Роль и место национально-культурной составляющей на уроках английского языка и во внеурочное время
презентация к уроку (английский язык, 11 класс) на тему

Кнор Ольга Владимировна

В данном материале представлена значимость национально-культурной составляющей на уроках английского языка. Материал был представлен педагогическому сообществу на научно-практической конференции "ВУЗ - ШКОЛА: актуальные вопросы повышения иноязычной компетенции" в Гуманитарном университете, г. Серов Свердловская область

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на научно-практической конференции «ВУЗ – ШКОЛА: актуальные вопросы повышения иноязычной компетенции»

Тема доклада: «Роль и место национально-культурной составляющей на уроке и во внеурочное время».

Автор доклада Кнор Ольга Владимировна, учитель английского языка, МОУ СОШ №6 го Карпинск

     Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость  более  глубокого  изучения мира носителей языка. Обостряется потребность в приобщении человека к мировой культуре, в приближении его образовательного уровня к мировым образовательно-профессиональным стандартам. Овладение иностранным языком есть приобщение к новой культуре, новому образу мысли, новым способам формулировки своих мыслей. А это значит, что обучение иностранному языку не может быть эффективным, если оно не реализуется на соответствующем национальном фоне. Без понимания социально-экономических систем,  знания социальной и политической культур, изучения исторических и культурных традиций, которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми предстоит взаимодействовать, невозможно изучать язык как средство общения.

     Г.Д. Томахин говорит о том, что обращение к проблеме изучения языка и к культуре неслучайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход во многом обеспечивает не только эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации.

     В рамках программ по иностранному языку для общеобразовательных школ развитию страноведческой компетенции уделяется намного меньше внимания, чем развитию лексических, грамматических навыков. Чаще всего обучение страноведению является не основной, а лишь второстепенной задачей урока, страноведческий материал изучается не сам по себе, а отдельными частями в рамках определенных лексических тем. С одной стороны, это позволяет экономить время, но с другой стороны, приводит к фрагментарности и непрочности знаний учащихся.      

     На мой взгляд, именно изучение страноведческого материала повышает интерес к предмету и играет большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка. Лингвострановедческий аспект должен стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка. Знание национальных реалий немаловажно при изучении культуры и языка страны. К ним относятся предметы национальной культуры, факты истории, имена национальных героев. Разучивание стихов, песен, чтение текстов по истории англоязычных стран, географии и искусству вызывает интерес к изучению иностранного языка.  Актуальность данного материала обусловлена еще и тем, что вопросы по страноведению являются одним из этапов городских, областных и международных конкурсов и  олимпиад по иностранному языку, поэтому должны требовать к себе на уроке большего внимания. Однако, не все учебные пособия и учебники, дающие только справочную информацию, дают возможность целостного представления о культуре стран изучаемого языка.

     Спецификой преподавания иностранных языков является необходимость привлечения обширной информации по культуре, истории, обычаям и традициям страны изучаемого языка.

     Все это заставило меня задуматься над тем, как построить образовательный процесс, чтобы учащиеся имели прочные знания о культуре страны изучаемого языка. Для решения поставленной проблемы я пересмотрела подходы к отбору содержательного материала уроков и мероприятий в рамках внеклассной работы.

     Страноведение можно разделить на следующие аспекты: география, история, культура страны изучаемого языка, общественная жизнь, государственное устройство, образование, быт, национальные виды спорта, обычаи и традиции. Поэтому, приобщение к иной культуре  мы начинаем с  поисковой и исследовательской работы по самой разнообразной тематике, начиная с пятого класса:

особенности образа жизни и традиции Великобритании;

праздники;

стихи, песни;

пословицы и поговорки;

королевская семья;

природа и экологические проблемы Великобритании, Америки или Австралии:

спорт и здоровый образ жизни;

пресса России и Великобритании;

модели одежды разных стран;

изобразительное искусство, музыка, театр.

     Данная деятельность способствует формированию основных ключевых образовательных компетенций учащихся, таких как информационно-методологической, познавательной, коммуникативной. Включаясь в такую работу, незаметно для себя, ребята начинают сами  искать что-то интересное, касающееся страны изучаемого языка. Они  с нетерпением ждут информационных минуток, чтобы поделиться с одноклассниками найденной информацией. Дети учатся искать информацию в разных источниках

(телевидение, газеты и журналы, Интернет-ресурсы)  и правильно применять ее на практике.

