Учебно-методический материал к уроку "Решение задач по теме "Силы в природе"
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Горбачева Нина Алексеевна

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни, профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий элективного курса.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-методическое обоснование темы

-методические рекомендации по проведению урока

-план урока (с технологической картой)

-дидактический материал к уроку

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


5.ПРИЛОЖЕНИЯ

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена инновационными изменениями в содержании профессиональной деятельности человека, вызванными новыми социально-экономическими условиями и быстрым развитием современных информационных технологий. Особое значение в этих условиях приобретает информационная культура общества. Происходящие в обществе изменения ставят каждого человека перед необходимостью учиться всю жизнь. Добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности может человек с высоким уровнем развития мышления, в частности, абстрактно-логического.

Выпускник школы, будущий специалист должен уметь нестандартно подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь появляющихся. Новые задачи требуют от учащихся умений анализировать, синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и умозаключений, т.е. высокого уровня развития абстрактно-логического мышления. Высокий уровень развития абстрактно-логического мышления -одно из основных условий положительной социализации человека в современном обществе, конкурентоспособности на рынке труда.

Однако методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ, недостаточно теоретически обоснована и экспериментально разработана.

Актуальность проблемы повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов в процессе обучения решению задач по физике с применением алгоритмов обусловлена рядом противоречий между:

- потребностью в выпускниках, обладающих высоким уровнем развития абстрактно-логического мышления, и недостаточной разработанностью методики обучения решению задач по физике, способствующей повышению уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов;

- увеличением роли алгоритмизации производственных технологических процессов и недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью методики руководства учебной и мыслительной деятельностью учащихся с помощью алгоритмов;

- большими потенциальными возможностями применения алгоритмов для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и традиционным применением алгоритмов во фронтальных формах учебной работы по физике современной школы.

Эти противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в определении путей повышения уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся при решении задач по физике с помощью алгоритмов.

Актуальность данной проблемы определила тему урока.

Цель работы - обоснование и разработка методики применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающей повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-методическое обоснование темы:

При изучении данной темы обучающиеся должны повторить понятие о силах упругости, гравитационных силах и силах трения. В соответствии с этим решают задачи на закон Гука, закон всемирного тяготения и законы трения. Эти сведения и навыки, важные сами по себе, имеют большое значение  для изучения и обобщения законов движения Ньютона.

Тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и политехническое значение

-методические рекомендации по проведению урока

Одна из главных тенденций современного учебного процесса - систематическое проведение обобщения знаний путем решения задач. Как правило, такие уроки проводятся в конце изучения разделов или крупных тем курса. Решение задач осуществляется на разных уровнях: на уровне понятий, законов, теорий.

 Рекомендуемые методы и приемы при подготовке и проведении урока:  беседа, работа с таблицами и рисунками, физический эксперимент, решение качественных и расчетных задач профессионального содержания;

абстрагирование, моделирование, теоретическое предвидение результата явления школьниками, выводы.

-план урока (с технологической картой)

1.Тема программы: «Механические силы»

2.Тема урока «Cилы в природе»

3.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний при решении задач.

4.Вид урока: решение задач

5.Цель методическая: создание условий для развития знаний, умений и навыков; развития способностей, воспитания нравственных качеств личности

6. Цели образования :формирование знаний, умений и навыков по теме « Силы в природе»,формирование взглядов, убеждений, нравственных и патриотических качеств личности, развитие профессиональных интересов, мышления, речи,  памяти

7.Материально-техническое обеспечение урока: ,ИКТ, физическое оборудование: динамометр, набор грузов

8.Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, ОБЖ, литература. история, технология

Методическая подструктура урока

Структура

урока

(этапы

урока)

Методы

обучения

Формы

деятельности

Мет.приемы

и их

содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Приз.

решения задач урока

1.Вступительное слово

 учителя.

Формулировка темы и

цели урока

Словесные

наглядные

фронтальная

Знакомство с

содержанием

задачи проф.

содержания

Элекронно образовательные ресурсы

Выдвижение

проблемы

Использование знаний в новой ситуации

2.Повторение

словесные

фронтальная

беседа

наглядные

Фронтальная

беседа

3.Решение качественных

задач

поисковые

групповая

Литературная минутка

аудиовизуальные

Литературная

минутка

4.Демонстрационный

эксперимент

Метод проектов

парная

Экспериментальная

проверка

теоретического п

редвидения

Демонстрационные

Учебные приборы

Работа с

физическим оборудованием

Наблюдение,

сравнение,

Обобщение.,

выводы

5.Выполнение

письменной работы

визуальные

фронтальная

Работа с техн.картой

наглядные

6. Решение задач

поисковые

индивидуальная

Повторение формул при решении задач

Электронно образовательные ресурсы

Самостоятельная работа

Решение поставленных задач

7.Работа с графиком

Метод прогнозирования

фронтальная

сравнение

наглядные

Работа в группах

Решение поставленных задач

8.Решение задач проф. содержания

Метод проектов

самопроверка

индивидуальная

Мотив.момент

печатные

Самостоятельная работа

Самообразование и саморазвитие

9. Итог урока

Обобщение.

Выводы

индивидуальная

Подведение итогов

печатные

Обобщение.

Выводы

Заполнение

оценочного

листа

Качество знаний,умений и нав.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока.

Педагоги смогут получить при применении данной работы сведения об организации учебного процесса при решении задач, смогут оценить эффективность методов и методических приемов, применения лабораторных и информационных средств обучения.

Методическая разработка не повторяет содержание учебника и не освящает вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения обосновываются педагогическим опытом.

Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. И ориентирует организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и методов обучения.

Методическая разработка содержит конкретные материалы.которые может использовать учитель.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга для учителя / Г. М. Голин. М.: "Просвещение", 2002г.

2.Гулиа Н. В. Физика. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

3.  Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. – М.: Наука, 1983.

4. Колтун М. Мир физики. – М.: Дет. лит., 1984.

5.ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс "Природа и здоровье человека"

Методический путеводитель, состоящий из теоретического и практического материала, обеспечивающий образовательный процесс....

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал "Неметаллы в природе и в повседневной жизни"

Презентация для 9 класса по теме "Неметаллы". В ней красочно и ярко показаны физические свойства неметаллов, их особенности и нахождение в природе....

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно-методический материал по теме: "Алгебраический метод решения задач на построение"

Задачи на построение не только представляют интерес для начинающих математиков-исследователей, но и на протяжении многих лет являются традиционным материалом  школьного курса геометрии. Целью дан...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...