагаемый материал. Используя в работе принципы коммуникативного метода общения и интенсивной методики, можно  ввести ребят в более непринужденную обстановку, способствовать их раскрепощению, небоязни собственных ошибок, умению работать в коллективе, а слайд презентации помогает учителю в быстрой и эффективной проверке этого задания.

         После данной работы с текстом учащимся были предложены вопросы, направленные на детальное понимание прочитанного. С помощью такого приема легко уточнить уровень понимания текста. Разнообразие видов упражнений привлекло внимание ребят к лексике, и тем самым, к содержанию текста, но в более детальной форме. При этом, уровень усвоения материала оказался выше, чем при проведении урока по традиционной системе.

        Следующим этапом работы с данным текстом было упражнение на соотнесение прочитанного материала и выборочной информации из текста: “These are some facts about the five regions of England. Match the facts with the names of the regions and describe them.” Учащиеся читают предложенную информацию и выбирают описанный регион Англии. Так же большую роль на данном этапе работы играет иллюстративный материал презентации, который отражает основные достопримечательности регионов, их названия и позволяет в интересной форме проверить правильно ли учащиеся сделали  свой выбор.

        После ряда таких упражнений и заданий по тексту ученикам можно предложить более творческую работу:  “ Choose one of five regions, look at these sentences and finish them. I want to visit … . Because it is a very … place.  You can see … here. There are (is) … in this part of England. This part is famous for its … . I’d like to visit … . It has … . I’m sure I’ll get pleasure from visiting this place.”  Это упражнение можно выполнить как в классе, так и задать на дом в зависимости от потраченного  времени на уроке и подготовки учащихся.  

       Используя данные методики и принципы в работе над лингвострановедческим материалом можно говорить о качественном улучшении внимания учащихся, о повышении их мотивации к предмету, об осознанном восприятии иноязычной речи на слух и при чтении, о чем можно судить по реакции детей на устную команду.

       С уверенностью можно сказать, что лингвострановедческий материал будет способствовать увеличению интереса к изучаемому языку и способствовать созданию устойчивой мотивации. Последний аргумент можно легко доказать с помощью дополнительных материалов, которые дети самостоятельно пытались найти, чтобы удивить и изумить одноклассников. Ведь именно через эти особенности мы познаем внутреннюю жизнь изучаемой страны. Но лингвострановедение — это всего лишь часть процесса обучения, который не стоит на месте и ищет новые пути эффективного познания. И лингвострановедение в совокупности с новыми, прогрессивными методиками сможет дать и достичь того результата, которого требует наше общество на данной ступени развития, т.е. личности способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и готовой самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для учащихся и для родителей по мотивации изучения английского языка

Опрос для учащихся  начальных классов и для родителей , который поможет выяснить, насколько учащиеся мотивированы в изучении английского языка, какие у них возникают трудности, что им о...

Повышение мотивации изучения английского языка в общеобразовательном учреждении

Каждому учителю приходится сталкиваться с тем, что не все учащиеся проявляют подлинный интерес к изучению предмета, который они преподают. Я постаралась проанализировать мотивы учащихся, исходя из сво...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Влияние англицизмов на изучение английского языка

В настоящее время английский язык имеет статус международного языка. Таким образом, возрос интерес молодежи к английскому языку. Тема использования англицизмов в русском языке актуальна в наше время, ...

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Работа ученицы МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ Ивановой Ксении на НПК с международным участием ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа ученицы МАОУ СОШ №42 г.Улан-Удэ Ивановой Ксении на НПК с международным участием  "Новое поколение"...