     Следующим направлением моей работы является сама урочная деятельность.   Во время  проведения своих занятий я пользуюсь аутентичными материалами. Для развития социокультурной компетенции важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны изучаемого языка, факты политической и социальной жизни, факты повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различного рода символики, наличие информации о поведенческой культуре, включающей особенности поведения в различных ситуациях, разговорные формулы, нормы и ценности общества. Предлагаемый страноведческий материал должен быть тщательно отобран. Помимо рассказа об основных «стереотипах», в него могут быть включены темы интересные именно данной возрастной и языковой аудитории. Таким образом, я получаю дополнительный рычаг для манипуляции интересом обучения. Страноведческая ценность текста определяется так же степенью его современности. Благодаря расширению информационного пространства за счет Интернет-ресурсов, появлению новых аутентичных учебников, проблема с отбором текстов отпала.

     Работая над текстами, всегда стараюсь провести параллель с нашей страной или собственным жизненным опытом учащихся, так как воспитание любви к  своей стране и малой родине является приоритетным принципом государственной политики. Потенциал уроков английского языка в этом направлении велик. Воспитание любви к  родине возможно при постоянном обращении и сопоставлении элементов родной и иноязычной культур. А получение и воспроизведение информации на английском языке повышает авторитет в детском сознании, выводит ее на международный уровень.

     Для того чтобы поддержать и сохранить интерес учащихся к изучению иностранного языка нужно, на мой взгляд, по чаще проводить уроки страноведческого характера. Каким образом можно это сделать? Конечно же, через нестандартные уроки в форме уроков-“путешествий”, викторин, конкурсов, соревнований, особенно для учащихся младшего и среднего звена.  

      Для введения страноведческого материала можно использовать также и технологии ”Power Point” и “Publisher”. Эти программы эффективны для презентации и представления любого материала: грамматического, лексического, страноведческого. Кроме того, работа над презентацией имеет огромное мотивационное значение, ведь на компьютере нравится работать как сильным, так и слабым учащимся. В моей коллекции есть презентации о Шотландии, Уэльсе, Австралии, по темам учебной программы, обзорные презентации по праздникам, компьютерные тесты  по страноведению и т.д.

      Как показывает практика, наиболее интересной формой работы для учащихся  являются соревнования и конкурсы. При разработке положений о творческих конкурсах я учитываю способности и возможности учащихся, т.е. их потенциал. В своей работе я часто прибегаю к проведению уроков-праздников, по определенным темам, провожу КВНы, викторины. Цель данных мероприятий - в виде игрового, непринужденного соревнования систематизировать имеющиеся у учащихся знания по страноведению стран изучаемого языка, способствовать повышению интереса к изучению иностранного языка, расширению кругозора, развитию коммуникативной и страноведческой компетенции.

     Так, например, уже на протяжении  многих лет, в нашей школе стало традицией проводить  праздники: «Halloween», «Пасха», «Рождественские ярмарки», причем мы готовим их на двух языках (английский и немецкий) и проводим для учащихся школ города. Кроме этого, проводим литературные гостиные и песенные фестивали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Большим преимуществом тематических вечеров является массовый охват учащихся.    

     Хорошим дополнением к школьной программе и одним из путей повышения мотивации к изучению языка стали элективные  курсы, при проведении которых я стараюсь использовать самые потрясающие сведения по культуре, истории, искусству, традициям и обычаям англоязычных стран. Так, планируя элективный курс для 9-х классов, я решила сделать акцент на страноведение. На следующий год для учащихся был предложен курс «Традиции и обычаи народов стран изучаемого языка». Цели курса предполагают расширение  и углубление знаний учащихся о традициях, обычаях стран изучаемого языка;

способствуют созданию  мотивационной основы для качественной подготовки учащихся к экзаменам и к участию в олимпиадах; являются подготовкой к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.

     Таким образом, можно сказать, что лигвострановедческий материал, включающий национальные реалии и фоновую лексику, является неотъемлемой частью учебного процесса.

     Усвоение лигвострановедческого материала – важнейшего компонента коммуникативной компетенции создает лигвострановедческую компетенцию, под которой понимается целостная система представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носителей, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.

      Формирование лингвострановедческой компетенции – дело не одного дня. Необходимо, на протяжении всех лет изучения иностранного языка вести эту работу и только тогда, путем систематического усердного труда, как педагога, так и ребенка,  можно добиться положительных результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Исследовательская деятельность учащихся гимназии на уроках английского языка и во внеурочное время.

Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. (Н.И.  Пирогов)В Концепции модернизации казахстанского  образования ставится задача по формированию «целостной систе...

Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...