Задачи, которые по силам лишь компьютеру 2006
план-конспект урока по информатике и икт
Легко привести множество примеров того, как применение компьютеров, их вычислительные мощности и развитые возможности по обработке информации позволяют решать задачи, которые ранее казались непосильными (и, конечно, являлись таковыми — принципиальную возможность решить задачу за 1 000 000 лет посредством 1 000 000 людей, выполняющих по одной операции в секунду без перерыва на сон, конечно, не стоит принимать всерьез :). К такого рода сверхсложным задачам относятся и прогнозирование погоды, и точный расчет траекторий космических тел, и т.д. У приведенных выше примеров есть, пожалуй, лишь один существенный недостаток: соответствующие задачи слишком сложны и для школьного курса носят исключительно иллюстративный характер. А хотелось бы, чтобы ребята самостоятельно, посредством реализации той или иной компьютерной модели (например, на языке программирования или в электронных таблицах) получили результат, который нельзя было бы получить иными средствами. Приведем соответствующий пример (который, впрочем, нам не слишком нравится в силу своей сложности и искусственности): получить значение числа p с точностью до сотого знака после запятой. Эта задача практически не поддается "ручному" решению, но соответствующая компьютерная программа вполне по силам учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыганкова Елена Васильевна Курская обл. Черемисиновский р-н, с.Михайловка Михайловская средняя общеобразовательная школа учитель информатики стаж работы 3 года
ЗАДАЧИ,
которые по силам лишь компьютеру
ТЕМА
«Одномерные массивы»
Цель решения задач темы: сформировать у учащихся умение заполнять одномерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать.
Основные понятия темы: массив, элемент массива, номер элемента массива.
Тип задач темы:
1.Нахождение в массиве заданного элемента
2.вычисление среднего арифметического, среднего геометрического и среднего гармонического элемента массива.
3.подсчет количества заданных элементов массива.
4.Поиск минимального (максимального) элемента массива.
5.Сортировка элементов массива.
Тип задач: Нахождение в массиве заданного элемента
Задача 1.
Определить животное, соответствующее году рождения пользователя согласно зороастрийскому гороскопу.
Задача 2.
Определить имеется ли в массиве заданный элемент.
Тип задач: Вычисление среднего арифметического, среднего геометрического и среднего гармонического элементов массива
Задача 1
Вычислить среднее арифметическое элементов массива.
Задача 2.
Вычислить среднее геометрическое элементов массива.
Задача 3.
Вычислить среднее гармоническое суммы положительных и произведения отрицательных элементов массива.
Тип задач: Подсчет количества заданных элементов в массиве.
Задача
Вычислить произведение элементов массива, кратных три.
Тип задач: Поиск минимального (максимального) элемента массива.
Задача
Найти минимальную из сумм а1+аn, а2+аn-1 , …, где а1 ,а2 , …, аn – элементы массива.
Тип задач: Сортировка элементов массива.
Задача.
Провести сортировку списка фамилий учеников класса по алфавиту.
ТЕМА
«Многомерные массивы»
Цель решения задач темы: сформировать у учащихся умение заполнять многомерные массивы, выводить их на экран и обрабатывать.
Тип задач тема:
1.Заполнение массива, обработка элементов, расположенных на главной диагонали и/или под ней.
2.Нахождение в массиве заданного элемента.
3.Вычисление среднего арифметического и среднего геометрического элементов массива.
4.Подсчет количества заданных элементов в массиве.
5.Поиск в массиве максимального (минимального) элемента в строке (столбце).
6.Сортировка строк (столбцов) в зависимости от заданного условия.
Тип задач: Заполнение массива, обработка элементов, расположенных на главной диагонали и/или под ней.
Задача 1.
Заполнить квадратную матрицу случайными числами, лежащими в пределах от а до b, и вывести ее на экран. Трансформировать в матрицу и результат также вывести на экран.
Задача 2.
Дана таблица футбольного чемпионата (F);
F[i, j] =2, если i –я команда победила j-ю;
F[i, j]=1, если i-я команда сыграла вничью с j-й;
F[i, j]=0, если i-я команда проиграла j-й.
Определить:
А) сколько очков набрала каждая команда; сколько игр она выиграла; сыграла вничью, проиграла;
Б) сколько очков набрал победитель;
В) команда с каким номером стала победительницей чемпионата;
Г) сколько команд сыграли вничью более половины игр;
Д) у скольких команд проигрышей больше, чем ничьих.
(Можно придумать множество подобных вопросов, добившись того, чтобы у всех учеников группы они были разными)
Тип задач: Нахождение в массиве заданного элемента.
Задача 1.
Среди перечисленных ниже стран определить ту, которая имеет наибольшее число соседей: Австрия, Швейцария, Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Нидерланды.
Задача 2.
Определить местонахождение заданного элемента в массиве с 4 строками и 5 столбцами.
Тип задач: Вычисление среднего арифметического и среднего геометрического элементов массива.
Задача.
Вычислить среднее геометрическое элементов заданного столбца массива размера kxn.
Тип задач: Подсчет количества заданных элементов в массиве.
Задача
Найти в массиве размера mxn сумму элементов, значения которых лежат в диапазоне от a до b, а также количество таких элементов.
Тип задач: Поиск в массиве максимального (минимального) элемента в строке (столбце).
Задача
В массиве из mxn различных элементов определить номер строки и столбца, содержащих элемент – максимальный и минимальный по всем строкам.
Тип задач: Сортировка строк (столбцов) в зависимости от заданного условия.
Задача
Отсортировать по убыванию элементы столбца, содержащего минимальный элемент массива размера mxn.
ТЕМА
«Построение и исследование вероятных (стохастических) моделей»
Тип задач: Исследование особенностей работы датчика случайных чисел.
Задача
Проверить, действительно ли датчик случайных чисел (в языке программирования, в электронных таблицах) подчиняется закону равномерного распределения.
Цель: познакомить учащихся с генерированием последовательностей случайных чисел в программных средствах.
Вид деятельности: планирование способов проверки гипотезы и их осуществление.
Реализуем моделирование задачи в Excel и в Паскале.
Тип задач: Имитационные модели вероятностных (стохастических) процессов.
Задача
Набранные очки | Выигрыш руб. |
12 | 100 |
2 | 50 |
11 | 20 |
3 иди 10 | 10 |
От 4 до 9 | 0 |
Вам предлагают сыграть в игру. Вы, заплатив 10 рублей, бросаете два игральных кубика и, в зависимости от выпавших очков, можете выиграть некоторую сумму денег в соответствии со следующей таблицей:
Построить модель игры и определить, какую в среднем сумму денег могут заработать устроители игры после N участников, если очки на кубиках выпадают с одинаковой вероятностью.
Цель: познакомить учащихся с вероятностными моделями.
Вид деятельности: построение и анализ модели.
Реализуем моделирование задачи в Excel и в Паскале.
ТЕМА
«Построение динамических моделей»
Тип задач: Построение графиков функций и имитация движения тела по заданной траектории.
Задача 1.
Составить программу построения графика функций, заданной в декартовых координатах.
Задача 2.
Составить программу, имитирующую перемещение тела по траектории, заданной в декартовых координатах.
Задача 3.
Составить программу построения графика функции, заданной в полярных координатах.
Задача 4.
Составить программу, имитирующую перемещение тела по траектории, заданной в полярных координатах.
Задача 5.
Составить программу имитации движения секундной стрелки по циферблату.
Цель: продемонстрировать учащимся, что модели решения всех этих задач очень похожи; познакомить с формулами вычисления координат точек экрана в соответствии с заданной функцией.
Вид деятельности: планирование; сопоставление систем координат, алгоритмизация, программирование.
Реализуем моделирование задачи в Паскале.
ТЕМА
«Имитационные модели»
Тип задач: Построение имитационных моделей процессов.
Задача
Пусть в ячейках памяти компьютера хранятся случайные однозначные числа (от 1 до 9). Машина работает так: случайным образом выбираются две ячейки памяти, содержащиеся в них значения перемножаются, а младшая цифра результата (число единиц) записывается в ячейку вместо первого сомножителя. Можно ли предсказать, что будет храниться в ячейках памяти, если процесс будет длиться достаточно долго?
Напишите программу, имитирующую данный процесс.
Цель: приобретение учащимися опыта выявления закономерностей и прогнозирования результатов случайного процесса.
Вид деятельности: построение алгоритма; прогноз результата.
Реализуем моделирование задачи на Паскале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решение задач по теме: Сила
Урок решение задач по теме: СилаЦели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспитывать коммуникативные способно...

Требования к учебному занятию, ведущей задачей которого является развитие исследовательской компетентности специалиста.
Творческо-поисковая деятельность по развитию образовательной практики в техникуме охватывает различные аспекты деятельности по конструированию учебных занятий: постановку целей современного ...

Решение задач по теме: «Силы в механике»
Решение задач по теме: «Силы в механике» урок решения задач по физике в 9 классе учебникН.М.Шахмаев, А.В.Бунчук...

Учебно-методический материал к уроку "Решение задач по теме "Силы в природе"
Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача...

КТД-это специально организованное пространство, задачей которого является развитие личности школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основная задача...
Проверочная работа. Графические задачи по теме "Сила Ампера, сила Лоренца" 10 вариантов
Раздаточный материал для проверки знаний на уроке. время выполнения заданий 5-10 минут. 10 вариантов....